Мода на ретро и проблемы современного пиксель-арта

Привет, DTF! Вы наверняка знаете, как инди-разработчики очень любят такой вид искусства как пиксель-арт. Это конечно всё здорово, но у инди-разработчиков получается не очень. В этой статье я хочу рассказать, что не так с современным пиксель-артом.

Мода на ретро и проблемы современного пиксель-арта

Всем известно, что пиксель-арт появился из-за технических ограничений консолей в 80-ых и 90-ых. Игра не может выдавать высокое разрешение картинки. Поэтому художникам приходилось хоть как-то выворачиваться. С течением времени по мере продвижения научно-технического прогресса графика в играх стала трёхмерной и чёткой, появились разрешения Full HD и 4K. Сейчас графика в играх стала неотличимой от жизни. Кажется, пиксель-арт, будучи обузой разработчиков в 90-ых, должен кануть в прошлое. А вот и нет! В начале 2010-ых пиксель-арт возродился и неожиданно стал популярным среди инди-разработчиков и игроков. Даже школьники играют в пиксельные игры. И тут встаёт вопрос - почему мы так любим пиксель-арт, и почему он так часто проявляется в инди?

Во-первых, это ностальгично. Вы же скучаете по временам, когда вы, будучи семилетним ребёнком, играли в Денди? Во-вторых, нам нравится сама стилистика. Нам нравится сам "мозаичный" стиль пиксель-арта. Как ни странно, но до появления пиксель-арта как такового были и другие виды искусств, которые визуально схожи. Взять к примеру вышивку крестом. Приглядитесь на эту картину. Чем вам не пиксель-арт на ткани?

Мода на ретро и проблемы современного пиксель-арта

Как вы видите, пиксельная графика из технического ограничения превратилась в отдельную ветвь искусства. Но мы так и не ответили на пару вопросов. Почему в последнее время инди-разработчики так часто пользуются пиксельной графикой и почему она в моде? Отчасти этому поспособствовали ретро-геймеры и прочная ассоциация пикселей с геймерской культурой. Я заметил, что многие инди-игры конца нулевых и начала 2010-ых годов не использовали пиксельную графику. Из-за маленького бюджета инди-разработчики не могли позволить себе фотореалистичную графику, и им пришлось это компенсировать красивой 2D картинкой. Но после 2016 года пиксельных игр стало намного больше. Откуда пошёл весь ретровейв? Ну, надо поблагодарить за это ностальгирующих разработчиков. Одним из первых мейнстримных пиксельных игр можно назвать Shovel Knight.

Мода на ретро и проблемы современного пиксель-арта

Признаюсь честно, мне самому понравилась визуальная стилистика игры. Разработчики поставили себе задачу создать игру, которая реально могла выйти на NES. Они нарошно следовали техническим ограничениям платформы вроде ограничения цветов. Тем не менее, графика сделана не халтурно, а со вкусом. Игра сделана очень профессионально небольшой командой.

К сожалению, из-за подобных игр, у инди-разработчиков сложился стереотип о том, что пиксель-арт намного легче рисовать, нежели нарисованное 2D. На самом деле на создание красивой пиксельной картинки требуются часы кропотливой работы и прекрасное овладение художественными навыками. В 90-ые годы, во времена 16-битных приставок, художники поставили себе целью выжать из железа как можно больше возможностей. Они понимали, что визуальный дизайн очень важен в игре. Поэтому картинка игр той эпохи действительно завораживала. Особенно это заметно в играх по мотивам мультфильмов, где персонажи выгляди в точности как мультике. Просто взгляните, как выглядели игры тех лет:

Как вы видите, в те времена стандарты качества картинки были высокими. Однако сейчас, когда любому человеку уже теперь доступны инструменты для разработки игр, уровень качества проектов снизился. В погоне за модой большинство инди-разработчиков начинают злоупотреблять пиксель-артом. В результате картинка получилась слишком минималистичной и дешёвой. "Ну ладно, да это просто инди, графон не нужон":

Встречаются, конечно, и годные инди-проекты с красивым пиксель-артом вроде Owlboy, Dead Cells и Iconoclasts:

Мода на ретро и проблемы современного пиксель-арта

Как вы видите, разница велика. В Owlboy пиксель-арт выполнен очень детально и очень кропотливо. В то время как в других играх разработчики слишком упрощали графику в погоне за модой.

Пиксель-арт на удивление является очень живучим видом искусства. И если от примитивной 3D графики уровня PS1 тянет в туалет "по-взрослому", то 16-битная графика игры на SNES, наоборот, только привлекает.

Я не художник-профессионал. Я просто интересуюсь визуальным дизайном. Я понимаю, что графика в играх это не главное, но это не повод делать игру с вырвиглазным дизайном и говорить "графон не нужон". Я пишу это для того, чтобы просто поделиться опытом. Я очень надеюсь, что моя статья очень пригодится инди-разработчикам, которые участвуют в джеме. В дополнение к своей статье я выложу ролик англоязычного блогера, если хотите понимать суть глубже. Спасибо за внимание.

70
133 комментария