Как сериал «Чернобыль» стал мировым феноменом и какие уроки нам из него стоит вынести
Ложь — константа, понятная в любой точке мира.
3 июня в эфир HBO вышел финальный эпизод минисериала «Чернобыль». Ещё месяц назад казалось, что шоу о катастрофе 33-летней давности затеряется на фоне финала «Игры престолов», но получилось с точностью наоборот. История Вестероса как будто просто оборвалась, не оставив после себя никакой пищи для размышлений, а сериал сценариста Крэйга Мазина, напротив, оказался сильным с идейной точки зрения.
Неудивительно, что российские СМИ тут же начали искать в «Чернобыле» пропаганду и русофобию — уж слишком больную тему поднял HBO. Но с каждой новой колонкой яснее становилось только одно — сильных аргументов у противников сериала нет.
Да и чтобы убедиться в том, что Мазин — никакой не пропагандист на зарплате у правительства США, достаточно послушать официальный подкаст сериала. По увлекательным рассказам сценариста сразу становится понятно, что он прежде всего интеллигентный человек, движимый любопытством. И всё.
Для Крэйга «Чернобыль» начался с обычного гуглинга вечером выходного дня. Мазин, которому в 1986-м было 15 лет, вдруг осознал, что отчётливо помнит детали крушения шаттла «Челленджер», но почти ничего не знает о техногенной катастрофе, случившейся в том же году в СССР.
И чем больше сценарист узнавал об ужасах той самой апрельской ночи, тем сильнее хотел рассказать об этой трагедии миру и тем чётче становился лейтмотив грядущего сериала. Да, Мазин убеждён, что его Титанику нужен был свой айсберг в лице инженера Дятлова, нарушившего все возможные инструкции, но главная тема «Чернобыля» — не недостатки и преимущества отдельной нации или конкретных людей, а бесконечно высокая цена лжи как таковой.
Автор не прятал свою идею глубоко, он наоборот прописал её даже слишком в лоб. Сериал, как образцовое школьное сочинение, начинается словами Легасова о цене лжи и ими же и заканчивается. Нужно очень сильно стараться уйти от реальности, чтобы найти в «Чернобыле» какие-то другие смыслы.
Да и русофобии в сериале, конечно же, нет. Напротив, Мазин при любой возможности хвалит советский народ и поражается его силе воли. Он считает, что американцы вряд ли справились бы с подобной катастрофой — они бы отказались идти на смерть и провели бы быструю эвакуацию, без боя отдав радиации пару штатов.
Какая может быть вообще речь о русофобии, когда «Чернобыль» снят с таким уважением к мелочам, советскому быту и советскому народу.
Настоящая русофобия кроется не в шоу HBO, а, например, в грядущем сериале НТВ на ту же тему, где историю хотят превратить в шпионские игры между СССР и США, тем самым задвинув в тень подвиг ликвидаторов. Или в колонках, где на «Чернобыль» хотят поскорее налепить штамп пропаганды, даже не разобравшись в мотивах авторов.
Сам же Мазин признаёт, что происходящее на ЧАЭС в ночь катастрофы теперь напоминает ему нынешнее правительство США. Работа над сериалом началась ещё до выборов, но сейчас американцы видят в Дятлове пресловутого Дональда Трампа, а сценарист с этой точкой зрения и не спорит.
Некоторым россиянам с характерным национальным эгоцентризмом тяжело поверить в то, что «Чернобыль» американцы прежде всего сняли для себя и про себя, но именно так оно и было.
Тот факт, что даже авторы видят в Дятлове Трампа — это не минус сериала, а его сильная сторона. Обращаясь к историческому событию, случившемуся в чужой стране, Мазин писал не только о чернобыльской катастрофе, но и о темах близких ему как американцу, а уже потом зрители из разных точек мира вдруг узнали в увиденном проблемы своей страны. Так обычно и рождается универсальное творчество, стирающее границы. Так и получился сериал, занявший первую строчку на IMDb.
«Чернобыль» — ни в коем случае не банальная история о том, что «всё тайное становится явным», нет. Мазин делает особый акцент на том, что разрушение лжи обычно сопровождается не только освобождением, но и катастрофой, которая забирает с собой жизни ни в чём ни повинных людей.
Пока российские чиновники и журналисты даже спустя 33 года после аварии на ЧАЭС пытаются свалить вину на кого-то ещё, везде ищут пропаганду и ведут бесконечную войну с (зачастую) мифическим врагом, чтобы оправдать своё существование, автор американского сериала делает из чернобыльской трагедии жуткие выводы не о России, а обо всём человечестве в целом.
Мазин устами Легасова говорит о том, что все мы прямо сейчас живём в мире лжи, и избавиться от неё разом невозможно, а потому в будущем нас ждёт обязательная расплата. В наших силах разве что попытаться снизить ущерб, но не избежать последствий полностью.
«Каждая ложь, которую мы произносим, берёт в долг у правды. Рано или поздно, по этому долгу придётся заплатить».
На фоне «Чернобыля» и недавнего анонса Call of Duty Modern Warfare, лояльные к власти журналисты из непрофильных СМИ всё чаще задают одни и те же вопросы: «Почему такое не можем сделать мы? Почему мы позволяем кому-то говорить за нас? Кто позволил американцам писать нашу историю?»
Вопрос, конечно, хороший, но не лучший. Возможно им стоит спросить себя, почему сценарист фильмов «Очень страшное кино 3» и «Поймай толстуху» сделал из чернобыльской катастрофы, кажется, самые гуманные и правильные выводы, какие было только возможно сделать, а они всё ещё подобно Дятлову отрицают очевидное, требуя залить водой ядро несуществующего реактора.