Смерть под лучом: насколько правдоподобен мини-сериал «Чернобыль»

Убедительная картина катастрофы, которую то и дело пытаются испортить излишней драматизацией.

Смерть под лучом: насколько правдоподобен мини-сериал «Чернобыль»

Когда зарубежные киношники берутся снимать ленту про события из советской или российской истории — особенно трагические и спорные — то всегда опасаешься, что им не хватит усердия изучить эти события, не хватит чутья создать правдоподобный антураж, что вся палитра смешается в одну привычную и удобную «клюкву».

Первые две серии «Чернобыля», который снимали по заказу HBO, даже немного шокируют тем, насколько авторы глубоко погрузились в тему. История аварии на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС рассказывается честно и зловеще, пускай и не без отступлений от документов. Однако вполне объяснимое желание постановщиков придать сериалу эмоциональной яркости может сильно смазать впечатление.

Хроника трагедии

Начинается сериал не с самой аварии, а с событий спустя два года после неё. Академик Валерий Легасов, центральный герой сериала и один из тех, кто руководил ликвидацией последствий Чернобыльской аварии, записывает у себя на кухне последнюю кассету с собственными воспоминаниями о тех событиях. И вот поставлена точка, кассеты бережно завёрнуты в газету, спрятаны в уличном выходе вентиляции, а профессор Легасов залезает в петлю и выбивает табуретку из-под ног.

Депрессивное начало не менее депрессивной истории.

В реальной истории Легасов покончил с собой за день до выступления с докладом об аварии: крайне подозрительные обстоятельства
В реальной истории Легасов покончил с собой за день до выступления с докладом об аварии: крайне подозрительные обстоятельства

И только потом нас возвращают в роковую ночь с 25 на 26 апреля 1986 года, в центр управления Чернобыльской атомной станции, спустя секунды после аварии. Где-то далеко прогремел взрыв, операторы станции в недоумении смотрят друг на друга, никто пока что даже представить себе не может, что произошло на самом деле.

В этом одно из главных достоинств «Чернобыля»: сериал честно и почти дословно пересказывает те роковые события. Работники станции, которые в отчаянии пытаются остудить стержни реактора водой, хотя нет уже ни стержней, ни реактора. Подъём по тревоге всех пожарных бригад, которые потом героически бросятся в самое пекло и не дадут огню перекинуться на третий энергоблок, соединённый с четвёртым крытым переходом. Панику партийных чинов, передающуюся всё дальше и дальше по иерархии.

Ядерщики до последнего цеплялись за мысль, что взорвался всего лишь бак с водой, а вовсе не сам реактор.
Ядерщики до последнего цеплялись за мысль, что взорвался всего лишь бак с водой, а вовсе не сам реактор.

«Чернобыль» воспроизводит трагедию не только в общих чертах, но и в деталях. Одна из них, далеко не самая известная — это «ядерная лава», адская расплавленная смесь из урановых топливных элементов, свинца, которым посыпали реактор, графита и других материалов.

«Ядерная лава», или кориум, спокойно прожигала толстые бетонные перекрытия, под которыми находились барботеры, резервуары с водой. Контакт кориума с водой привёл бы к такому чудовищному тепловому взрыву, что остатки топлива и продукты распада раскидало бы по огромной территории: кто-то считает, что погибли бы только Украина и Белоруссия, а пессимисты уверены, что половина Европы на сотни лет стала бы безжизненной.

Подарок, который сам себя дарит

Многие зрители отмечают, что «Чернобыль» по настроению куда ближе к хоррору, а не к хронике или документалистике. И они правы, ведь в сериале есть полноценное чудовище, худший злодей из возможных — радиация.

Жители Припяти любуются пожаром на ЧАЭС, даже не подозревая, что с каждой секундой накапливают дозы облучения.
Жители Припяти любуются пожаром на ЧАЭС, даже не подозревая, что с каждой секундой накапливают дозы облучения.

«Чернобыль» ужасающе правдиво демонстрирует эффекты радиации, которая будучи абсолютно незаметной, остаётся при этом убийственной и всепроникающей, иногда — стремительной, иногда — осторожной и скрытной.

Пожарный по неразумению берёт в руку осколок графитового короба из реактора, держит его всего несколько секунд — а спустя час его увозят на «Скорой», потому что с руки слезает кожа. Работник станции удерживает открытой стальную дверь и упирается в неё бедром, а буквально на глазах брюки пропитываются кровью — настолько облучённым был металл. Инженер заглядывает в жерло взорванного реактора, поворачивается спустя пару мгновений — а его лицо уже покраснело от гиперемии.

Анатолий Ситников прожил всего лишь месяц после аварии. 
Анатолий Ситников прожил всего лишь месяц после аварии. 

Но вместе с тем заместитель главного инженера Анатолий Дятлов, который успешно избегал прямого контакта с чем-либо облучённым, уже утром 26 апреля заливает рвотой стол прямо во время экстренного заседания. От радиации не спрячешься, химзащита лишь скуёт твои движения, свинец даст тебе пару минут форы, таблетки с йодом спасут щитовидку, но не костный мозг.

Так что больше всего повезло тем, кто принял «смерть под лучом» — это экипаж вертолёта, который влетел в «конус» прямого излучения над обломками станции, где доза достигает 15 000 рентген в час, и это при смертельной дозе в 700 рентген. Спустя секунды после этого пилот, судя по всему, погиб, вертолёт зацепился лопастью за трос башенного крана и разбился.

Даже те вертолёты, что не влетали в опасные сектора, потом всё равно пришлось захоронить.
Даже те вертолёты, что не влетали в опасные сектора, потом всё равно пришлось захоронить.

Произошедший по сути «грязный» взрыв был настолько опасен, что от его последствий никто не спасся. Те, кто не погиб сразу, умерли спустя часы в больнице, те, кто выжил в больнице, остались инвалидами, избежавшие инвалидности заболели раком через несколько лет.

Чернобыльская авария была щедра на «лимитированную» смерть — львиная доля её жертв не погибла на месте, а лишилась многих лет жизни, причём и оставшаяся часть сопровождалась болезнями. Именно поэтому число жертв Чернобыля посчитать невозможно. Если записывать в статистику только жертв острой лучевой болезни, выйдет пара сотен, хронической лучевой — тысячи, но как посчитать тех, кого сожрала изнутри вскормленная Чернобылем опухоль?

Эвакуированные жители Припяти разносили на своей обуви смертоносную пыль по всему Советскому Союзу. Возможно, если бы вывоз людей начался в день аварии, а не 27 апреля, то последствия были бы слабее.
Эвакуированные жители Припяти разносили на своей обуви смертоносную пыль по всему Советскому Союзу. Возможно, если бы вывоз людей начался в день аварии, а не 27 апреля, то последствия были бы слабее.

Радиацию невозможно нарисовать, а постоянный треск дозиметра давно исчерпал себя как выразительный метод, но авторы нашли решение. Силу радиоактивного фона измеряют музыкой, жутким эмбиентом, смесью гула и скрежета. Герой подходит к окну — и эмбиент усиливается, пока он не отойдёт. Камера фокусируется на обломке графита — и гул становится почти оглушительным. А когда уцелевшие инженеры смотрят прямо в пламя, где плавится топливо, гул сменяется пробирающим до костей воем. Очень эффектный приём, который вкупе с натуралистичным изображением симптомов лучевой болезни (от гиперемии и тошноты до «ядерного загара» и расползающейся кожи) создаёт почти такой же жуткий образ, как и в самых кошмарных фильмах про ядерную войну.

Полыхающее сердце реактора выглядит немного мистически, как бы намекая зрителю, какую свирепую силу мы укротили.
Полыхающее сердце реактора выглядит немного мистически, как бы намекая зрителю, какую свирепую силу мы укротили.

In Soviet Яussia

Сериал снимали по большей части в Литве, а внутреннее устройство ЧАЭС было скопировано с Игналинской атомной станции. Многим бы хватило и этого, но декораторы всё равно воссоздали обстановку позднего СССР с аномальной тщательностью. Это касается и бытового убранства квартир, и одежды, униформы, оформления рабочего пространства.

Неоднократно мне казалось, что я смотрю мрачный советский перестроечный фильм. Не современный российский, где принято идеализировать социалистический быт, где всё яркое, гладенькое и вылизанное, а именно поздний советский, с тёмными швами между плиткой, с мутными кружками вразнобой, со старыми пиджаками и неровными тротуарами.

Брошенная Припять выглядит особенно жутко, потому что покидали её второпях, на пару недель, а в итоге оставили мёртвой навсегда.
Брошенная Припять выглядит особенно жутко, потому что покидали её второпях, на пару недель, а в итоге оставили мёртвой навсегда.

Жаль, что вот эта дотошность изменяет авторам, когда речь касается персонажей. Нет, простые люди сыграны весьма честно: и инженеры, гибнущие в ядерном жаре ЧАЭС, и измотанные врачи, и жители Припяти, и даже солдаты, которые изображены не «клюквенными» стальными воинами коммунизма, а молодыми ребятам в форме, такими же напуганными, но которым по уставу паниковать не положено.

Если же посмотреть на номенклатуру — а большая часть главных героев к ней принадлежит — то магия моментально улетучивается. Академик Легасов на совещании с Горбачёвым почти срывается в истерику, хотя генсек и так прислушался к мнению учёного. Зампред Совета Министров и глава чернобыльской комиссии Борис Щербина — это грубая копия «бондовского» злодея: он угрожает выбросить Легасова с вертолёта, а потом обещает застрелить пилота, если он не влетит в тот самый «конус», от которого лопасти ломаются. Ну какой советский чиновник будет так угрожать? У него же есть мощнейшие рычаги власти: лишить работы, запороть карьеру (что Легасову в итоге и сделали), не пустить детей в институт. А он, глядите, из вертолёта выкинуть человека хочет. Ну хоть не медведям скормить.

Впрочем, Щербина (слева) очень быстро проникается уважением к Легасову, вскоре бросает свои злодейские замашки и использует власть для ликвидации последствий.
Впрочем, Щербина (слева) очень быстро проникается уважением к Легасову, вскоре бросает свои злодейские замашки и использует власть для ликвидации последствий.

Остальной паноптикум не менее смешон. Зам главного инженера Дятлов взирает на всех, как злобный визирь, и упорно отрицает опасность аварии, хотя уже пошли первые жертвы. Местные чиновники, включая директора ЧАЭС, ведут себя как агрессивные идиоты и отказываются верить в зашкаливающую радиацию, в обломки графита на улице, в опасность для населения. Формально это оправдывается желанием избежать паники, не сесть в лужу перед начальством и не потерять свои насиженные места, но ей-богу, всё это они совершают настолько карикатурным образом, что даже современные российские чиновники на их фоне выглядят разумными.

Кстати о «клюкве». Пускай водка появляется в кадре всего раза три за две серии, которые уже вышли на HBO, все эти три раза сочинены очень глупо по одной простой причине: авторы уверены, что русские пьют водку так же, как американцы пьют виски. Поэтому Легасов в баре хлопает одну рюмку за другой без закуски, не занюхивая и не морщась. Поэтому заместитель главы белорусского парткома спокойно прихлёбывает водочку в кабинете посреди рабочего дня. Это выглядит надуманно и неестественно — что ж, мы ещё легко отделались.

Водку принято пить быстро и залпами, а не как бурбон, который можно помаленьку наливать в стакан и изредка его отпивать. Но авторы сериала, кажется, разницы не видят.
Водку принято пить быстро и залпами, а не как бурбон, который можно помаленьку наливать в стакан и изредка его отпивать. Но авторы сериала, кажется, разницы не видят.

На этом фоне единственным адекватным героем истории становится даже не Легасов, который сам не без греха, а — сюрприз, сюрприз! — единственный женский центральный персонаж, которого выдумали от начала и до конца. Ульяна Хомюк, сотрудница института ядерной энергии из Белоруссии, каким-то чудом ловит в Минске радионуклиды и вычисляет, что на ЧАЭС случилась авария, прорывается сквозь множество кордонов и сходу исправляет план Легасова, который, как получается из сценария, чуть не привёл катастрофе. Я понимаю желание съёмочной группы разбавить исключительно мужской состав ликвидаторов женским лицом, но сделать это стоило более интеллигентным способом.

По крайней мере, Ульяна Хомюк смотрится органично, сразу веришь, что она - толковый физик.
По крайней мере, Ульяна Хомюк смотрится органично, сразу веришь, что она - толковый физик.

Несмотря на описанные выше проблемы с пониманием советской системы управления (а ещё там «товарищ» через «товарищ»), сериал «Чернобыль» пересказывает события 1986 года честно, пускай и позволяет себе грешить в мелочах.

Трое добровольцев, пошедших опустошать бассейн под реактором, в реальности вернулись с задания живыми, а двое из них с нами по сей день, хотя шли ребята на верную смерть.
Трое добровольцев, пошедших опустошать бассейн под реактором, в реальности вернулись с задания живыми, а двое из них с нами по сей день, хотя шли ребята на верную смерть.

В первые же минуты гибнет несколько человек персонала станции, а на самом деле в ходе собственно аварии погибли всего два сотрудника: одного убило обрушением конструкций, другой сгорел в пожаре. Упавший вертолёт, опять же. Кроме того, создатели сериала переставляют некоторые события во времени, или меняют условия: по воспоминаниям Легасова, он вместе с Щербиной добирался до ЧАЭС на машине, а не на вертолёте, как показано в сериале.

Смерть под лучом: насколько правдоподобен мини-сериал «Чернобыль»

Но эти допущения можно принять, если вы не сторонник абсолютно точного следования букве истории. В таком случае — да, вам «Чернобыль» очень не понравится. Но есть один важный нюанс. Авария на Чернобыльской атомной станции, как и почти все техногенные трагедии в истории человечества, похоронила под собой множество тайн, из-за чего определить точные причины и виновников не представляется возможным. «Чернобыль» щеголяет массой технических деталей, но — к лучшему или худшему — не ступает на зыбкую почву предположений, которых вокруг ЧАЭС накопилось много, и не скатывается в дешёвую конспирологию.

609609
362 комментария

Пока что лучшее, что я видел в этом году, считая даже фильмы. Если, кто-то заикнется, что в ИП - хорошая постановка, просто посмотрите "Чернобыль" и больше не несите подобной чуши.
Финальная сцена второй серии, где трое работников станции спускаются в трубы - одна из самых жутких вещей что я когда-либо видел в кино.

267
Ответить

Я бы ещё отметил офигенное решение создателей - не использовать всратый "русский" акцент, поэтому все герои воспринимаются как люди, а не как карикатуры.
И в целом с точки зрения воссоздания быта и времени "Чернобыль" очень крут: начиная причёсками, машинами, обоями в цветочек, заканчивая, сука, домашними халатами.

163
Ответить

Кстати, режиссер сериала вот этот чувак

4
Ответить

Удваиваю, лучший сериал что выходит сейчас на тв.

2
Ответить

Комментарий недоступен

150
Ответить

Комментарий недоступен

91
Ответить

и, собственно, про водку: бытует миф, что она спасает от радиации. Легасов, конечно, должен был знать, что это чушь, но с этим картина всё равно смотрится более органично - напуганный Легасов опрокидывает рюмки не потому, что хочет набухаться, а чтобы вывести из организма радиацию.

(хотя и эта теория тоже порождает косяки, да)

23
Ответить