О скелетах в космических шкафах. Чем интересен роман Энн Леки «Происхождение»
Coldesign ltd
«Происхождение» – последний из изданных на русском языке романов американской писательницы Энн Леки, автора цикла «Империя Радч». С момента начала публикации в 2013 году книги этого цикла успели получить «Хьюго», «Небьюлу», а также британскую и японскую премии в области фантастики.
Действие происходит в далеком будущем, где человечеством освоено и заселено множество планетных систем, были установлены дипломатические отношения с различными негуманоидными расами, а искусственные интеллекты водят космические корабли и обслуживают гигантские космические станции. С помощью имплантатов границы между людьми и ИИ становятся все более зыбкими. Капитан может знать и видеть все, что доступно кораблю (солнечный ветер за бортом и артериальное давление у солдата, стоящего в карауле), а корабль может говорить с посторонними устами любого члена команды.
Темной стороной этой реальности становится страшная форма рабства: люди, личность которых уничтожена, превращаются во «вспомогательные компоненты» искусственных интеллектов – живые манипуляторы, подчиняющиеся ИИ, как нам – пальцы. Компоненты – рабы кораблей, корабли – слуги своих офицеров, а капитаны подчиняются императору – женщине, тысячи клонов которой действуют согласно единой воле, как один организм…
До поры до времени. Ведь и мы, бывает, испытываем внутриличностные конфликты. Чем рискует личность, много столетий разорванная по тысячам тел, путешествующих по десяткам звездных систем?
Мир множества конфликтующих культур и разумных кораблей, вступающих в сложные отношения с собственными офицерами, был описан еще Гленом Куком в романе «Дракон не спит никогда». Много общего также можно найти с обласканным критикой свежим романом Юна Ха Ли «Гамбит девятихвостого лиса», однако Энн Леки уделяет меньше внимания конкуренции офицеров и больше – жизни штатских жителей планет и станций. И, наконец, так как большинство героев Леки – не белые, не мужчины и культурно ничуть не похожи на англосаксов, у цикла очень много общего с «Хайнским циклом» Урсулы ле Гуин.
«Происхождение» описывает события, происходящие в той же Вселенной, что и предыдущие романы Империи Радч, – но вне самой империи. Человечество этой вселенной велико и радчааями отнюдь не ограничивается. Небольшие планетарные правительства и коалиции интригуют между собой, учитывая присутствие агрессивной империи практически неуправляемых инопланетян Пресгер и других негуманоидных цивилизаций. Интригуют не от нечего делать – а просто пытаясь выжить, сохранив свою идентичность и жизни своих граждан, доступ к торговым артериям-шлюзам и полезные территории.
Именно на фоне напряженной, чреватой войнами политики развиваются события книги. С первого взгляда мы имеем дело с авантюрным романом о поиске сокровищ. Номинально взрослая девушка из «хорошей семьи» пытается доказать матери, брату и всем, включая саму себя, что она уже не ребенок и способна на самостоятельные поступки.
Сentrumlumina
Решившись на собственную интригу, Ингрей устраивает похищение из тюремного заключения опального члена конкурирующего клана. По слухам, этот человек украл исторические реликвии семьи и подменил их подделками. Где же спрятаны истинные артефакты? Нашедшего ждут слава и богатство! И, может быть, мать наконец ее оценит…
В соответствии с жанром, мы встретим в романе и нарастающий хаос непредвиденных событий, всевозможные приключения, яркие поступки, убийства вкупе с их расследованиями, хитрости, переодевания и фокусы с разнообразными механическими устройствами. Ингрей найдет друзей, вступит в противоборство с врагами и раскроет немало тайн.
Можно с совершенно спокойной совестью читать «Происхождение» как динамичный приключенческий роман и получить от этого массу удовольствия – даже не заглядывая глубже.
Но глубже тоже интересно.
Параллельно динамике событий перед нами открываются одновременно три социальные проблемы разного уровня, которые собственно и создают пространство сюжета. На, так сказать, микросоциальном уровне – это проблема принадлежности к семье, долга ребенка перед семьей, проблема послушания или самостоятельности.
Что делает Ингрей дочерью своей семьи? Никто не скрывает, что она, как и ее брат – приемный ребенок, и кровных прав не имеет. Быть слишком послушной – значит безынициативность, а в этой семье ценятся лидерские качества. Конкурировать? Вести личную игру? Как доказать, что ты – достойная, и при этом остаться собой? Как выстроить отношения с людьми, которые сами далеко не идеальны, но ты их все равно любишь?
В мирах Леки современное понятие расовых отличий утрачено. Но люди придумали множество новых тем для конфликтов
Jim Burns
На более крупном плане события завязаны вокруг проблемы исторических реликвий. В неожиданно крутой оборот с похищениями, убийствами и террористическими захватами оказываются втянуты тихие исследователи раритетов, самодеятельные археологи и музейные служащие. Внезапно острейший политический смысл придается вопросу о том, насколько аутентичными могут быть, а могут не быть те или иные исторические реликвии – и историческое знание превращается в бомбу с подожженным запалом.
Если тот или иной археологический артефакт является следами другой культуры – имеет ли та культура право находиться в местности, где расположен артефакт? А может быть, даже может претендовать на право владения всей местностью? Если экземпляр документа не является оригиналом, можно ли оспорить даты заключения документа (и тем самым изменить сроки выплат и контрибуций)?
И что же делать с объектами, историчность которых достаточно глубока, а оригинальность под сомнением? В реальности эта проблема знакома нам как парадокс туринской плащаницы: ученые в основном принимают как доказанный факт то, что ткань плащаницы была создана между 1275 и 1325 годами, и, стало быть, отпечаток человеческого тела в ней – явно не Иисус Христос. Но в то же время никто не отрицает реальной исторической значимости плащаницы как объекта и раритета средневековой Европы!
То есть – объект может не быть тем, на что претендует, но тем не менее являться огромной исторической ценностью. Однако, такая логика немедленно делает нашими врагами как тех, кто стремится доказать, что объект – полная фальшивка и ничего не стоит, так и тех, кто настаивает на его безоговорочной истинности («два черепа Иоанна Крестителя в детстве и другие нетленные мощи»).
Истина столкнется с политическими соображениями, и звук удара услышат даже в империи Радч.
И третья проблема, с которой в сюжет попадает посол инопланетной цивилизации Гек. Оказывается, в пространстве этих негуманоидов живет сколько-то людей, которых Гек приспосабливают к жизни своего типа. Приспосабливают не вполне безболезненно, не всегда успешно, но заботясь об возможности людей жить в своем образе жизни (например, имплантация жабр). Когда кто-то из людей, не желая быть адаптированным, сбегает – его куратор (хозяин домашнего питомца? владелец? приемный родитель?) бросается в погоню, опасаясь за благополучие подопечного.
Обложка американского издания романа...
Чувства инопланетянина легко понять каждому, кто искал потерявшуюся кошку по дачному обществу. Но возможность толком объясниться, хотя бы озвучить свои мотивы инопланетянину предоставится не сразу, а только представьте себе, как выглядит негуманоидный преследователь глазами людей.
Контроль ответственного за разумное существо – где его границы? Когда надо отступить? Когда изменить правила контроля? Как и когда вводить подготовку к ослаблению контроля («А сейчас ты сам зайдешь в магазин и купишь себе чупа-чупс, а я постою тут у дверей, не волнуйся, у тебя все получится»)?
...и китайского
Все три эти проблемы увязываются в единое целое названием книги. И люди, и вещи имеют предысторию, и на людей, и на вещи их происхождение, их прошлая жизнь, их прошлые обстоятельства имеют огромное влияние.
Но в то же время способный принимать – и как данность, и во внимание – предысторию людей, вещей и самого себя сможет проложить свой собственный путь на гребне мощи прошлого, сделать настоящим не то, что при исходных данных казалось очевидным исходом, и воспользоваться наилучшим образом теми картами, что раздала судьба.
Происхождение нельзя отменить, им можно воспользоваться.
Герой, сумевший справиться со своим происхождением, не только держится сам, но и может помочь тем, кто рядом.
Брэк, осколок корабля, нашла своего бывшего офицера Сеивардена на дне полного морального падения и привела в чувство
TomfowlerstuffНапоследок, пожалуй, будет не лишним отметить, что не всем читателям будет легко на пространстве книги, несмотря на яркий динамичный сюжет и симпатичных главных героев. В мире Энн Леки сексуальная революция произошла так давно и подробности половой идентичности настолько неинтересны, что взаимная заинтересованность и даже роман могут произойти между «ней и ней» или между «ним и оно», а могут в более привычном нам раскладе. Могут и не произойти – ну вот не сошлась взаимность у кого-то, герои молоды, все еще получится в другой раз с другим человеком…
Неопытных героев таращит от смущения и непривычных ощущений, а вот кто из них, условно, мальчик, девочка или что-то третье, автор особенно даже не артикулирует. Большинству любителей интеллектуальной фантастики это не кажется проблемой и даже добавляет достоверности далекого будущего и чуждости культуры, но можно легко представить читателей, для которых это станет серьезным препятствием.
Хотя вселенная Леки появилась совсем недавно, по ней уже существует богатый и порой вполне профессиональный фанарт
Blue Delliquanti
И, конечно, Леки не оставляет своих фирменных шуточек с напитками. Вместо чаепитий, которыми прямо-таки одержимы жители империи Радч, герои «Происхождения» все время норовят дорваться до чашечки горячего шербета. Трудно их в этом осуждать; интересно только то, как и когда в долгом пути по просторам космоса человечество утратило кофе?