«Чужой» среди своих: хроники игровой вселенной Alien

Самые значимые игры по мотивам культовой франшизы.

Вселенной Alien скоро исполнится 40 лет. Четыре десятилетия прошло с того момента, как режиссёр Ридли Скотт и художник Ганс Руди Гигер создали уникальное существо, навсегда изменившее представление об угрозе из далекого космоса. Все эти годы франшиза активно развивалась, породила множество сиквелов, комиксов, книг и, конечно же, игр.

В преддверии выхода новой картины Ридли Скотта Alien Covenant, мы подробно расскажем об интересных игровых проектах в знаменитой вселенной.

«Чужой» среди своих: хроники игровой вселенной Alien

Первые игры

Ранние проекты по вселенной Alien не отличались ни разнообразием, ни оригинальностью. Бездарный клон Pac-Man, вариация на тему Frogger, да набор быстро приедающихся мини-игр.

«Чужой» среди своих: хроники игровой вселенной Alien

Первой действительно интересной игрой стал концептуальный квест Alien 1984 года, вышедший на персональных компьютерах Commodore 64, ZX Spectrum и Amstrad CPC. Разработчики из Concept Software посмотрели на оригинальный сюжет под другим углом, сделав его нелинейным. Если в фильме эмбрионом Чужого заражался Кейн, то в игре это мог быть любой член экспедиции, который отправился к инопланетному кораблю.

Alien (1984)
Alien (1984)

Чужой не стоит на месте и бродит по всему «Ностромо», поэтому нужно внимательно следить за местоположением всех членов команды. В этом нелегком деле игроку поможет датчик движения и простейшее оружие, способное убить Чужого.

Да, игра противоречит сценарию картины, но ничто не мешает его повторить, оставив в живых только Рипли. Так поступить можно, но лучше не стоит, ведь для получения высшего рейтинга большинство членов команды должны выжить, планы синтетика Эша быть рассекречены, а существо убито. В хорошей концовке «Ностромо» благополучно возвращается на Землю.

Aliens (1987)
Aliens (1987)

В 1987 году маленькая компания Squaresoft (будущая Square Enix) выпустила свою первую и единственную игру по кинолицензии — сайд-скролл шутер по фильму Джеймса Кэмерона «Чужие» для японских компьютеров MSX. В Square планировали выпустить версию для Famicom (NES) Disk System, но от неё отказались из-за проблем с финансами. Музыку для Aliens написал композитор Нобуо Уэмацу, впоследствии прославившийся благодаря саундтрекам к культовой RPG серии Final Fantasy.

В 2011 году версию для NES выложил в сеть коллекционер под ником Yuki, которому удалось перехватить рабочую копию на одном японском аукционе.

Через три года компания Konami выпустит странный run-and-gun для аркадных автоматов. С картиной Кэмерона игру роднит лишь последняя битва с королевой Чужих. По сути, аркадная Aliens — это ещё одна Contra от Konami. Остался даже вид сзади на битвах с боссами.

Смотришь на игру и возникает закономерный вопрос: как вообще так произошло? Рипли перекрасилась в блондинку, а бестиарий Чужих серьёзно увеличился и ушёл в откровенный абсурд. В игре есть: гибрид летучей мыши и ксеноморфа, электрические ксеноморфы, ксеноморфы с лазерами, пауки и даже зомби. Но если закрыть глаза на подобные вольности, то играть в Aliens — чертовски весело.

В 80-е вышло не так много значимых игр про Чужих. Однако это не мешало эксплуатировать их образ в других проектах.

Alien 3

К выходу Alien 3 в 1992 году киностудия 20th Сentury Fox заказала разработку одноименной игры сразу на 10 платформах — от безнадежно устаревших компьютеров Amiga и Commodore 64 до Super Nintendo и аркадных автоматов. Практически все игры разработаны студией Probe Entertaiment, за которой на тот момент числились порты и адаптации аркадных хитов для домашних консолей (T2: Arcade Game, Mortal Kombat I и II).

Alien 3 (1992)
Alien 3 (1992)

Версии для Amiga, Commodore 64, Sega Master System, NES, Sega Mega Drive и Sega Game Gear отличались друг от друга только графикой и дизайном уровней. Неизменным оставался геймплей, представляющий из себя хардкорный платформер, сложность которого упиралась в ограничение по времени, отведенное на прохождение уровня. На каждом уровне тикал таймер, отсчитывающий время до «вылупления» чужих из заключённых. Основной казус в том, что игра не объясняет, как Рипли спасает заключённых, не вынимая из них эмбрионы. Как вообще можно спасти человека, заражённого эмбрионом Чужого?

«Чужой» среди своих: хроники игровой вселенной Alien

Из-за вездесущего таймера играть было сложно, поэтому часто приходилось начинать всё сначала, выбирать кратчайшие пути и запоминать местоположение всех зараженных. Alien 3 затягивал, его хотелось пройти вопреки высокой сложности. Доходило до того, что игроки рисовали схемы уровней в школьную тетрадь. Подобная «рукопись» ценилась на вес золота, и её запросто можно было обменять на картридж.

Особую ценность имел 21 номер журнала «Великий Дракон»
Особую ценность имел 21 номер журнала «Великий Дракон»

Не стоит ждать каких-то откровений по части адаптации фильма. Alien 3 — это Aliens в декорациях планеты-тюрьмы Fiorina 161. Вместо одного ксеноморфа — целый улей, вместо триллера и драмы — крепкий боевик. Создается ощущение, будто разработка игры стартовала задолго до окончания съёмок картины. Студии показали лишь декорации и завязку, но не остальной сюжет. Как ещё объяснить обилие огнестрельного оружия и концовку игры, в которой Рипли благополучно покидает Фьорину?

«Чужой» среди своих: хроники игровой вселенной Alien

Не все обещанные игры подоспели к премьере картины. Версии Alien 3 для Super Nintendo и аркадного автомата опоздали на целый год, но зато обладали новым геймплеем.

Версия для Super Nintendo имела первоклассную по меркам платформы графику, одну из самых кинематографичных заставок на SNES и саундтрек, навеянный мотивами Джеймса Хорнера из Aliens. И главное — не было злосчастного таймера! Игрок мог свободно перемещаться по тюрьме и попутно выполнять различные задания.

Аркадная версия от SEGA и вовсе не основывалась на фильме. На место Рипли поставили безымянного колониального морпеха, высадившийся на Фьорину с целью уничтожить выводок Чужих. Получился зрелищный, но чертовски короткий тир.

Зарождение AVP

Вселенная Alien vs Predator впервые появилась в 1990 году, в 36 выпуске серии комиксов Dark Horse Presents. Внимательные зрители также заметили череп ксеноморфа на стене трофеев в фильме «Хищник 2». Важно отметить, что обе вселенные связаны только в формате кроссовера.

Есть вселенная Чужих, вселенная Хищников и вселенная AVP, представляющая из себя вольную комбинацию дизайнерских решений и идей из первых двух.

«Чужой» среди своих: хроники игровой вселенной Alien

В 1993 году для Super Nintendo выходит посредственный beat 'em up от японской компании Jorudan, где Хищник жестоко избивал ксеноморфов в одной из зараженных колоний. Практически всю игру приходилось драться на кулаках, бороться со скукой и лицезреть отвратительные бэкграунды.

Но уже спустя год Capcom полностью исправила ситуацию, выпустив собственный beat 'em up по франшизе AVP. Сюжет незамысловат и частично основан на набросках сценария к одноимённой картине, выход которой изначально был намечен на середину 90-х. Чужие прибыли на Землю и высадились на западном побережье США, в считанные часы поработив весь Лос-Анджелес. Колониальные морпехи лейтенант Куросава и майор Датч безуспешно пытались уничтожить захватчиков, пока на помощь к ним не пришли два Хищника. Колоритная четвёрка решила уничтожить Чужих и положить конец тёмным делишкам корпорации «Вейланд-Ютани».

Alien vs Predator от Capcom заслуженно вошел в число лучших beat 'em up’ов в истории. У игры был весёлый и притягательный геймплей (под стать серии Streets of Rage), крупные спрайты и красивые спецэффекты.

Другая важная веха — забытый псевдотрёхмерный шутер для консоли Atari Jaguar от молодой британской студии Rebellion. Это первый шутер во франшизе и первая игра, где Чужому была посвящена отдельная кампания. Пожалуй, это также единственная игра, которая хоть как-то оправдывает существование последней консоли от Atari.

Смелые эксперименты

Период с 1995 по 2000 год можно отдельно выделить за интересные проекты, которые хоть и не снискали славу, но запомнились игрокам своими нестандартными идеями.

В 1995 году Cryo Interactive выпустила под MS-DOS квест Aliens: A Comic Book Adventure. 20th Сentury Fox дали права на франшизу с одним условием — события игры и персонажи не должны пересекаться с фильмами. Поэтому игра была основана на серии комиксов издательства Dark Horse.

Aliens: A Comic Book Adventure
Aliens: A Comic Book Adventure

Это и стало роковой ошибкой. Если убрать из названия Aliens, то кроме ксеноморфов и нескольких локаций в духе Гигера ничто не напоминает об известной вселенной. Космические корабли, одежда, технологии и помещения — всё будто бы сделано для какого-то другого проекта. Игра получила преимущественно смешанные отзывы. Критике подвергся скучный сюжет, плохие диалоги, некачественный дизайн персонажей и окружения, а также нелогичные загадки.

Probe Entertainment вернулась к Чужим в 1996 году, в шутере Alien Trilogy для MS-DOS, PlayStation и Sega Saturn. Следуя заветам Джона Кармака, разработчики махнули рукой на сюжет и перезапустили вселенную после первого фильма. Эллен Рипли теперь — отважный колониальный морпех, который на протяжении трёх эпизодов будет истреблять Чужих в декорациях из Alien (корабль космических Жокеев), Aliens (колония) и Alien 3 (тюрьма).

В том же году вышли Quake и Duke Nukem 3D, на фоне которых Alien Trilogy выглядел отсталым — по механике он был скорее ближе к Doom и Dark Forces. Тем не менее, это был первый по-настоящему отличный шутер про Чужих.

Смелым, но провальным проектом стал шутер Aliens Online от студии Kesmai и Mythic Entertainment. Провальным, потому что в 1998 году мало кого интересовал онлайновый шутер на платной основе через сервис GameStorm.

Aliens Online
Aliens Online

Игра автоматически обновлялась и ежемесячно требовала 10 долларов за подписку. Причина низкой популярности также крылась в обилии багов, сыром дизайне карт и неотлаженном балансе между командами и классами. Когда сервис GameStorm выкупила компания Electronic Arts, то она закрыла все сервера Aliens Online.

Последней недооценённой игрой этого периода стала Alien: Resurrection от Argonaut Games для Playstation. Споры вокруг одноименного фильма Жан-Пьера Жёне ходят до сих пор. Одна категория фанатов рассматривает картину как отличный фантастический ужастик с элементами гротеска, другие считают бездарной и глупой французской комедией, которая окончательно похоронила франшизу. К счастью, игра обходит многие недостатки фильма и чётко следует по проторенной дорожке жанра survival horror. Тот редкий случай, когда игра по фильму интереснее, чем сам фильм.

В Alien: Resurrection игроку просто не дают расслабиться. Играть одновременно сложно и страшно, особенно пугает обилие лицехватов, поджидающих чуть ли не за каждым углом. При этом после печальной встречи с лицехватом игра не заканчивается: после пробуждения у игрока остаётся несколько минут в запасе, чтобы удалить эмбрион при помощи специального прибора.

Увы, игра подверглась незаслуженной критике от большинства крупных изданий. Рецензенты придирались к отсталой графике (сейчас Alien: Resurrection считается одной из красивейших игр на платформе) и высокой сложности. Особенно отличился автор Gamespot.com.

Самый ужасающий игровой элемент — управление. Левый аналоговый стик отвечает за движение, тогда как правый стик нужен для управления камерой.

Стивен Гаррет

Стивен и не подозревал, что через 5 лет подобное управление будет стандартом для всех консольных шутеров.

Дальнейшее развитие AVP

В 1999 году Rebellion вернулась к франшизе, полностью переосмыслив и улучшив старые идеи, заложенные ещё в AVP на Atari Jaguar.

Aliens vs Predator 1999 года получилась очень страшной. Страх возникал из-за гнетущей атмосферы, полного отсутствия сохранений и сильных противников. Если убивали, то уровень начинался сначала. Здесь не поможет заучивание каждого закоулка с врагами, так как ксеноморфы незаметно респаунились в разных частях карты. Игроку просто не давали отдышаться, ведь интеллект противника всегда знал ваше местоположение. Лишь спустя год сложность игры понизили в версии Gold Edition, добавив три сохранения на уровень.

Aliens vs Predator (1999)
Aliens vs Predator (1999)

О сюжете игры много и не расскажешь. Цель морпеха — выжить и победить королеву Чужих. Цель Чужого — выжить и добраться до Земли. В целом, здесь такая же сборная солянка из локаций первых фильмов, как и в Alien Trilogy.

Фанатами игры был создан великолепный мод Aliens vs Predator Redux, полностью обновляющий все текстуры и модели. Отличный повод пройти классику в новой обертке.

Aliens vs Predator Redux
Aliens vs Predator Redux

Спустя два года вышел Aliens vs Predator 2 от студии Monolith Productions, известной в те годы за серию Blood и первую часть шпионского боевика No One Lives Forever.

Это первая игра по вселенной, в которой был мало-мальски проработанный сюжет, харизматичные персонажи (половина из них — русские) и качественные диалоги. Пускай AVP 2 не стал каноном, но его события происходят спустя 51 год после гибели лейтенанта Эллен Рипли на Fury 161. Компания «Вейланд-Ютани» смогла вычислить координаты планеты Чужих при помощи уцелевших технологий Космических Жокеев на LV-426. Обнаруженная планета получила название LV-1201.

«Чужой» среди своих: хроники игровой вселенной Alien

Больше всего удивляет кампания за ксеноморфа. Если в прошлых частях она начиналась со взрослой особи, то в AVP 2 придётся пройти полный цикл — от лицехвата до трутня.

Отдельной похвалы заслуживает разнообразный мультиплеер, который и по сей день популярен среди игроков. Официальные сервера закрыли ещё 10 лет назад, но это не помешало фанатам серьёзно модифицировать игру и создать собственные сервера.

Чёрная полоса

За семь долгих лет, в период с 2002 по 2009 год, не вышло ни одной значимой игры по вселенной Alien. Отчасти в этом виноваты посредственные экранизации AVP и не менее посредственные игры по их мотивам. В те годы выходили ещё игры для мобильников, но тогда они были совсем примитивными.

Aliens versus Predator: Extinction
Aliens versus Predator: Extinction

В 2003 году маленькая студия Zono Incorporated безуспешно попыталась удивить стратегией Aliens versus Predator: Extinction для PS2 и Xbox. Задумка интересная, но итоговая реализация выглядела смехотворно. Возможность строить здания отсутствовала, а максимальное количество юнитов даже не дотягивало до 50.

В 2006 году компания SEGA приобрела лицензию на создание игр по франшизе. К концу года было анонсировано два проекта — шутер Alien Colonial Marines от Gearbox Software и ролевая игра Aliens: Crucible от Obsidian. И если проект от Gearbox с грехом пополам добрался до релиза, то Alien: Crucible, увы, отменили.

По слухам, игровой процесс отмененной RPG напоминал две предыдущие игры от Obsidian (Neverwinter Nights 2, Star Wars: Knights of the Old Republic II) и первый Mass Effect. Сами разработчики утверждали, что решение издателя было странным, ведь Aliens: Crucible была на финальной стадии разработки. Сейчас от игры остался ворох утёкших артов и один ролик из билда 2008 года.

Возможно, в SEGA решили, что выпускать RPG по Чужим — плохая идея, поэтому лучше сделать ставку на шутер от Gearbox и на анонсированный перезапуск серии AVP от Rebellion.

Новый Aliens vs Predator оказался неплохим, но сугубо одноразовым шутером на пару вечеров. Из достоинств стоит отметить интересную стелс-кампанию за Чужого, систему жестоких добиваний и первоклассную графику (одна из первых игр с поддержкой DirectX 11).

Три кампании в игре были невероятно скоротечны, а многие повторялись с небольшими изменениями. Больше всего пострадала кампания за морпеха, которая ближе к концу превращалась в «польский шутер» с косыми синтетиками. Ксеноморфы обделены интеллектом, плохо передвигаются по потолку, а лицехваты неспешны и вообще не представляют опасности для игрока.

Aliens vs Predator
Aliens vs Predator

Разочаровывает ситуация с незаслуженно забытым Aliens Infestation для Nintendo DS от компаний Wayforward Technologies и Gearbox Software. Сценарий Aliens Infestation базируется на ранних набросках сюжета Colonial Marines. После гибели лейтенанта Эллен Рипли отряд колониальных морпехов отправился к LV-426, чтобы найти исчезнувший корабль «Сулако» и вновь изучить заброшенную колонию на планетоиде.

Aliens Infestation
Aliens Infestation

Aliens Infestation — это самый увлекательный 2D-платформер по вселенной Чужого. В качестве жанра выбрали Metroidvania — симбиоз игровых механик серий Metroid и Castlevania. Игроку предстоит не только изучать «Сулако», но и покататься на броневике и даже победить Жокея-Ксеноморфа.

К 2013 году фанаты франшизы с нетерпением ждали выхода Alien Colonial Marines. Издатель Electronic Arts планировал выпустить игру с одноименным названием ещё в 2002 году, но её отменили из-за технических проблем. Движок с трудом работал на Playstation 2, разработчики из Check Six Games не справлялись с низкой частотой кадров.

В 2006 году разработка началась с чистого листа студией Gearbox Software. Однако и она постоянно прерывалась, так как Gearbox отдавала приоритет другим проектам, в том числе доработке Duke Nukem Forever, созданию первой части Borderlands и Brothers in Arms: Hell's Highway.

Четыре года Colonial Marines находился в замороженном состоянии, пока на E3 2011 не был представлен полноценный и многообещающий трейлер. К сожалению, ничего из показанного в трейлере не дожило до релизной версии.

Один из бывших сотрудников Gearbox рассказывал, что студия даже была готова отменить игру, если бы не обязательства по контракту с издателем. Сотрудник также пояснил, что SEGA несколько раз выделяла Gearbox дополнительные деньги, но они уходили на разработку других проектов студии, в том числе на Borderlands 2. Правда это или нет — мы уже не узнаем, однако эту информацию частично подтвердил актер Майкл Бин, который озвучивал в Colonial Marines капрала Дуэйна Хикса. По его словам, Gearbox подошли к работе над игрой без энтузиазма. Было ощущение, что никто не заинтересован в проекте, и от него хотели поскорее избавиться.

Alien Colonial Marines
Alien Colonial Marines

Gearbox нашла выход из ситуации, отправив игру на аутсорсинг в студии Timegate (после выхода Colonial Marines она обанкротилась) и Nerve Software. Обе впоследствии занимались разработкой одиночной игры, кооператива и всех последующих DLC. Пока сторонние компании доводили Colonial Marines до играбельного состояния, Рэнди Пичфорд и остальные сотрудники Gearbox Software с удовольствием рассказывали о том, что они большие фанаты вселенной, и игроков непременно ждёт каноничный и сильный сюжет, интересные противники и впечатляющие сражения.

Игра вышла в феврале 2013 года, и ни одно из обещаний не было выполнено. Colonial Marines поражал свой сыростью. Интеллект противников был попросту сломан. Ксеноморфы безбожно глючили, были слепы и глупы как новорожденные котята.

Заявленный каноничный сюжет похож на притянутый за уши фанфик в духе произведения «Чужие: Русский Десант». Ни адекватных диалогов, ни затягивающего повествования. Игра не несёт никакой пользы для франшизы, а сюжет противоречит второму и третьему фильмам.

К немногочисленным плюсам можно отнести неплохо воспроизведенные локации из фильмов, забавные «пасхальные яйца» и мультиплеер.

В 2016 году для Colonial Marines вышла модификация TemplarGFX. Моддеры серьёзно переделали интеллект противников и немного улучшили графику. Конечно, отвратительный сюжет никакой мод уже не исправит, но противники хотя бы стали опасными, а не смешными.

Изоляция

Задолго до провала Aliens: Colonial Marines, компания SEGA выкупила британскую студию Creative Assembly, известную на тот момент благодаря стратегической серии Total War.

В 2008 году Creative Assembly представила скромный прототип мультиплеерной игры, где команде безоружных игроков приходилось прятаться от единственного Чужого. И этот многопользовательский проект про «кошки-мышки» с Чужим вскоре перерос в масштабный survival horror.

События новой игры разворачиваются спустя 15 лет после таинственного исчезновения «Ностромо». Дочка Эллен Рипли — Аманда, работает на компанию «Вейланд-Ютани» и надеется разыскать пропавшую мать. Внезапно ей поступает предложение отправиться на космическую станцию «Севастополь», на которую был доставлен найденный бортовый самописец с «Ностромо». Аманда незамедлительно вылетает с командой сотрудников «Вейланд-Ютани» к «Севастополю».

Creative Assembly проделали огромную работу: сразу видно, что трудились фанаты для фанатов. Что в обычной кампании, что в DLC по мотивам первого фильма дизайн Гигера и Рона Кобба повторен с великолепной точностью.

Но главной изюминкой игры стал Чужой. Разработчики зацепились за характеристику «идеального организма» (так называл Чужого андроид Эш) и создали одного из самых умных врагов, которого когда-либо видела игровая индустрия. Страх в Alien: Isolation закручен не на глупых «скримерах», а на постоянном напряжении, ощущении собственной беспомощности перед грозным созданием. Игрок знает, что Чужой где-то рядом, знает, что при малейшей ошибке он догонит и убьёт. Если с обезумевшими людьми и синтетиками еще можно справиться, то Чужой не оставляет шансов. Его легко прогнать огнеметом, но он обязательно вернется и будет вдвойне смелее.

Это порождает страх и делает Alien: Isolation лучшей игрой по франшизе.

Интересно, что мнения игроков насчет интеллекта Чужого разделились. Одни считает его интеллект предсказуемым, другие удивляются новым фокусам на 15-м часу прохождения. Тем не менее, в сети хватает различных модификаций, которые призваны разнообразить интеллект Чужого и поднять сложность игры на новый уровень.

Alien: Isolation
Alien: Isolation
5151
27 комментариев

На NES в Alien 3 тоже был крутейший саундтрек.

5
Ответить

Про чудесный саундтрек к Мегадрайвовскому Alien 3 мы уже рассказывали в нашем материале!
dtf.ru/3731-zvuki-proshlogo-luchshie-saundtreki-na-sega-mega-drive

4
Ответить

Как всегда охеревший спешл! Один из таких, после которых хочется воочию посмотретьина каждую игру.

4
Ответить

Спасибо за статью!

3
Ответить

Не знаю кого как, но в Изоленте чужой меня совершенно не пугал, а только бесил. Всегда как-будто знает где игрок и постоянно крутится вокруг.

1
Ответить

Точно. Я по этой причине дропнул игру где-то на этапе с медпалубой. Как-будто его за ниточки рядом с тобой водят, очень душно было.

Ответить

Не согласен про AVP от Rebellion, определённо интеллект врагов там мягко говоря не слишком продвинут, но это отличный Entertainment и шикарная графика (даже по нынешним меркам), я прохожу все три кампании с периодичностью не меньше раза в год регулярно, потому что всегда в кайф.

Ответить