Как снять кино, имея 25 баксов на кармане?

В конце 90-х годов миру был представлен фильм «Ведьма из Блэр». В историю данная картина вошла, как один из выстреливших в прокате фильмов. Его кассовый сбор – более 248 миллионов долларов, при этом первоначальный бюджет – 20-25 тысяч долларов.

Конечно, история кинематографа знает еще немало примеров, когда снятый за относительно небольшую сумму фильм получил любовь аудитории. И пока Нолан с Финчером снимают высокобюджетные блокбастеры, ноунеймы с любительской камерой, написав толковый сценарий и набравшись терпения, вполне способны снять кино. Разумеется, миллионы его не посмотрят и на фестивале в Каннах не прокрутят, но своих зрителей оно точно сможет найти.

У нас было два пакетика травы, 75 ампул мескалина…

Тему «ну очень любительского кино» мы раскроем на примере собственного режиссерского опыта. Из всего, что нужно для плодотворного занятия кинематографом, у нас была только идея. Но, впоследствии, как выяснилось, её было достаточно. Конечно, не лишней оказались камера Nikon COOLPIX P500 (которую, к слову, уже давно сняли с производства), мало-мальски крепкий штатив, купленный в Интернет-магазине, селфи-палка, смартфон с камерой в 12 мегапикселей, а также пачка сигарет для реквизита, упаковка дешевого кетчупа для экшена и бутылка воды для того, чтобы смыть с себя всю горечь херсонских помидоров.

В итоге, общий бюджет, как минимум, первой части нашей кинокартины – около 620 гривен или 25 долларов, если выражаться по-человечески.

Сценарий, сценарий написан!

В процессе написания сценария мы ориентировались, прежде всего, на структурирование самого процесса съемки. Рисовать раскадровки мы, пока, не научились, а потому решили прописать основные локации, действия и положения камер на листе бумаги, поделив электронный документ на две колонки. В одной из них мы прописали планы и локации. В другой – все реплики и диалоги. Выглядело это примерно так:

Собственно сценарий
Собственно сценарий

Подбрили эту методику мы из мануала по написанию сценариев для телешоу. Может для кино он не очень подходит, и Михалков за это придушил бы нас своим шарфом, но работаем, как умеем. Не суть.

Далее мы прошлись по основным локациям, чтобы не бродить в съемочный день по городу и попросту тратить время. К слову, в день съемок нам это очень помогло.

Начинай снимать с утра

Утро воскресения началось с похода в супермаркет за дешевым кетчупом. На плечах – два рюкзака. В одном – штатив, в другом – камера и прочий реквизит (одежда, вода, бумага и прочее барахло). Снимать мы начали оперативно и по пути к первой локации успели записать первые перебивки, проходки и просто красивые планы на всякий случай. Дойдя до места назначения началась жара. Причем не только на импровизированной съемочной площадке, но и на термометре. Лето, как не крути.

Безусловно, погода наложила свой отпечаток и если в голове все сцены из будущего фильма выглядели не хуже, чем у Балабанова, то по факту мы получили пересвет, гуляющий фокус, шум ветра в микрофоне и много других разочарований. Однако, смотри выше. Проработанный до мелочей план съемок и составленный список локаций помог нам сэкономить много времени. В результате, первый съемочный день у нас прошел за 4-5 часов, а второй и вовсе за два часа. Причем, второй съемочный день в наши планы не входил. Просто запороли одну из сцен и решили её переснимать, дабы не портить «фильм» отвратным монтажом одного из фрагментов.

Процесс съемки проходил увлекательно и довольно быстро. Главный страх заключался в том, что если на дисплее камеры отснятый материал смотрелся прямо кинематографично, то на мониторе компьютера он мог бы выглядеть, как видео, записанное вашим дедушкой-ветераном на камеру 3.2 мегапикселя. Наши опасения частично сбылись, но на помощь пришли базовые знания Premiere Pro и ползунки цветокора. Штатив в нашей ситуации и вовсе оказался «палочкой-выручалочкой», из-за чего мы даже не переживали за трясущуюся картинку и дрожащие руки.

Этап монтажа. Много ли нужно уметь?

На самом деле, прелесть современных программ для видеомонтажа заключается в том, что даже знание базовых фишек уже поможет не допустить промашки. Если уметь нарезать и грамотно склеивать видео, а в идеале накладывать титры и юзать плагины, то можно получить картинку не хуже, чем в «Зеленом Сл…», то есть в «Грузе 200» того же Балабанова.

Реплики и диалоги мы писали на качественный микрофон. Здесь нам повезло и в «бюджет фильма» мы его не включали.

Монтаж первых 10 минут у нас занял около трех-четырех часов работы с софтом Adobe и еще часа три мы мучились в ожидании рендера. Некоторые сцены мы смонтировали заранее, что тоже очень облегчило работу. Затем наложили на фон музыкальное сопровождение, добавили для эффектности черные киношные полосы (с ними просто круче и пропадает лишний воздух) и, наконец, залили наш дебют на YouTube.

Правда, чуть ближе к сотому пересмотру фильма нам стали бросаться в глаза «траблы» с картинкой. И в голову пришла идея о фильтре VHS. Эффект старой пленки, на наш взгляд, сгладил все грехи.

Сравните картинку сами:

Вариант с фильтром
Вариант с фильтром
И без него
И без него

В общем и целом, на своем опыте мы поняли, что снимать кино в условиях тотальной экономии хоть и сложно, но вполне реально. А потому продолжению нашего «детища» быть. А пока предлагаем вам посмотреть то, что вышло у нашей немногочисленной съемочной группы, где один человек совмещал в себе профессии актера, оператора, декоратора, сценариста, режиссера и т. д.

P.S. Будет здорово, если вы оставите свои отзывы о «фильме» в комментариях к самому видео или здесь. Нам очень важно ваше мнение, чтобы не допускать ошибок и ляпов в дальнейшем. Заранее спасибо и приятного просмотра!

Андрей Замковой

Алексей Шевченко

1414
13 комментариев

Когда уже мамкины бизнесмены начнут в бюджет вкладывать и человекочасы? Даже собственные.

Умножьте затраченное время на среднюю ставку по соответствующим профессиям, посмотрим, сколько у вас был реальный бюджет.

6

Рисовать раскадровки надо обязательно, хоть в стиле палка-огуречик. Я тоже рисовать не умею, но и каракулей достаточно, главное — чтобы было понятно.

У вас нет знаний основ операторского искусства и монтажа, нарушены правила композиции. Мне смешно и грустно от того, что вы уверены, будто у вас получилась красивая картинка.

Камера все время дергается, используете зум. Когда делаете панорамы движения камеры прерывистые, они должны быть плавными. Для этого надо специально тренироваться и штатив смазать чем-нибудь вроде солидола.

У вас даже экспозиция неправильная, если приходится фильтр VHS ставить.

Хватить из себя строить Родригесов и Тарантино. Найдите в своем городе курсы режиссеров и научитесь нормально снимать. Или хотя бы учебники скачайте по съемке и монтажу.

6

По порядку.

Честно, у меня было много вопросов и язвительных шуток в ходе просмотра, но учитывая что видео, как и пост, подписано авторами своими именами я воспринимаю это как вполне осознанную работу. Поэтому и комментировать я буду стараться это максимально конструктивно. Я не из сферы кино, мнение простого случайного зрителя.

Диалоги и персонажи нулевые.
Я не оцениваю по актерской игре, фиг с ней, делаем скидку на любительский формат и недоступность Киану Ривза в даты ваших съемок.
Но ни одна строчка диалогов мне не помогает понять абсолютно кто такой главный герой, и почему я должен переживать, что он влетел в условную аномалию и должен из нее выбраться. Я честно выключил на 2 минуте и уже после перекура решил все таки досмотреть, так как не люблю бросать начатое, а вдруг я ошибся и это стоит инвестированных в ваше творчество 10 минут моей жизни?

Идея фильма, (а точнее мини сериала, ведь это 1 часть) в принципе вроде бы понятна по контексту происходящего, но подана мне как зрителю такой кашей, что я получил следующий эффект - я для себя понял что ГГ застрял в аномалии с триггером в виде сигарет, использовав их несколько раз он либо размножил свои сущности в одном временном отрезке или типа того, еще кто-то кого-то убивает. Отсюда два варианта:

1. Я понял ваш сюжет по своему, и для себя уже сделал все выводы + с учетом отсутствия актерской игры, и сформировавшегося мнения о сюжете и возможных вариантах развития, я уже не буду смотреть ничего далее. Я не переживаю за героя, я не заинтересован оригинальностью аномалии, я не заинтригован кто убийца. Хреново тут то, что вы вообще говорили мне 10 минут про другое и оказывается я ничего не понял по вашему мнению. В целом уже не важно, я пошел смотреть что-то еще.

2. Я понял все верно, но в целом я не вижу смысла смотреть дальше, так как мне просто не интересно наблюдать за ГГ дальше ( см. блок про диалоги и ГГ)

Если вы делите кино на несколько частей, то в любом случае они должны содержать хоть какую-то базовую логику на которой строятся все худ. произведения. Хотя бы простая линейная структура: ЧАСТЬ 1
- завязка с расположением по местам героев и знакомство с ними через окружение или сюжет
- небольшое развитие сюжета показывающая место и контекст происходящего
- кризисная точка с открытым финалом, крючок чтобы я захотел посмотреть дальше
ЧАСТЬ 2,3,4,N
- развитие сюжета с нарастающим напряжением по основной линии фильма
ЧАСТЬ N+1
-кульминация
-развязка

Конечно если вы "художники" и вам похер как я все понимаю, что вы там вложили в это творение, то это все не проблема.

По технической части. Ну тут пусть лучше те кто работает в сфере комментируют, для меня как зрителя с учетом скидки на любительский продукт, есть ряд вопросов про затянутость кадров, про на мой взгляд не самую удачную подборку ракурсов съемки и про звуковое оформление с которым можно было бы более тщательно поработать, просто располагая теми средствами съемки и базовыми знаниями премьера. Ощущение что пришла идея, накидали быстро "сценарий" пошли сняли, смонтировали за день, и из-за большого желания показать что то выложили в сеть. Тут мне кажется можно использовать совет, который, если я не ошибаюсь, писал Стивен Кинг в своей книге "как писать книги" :

"Когда черновик готов, дайте ему полежать в течение 4 недель. В это время не обязательно бросать писать. Используйте отдых продуктивно — пишите рассказы, небольшие повести."


В любом случае это опыт, так что при желании читайте, смотрите, учитесь и делайте то что нравится. Благо сейчас куча информации которую можно взять в открытом доступе.

P.s. плюсы тоже есть*
__
*Мнение автора может не совпадать с мнением человечества и других разумных существ

4

Как то мутно все. Понятно, что идёт некая попытка игры с параллельными мирами и задел на фантастику, но не хватает броскости реплик и продуманности сцен . Вот глав герой эмоционально ничего не выражает, он как бы не живой и реплики тоже слишком выхолащены . Вот в начале было " пидор", а потом в репликах ничего более броского и все как то аккуратно . Да, сцена в падике с убийством неплоха и сразу думаешь, что снимал какой нибудь маньяк и это единственное, что осталось из переживания отснятого . Нет, предлагаю так. Глав герой находит пачку сигарет, открывает и находит записку и там написано - пидор . Он произносит - "хм, интересно." И потом сразу получает удар тупым предметом по голове и уже приходит в себя под вечер где то в кустах со спущенными штанами и вот с этого и идёт дальше кино . Вот вам и интрига и вот вам детектив, переходящий в фантастику .

3

это странно, но что то в этом есть

1

Дойдя до места назначения началась жара.

:(

1