Глубина на поверхности или почему GTA San Andreas ощущается больше, чем GTA V

Глубина на поверхности или почему GTA San Andreas ощущается больше, чем GTA V

После десяти лет в HD-Вселенной... пришло время возвращаться домой. Туда, где мы начали свой путь геймеров, туда, где знакома каждая улица, туда, где даже предательская сущность наших "друзей детства" не мешает нам снова с ними видеться. Да, многие возвращаются в GTA San Andreas по зову ностальгии, и их можно понять - игре в этом году исполняется 15 лет. Тем не менее, на нее до сих пор продолжают выпускать моды, а любители SA-MP и MTA до сих пор зависают на серверах не смотря на то, что им пророчили отключение после выхода GTA V на ПК. Оно и не мудрено: Rockstar сделали принципиально разные игры с разницей в девять лет... Но это не значит, что их нельзя столкнуть лоб ко лбу и сравнить в плане того, как они реализовали главную особенность Grand Theft Auto - открытый мир.

Сразу оговорюсь: в этом блоге я не хочу давить на ностальгию. Плюс, я не могу назвать себя полностью компетентным в данном вопросе - это уже пусть решишь ты, дорогой мой читатель. Первый вопрос, который ты можешь задать - это зачем я пишу данный материал. Отвечаю: Rockstar настолько сильно кичилась размерами открытого мира в GTA V, что, на мой взгляд, полностью потеряла его суть, его фишку, сделала пустым и незапоминающимся в деталях, и мне кажется, что было бы неплохо подвести этакий итог их работы по прошествии пяти лет. В конце я объясню то, почему как вижу способ решения обнаруженных проблем в шестой части, если она вообще будет. Итак, после долгого вступления, столкнем двух гигантов!

1. Приезд и введение

Миссия "Франклин и Ламар"

С чего начинается GTA V? Мы грабим банк в неком Люндердоффе, полном снега и полиции, которая поджимает нас на пути к катсцене, которая станет ключевой для всей игры. По прошествии нескольких лет, мы застаем себя в окружении психотерапевта, от которого после недолгого моно-диалога выходим и оказываемся в одной из красивейших локаций игры - пляже Дель-Пьерро. Там игра переключается на другого персонажа, который со своим товарищем угоняет машину и несется домой, в родное гетто, через весь город. Впечатляет? Да, безусловно.

Начало GTA San Andreas

San Andreas же начинается... скудно. Мы застаем себя в аэропорту Френсис в Либерти-Сити. Эту локацию мы больше никогда не должны посетить, да и это просто набор белых моделей. Потом, мы оказываемся около... поворота к своему дому, где нас задерживает полиция и отправляет в небольшое путешествие. Мы видим обычные грязные улочки восточного Лос-Сантоса, а потом нас беспардонно вышвыривают на территории вражеской банды, где мы берем велосипед, выезжаем на дорогу и, делая несколько поворотов и спускаясь по мосту, приезжаем домой. По крайней мере, так было задумано.

Что дальше идет в GTA V? Ой, вы знаете... А я не помню. Идет какой-то непонятный набор миссий за Франклина, который приводит к одному итогу: мы оказываемся в особняке Майкла, расположенного аккурат у подножия Вайнвуда, а когда начинается, точнее, возобновляется игра за грабителя в отставке, то мы и за лодкой по всему городу едем, и банк в центре города грабим. И только потом нас ненадолго отправляют уже к Тревору, который живет в Округе Блейн.

А что San Andreas? Ну, первым делом мы едем к Старому Рису, чтобы он сделал нам прическу. Это недалеко от дома, ровно как и Cluckin' Bell, который Райдер пытается безуспешно ограбить (интересно, в какой раз). Потом мы боремся с Балласами на около-домашней территории, то бишь, Восточном Лос-Сантосе.
А вот в миссии OG Loc, когда мы забираем, собственно, Джеффри, игра меняется. На байке мы делаем финальную поездку по той территории, которую, в целом, можно отнести к территории Восточного Лос-Сантоса, убиваем человека, укравшего рифмы OG Loc'а (кстати, далеко не рифмы), а потом неожиданно подвозим Джеффри до его места работы, которое находится... около Каналов Весспучи. Что находится аккурат около пляжа Дель-Пьерро. Более того, в следующей миссии Лока мы посещаем этот пляж. Более того, в еще одной его следующей миссии мы отправляемся в Вайнвуд. И уже после этого нам открыто говорят, что территория нашей деятельности расширилась, предлагая отправиться на работу к полицейским, что находится в городском центре (хотя эта миссия снова отправляет нас в около-домашние края).

Миссия "OG Loc" из San Andreas

И давайте вот вернемся в начало San Andreas. У нас есть большая открытая территория уже сразу - весь Лос-Сантос и его пригород. Однако, первые десять миссий проходят настолько близко к дому, к домашнему району, что ты действительно начинаешь понимать, что вот, у тебя есть домашняя территория, твоя мини-база, твой мини-хаб, а также тот факт, что вокруг тебя еще есть большой мир, который тебе пока что исследовать тупо рано - освойся сначала у дома. И это работает, поскольку разъезжая по одним и тем же улочкам, ты невольно запоминаешь их, что вызывает у тебя это домашнее чувство и, возможно, чувство того, что мир вокруг тебя довольно чужой и от этого, возможно, огромный. Я уже не говорю о том, что сами персонажи тебя настраивают на "домашний лад", вводят тебя в роль.
GTA V такого не делает. GTA V сразу демонстрирует тебе все прелести города, все его главные улицы, не давая тебе насладиться обычной, размеренной жизнью в гетто среди "своих". Все миссии, которые идут дальше, так или иначе отправляют тебя в центр города. Это смазывает ощущение домашней территории, тем самым убивая ощущение того, что у тебя, вообще-то, есть дом, и поэтому, твоим "домом" оказывается весь Лос-Сантос, но он слишком разнообразен в плане архитектуры и атмосферы каждого отдельного района, чтобы назвать его одним единым "домом".

Именно поэтому размер игрового мира GTA V ощущается уже довольно небольшим, по крайней мере, размер города. Да, то, что улицы стали шире и длиннее - это круто, но ощущению масштаба города это, наоборот, на пользу не идет. Кстати, об улицах...

2. Все как-то слишком быстро...

Карта GTA San Andreas GTA Myths Wiki
Карта GTA San Andreas GTA Myths Wiki

Еще один интересный момент, который зацепил меня при прохождении GTA San Andreas, по крайней мере, в Лос-Сантосе - это то, что город оказывается абсолютно бесформенным, и запутанным. И это, как вы уже поняли, снова придает ему объем. Давайте же, наконец, взглянем на знакомую всем до боли карту старой доброй игры и поймем, что с ней такое. Откройте ее в полном размере, чтобы мы смогли следить за ней вместе.

Давайте начнем с Лос-Сантоса. У города есть несколько наиболее широких трасс. Как мы знаем, наиболее быстрый способ добраться до той или иной части города - это выйти на одну широкую трассу и уже по ней добираться, нежели маневрировать между мелких улочек. Вот у San Andreas есть как раз с этим проблема: в Лос-Сантосе нет такой широкой горизонтальной трассы, которая соединила бы город с востока на запад. Все трассы очень разрозненные. Хоть какую-то целостность из себя представляют те широкие дороги, которые проходят либо по краю города, либо по вертикали, но используются они не то, чтобы очень часто. По горизонтали тебе так или иначе придется выезжать на мелкие и очень запутанные улицы. Под словом "запутанные" я подразумеваю то, что они соединены таким образом, что длинных дорог нет: ты так или иначе довольно быстро встретишь тупик на своем пути и тебе придется сбросить скорость, чтобы сделать поворот.

Далее по списку - Сан-Фиерро. Вот тут прям Rockstar сделали очень интересно, причем так, что культурным словом не выразить. Единственный въезд в город со стороны Лос-Сантоса по широкой дороге - это тот, что идет по южному краю карты и огибает гору Чиллиад с обратной стороны, после чего ты въезжаешь прямо под городской парк и там уже выезжаешь на городское шоссе. До этого же шоссе можно добраться более мелкими и более длинными дорогами. Это же шоссе ведет тебя на мост, который уже ведет к части карты мира, которая принадлежит Лас-Вентурасу... или, можно свернуть в сам город.
И тут карта делает интересный финт: до главного моста всей игры - аналога реального Золотого Моста, нельзя добраться иначе, как по мелким улочкам Сан-Фиерро. При этом, этот самый мост не ведет в какие-либо особенные места карты. Добраться до Лас-Вентураса легко можно по тому мосту, о котором я говорил чуть ранее, хотя и самая северная дорога карты, которая идет около заброшенного ангара, кажется довольно прямой.
Справедливости ради можно заметить, что дороги в Сан-Фиерро стали адекватней по форме: теперь они представляют собой этакие сетки, а здания, которые в этой сетке находятся - простые прямоугольники. Это создает длинные, но не широкие улицы, которые легко могут простираться от одного края города до другого, и это справедливо во всех направлениях. Однако, и тут есть нюанс в виде знаменитых подъемов и спусков, которыми так славится реальный Сан-Франциско.

Ну и город с самой адекватной дорожной разметкой на карте - это Лас-Вентурас. Он окружен, причем именно вот окружен длинным шоссе. По середине города идут целых две широкие дороги, которые соединены с этим кольцом. Мелкие улицы внутри этих трасс все равно кажутся подлиннее, чем в Лос-Сантосе.

Не менее важно сказать и про расположение городков. А про них есть, что сказать. Все они как бы "затеряны" в относительно большом расстоянии от широких дорог, что также дает ощущение какой-то отчужденности, сельской жизни вдали от суеты окружающего мира. То есть, отдельные городки соединены с трассами, но ни одна трасса не проходит вдоль этих городков, что создает ощущение изолированности.

Теперь, как и СиДжей в конце основной сюжетной кампании, вернемся в Лос-Сантос. Из разбора становится ясно, что Лос Сантос - это та территория, которая задает ощущение масштаба игры, просто заставляя игрока постоянно сбрасывать скорость и обдумывать свой маршрут, тем самым запоминая его. Сан-Фиерро и Лас-Вентурас так уже не делают потому, что это может раздражать, однако это не значит, что они ощущаются какими-то мелкими: мне кажется, что мы просто проецируем кажущийся масштаб Лос-Сантоса (который достигается, напомню, запутанностью дорог) на эти города. Ну а сельская местность даже без какого-либо домашнего скота с уверенностью готова показать тебе то, что она - сельская.

Карта GTA V (с районами) iGTA5
Карта GTA V (с районами) iGTA5

И тут на сцену врывается GTA V, которая практически полностью уничтожает то ощущение погружения в игровой мир, ощущение его масштаба, присущее San Andreas.

Во-первых, карта дорог слишком прямолинейна. Та витиеватость, которая была присуща карте Лос-Сантоса в San Andreas, была полностью уничтожена тем, что теперь эти самые длинные дороги и стали основной частью города. Даже то же самое гетто больше не состоит из тупиков, когда тебе надо повернуть влево или вправо, но никак не ехать вперед. Ты можешь гнать даже на самой небольшой улице, поскольку знаешь, что она достаточно длинная, чтобы по ней гнать. А именно из-за невозможности развить высокую скорость в узких переулках Лос Сантоса в San Andreas, ты глазами цеплялся за окружение, запоминал его подсознательно, отмечал, что то или иное здание имеет свои архитектурные решения. В GTA V такого абсолютно нет - все здания воспринимаются, как один, потому что ты не должен долго ехать рядом с ними, ты просто их проезжаешь и даже не обращаешь внимания на их существование: есть только одна длинная дорога.

Во-вторых, трассы расположены там, где они не нужны и не расположены там, где они нужны. Новый Лос-Сантос имеет слишком много широких шоссе. В этой игре они как раз соединяют город и по вертикали, и по горизонтали, и сверху на хайвеях, и снизу. Везде они. Этого же нельзя рассказать про Округ Блейн. Одна крупная трасса, при этом, скучная до ужаса. Она идет, опять же, по краю карты, только на правом краю - горная цепь, а на левом - океан. А вот мелкие дороги... тоже скучны, неоправданно запутанные, не содержат ничего интересного, что цепляло бы глаз, сделаны просто ради того, чтобы быть.

В-третьих, даже не это главная проблема территории за городом в GTA V, а расположение мелких городков. А дело в том, что они распределены по карте настолько нелепо, что они не ощущаются, как милые маленькие городки.
Вот есть Сэнди Шорс, есть Грэйпсид. Грэйпсид располагается вплотную к главному шоссе - ну ладно. Но то, что между Сэнди-Шорс и Грэйпсидом есть одна довольно короткая и прямая дорога - это перебор: так почти полностью теряется ощущение, что это, как бы, два разных городка. Тем более, что они расположены на берегу одного озера (которое почему-то именуется морем), что тоже является откровенно тупым решением: смысл маленьких сельских городков как раз и заключается в их изолированности, а у Rockstar получилось сделать простые фермы... без духа этих ферм.
Палето Бэй - это тоже очень спорный городок. С одной стороны, он расположен на длинной трассе, что ему тоже не в плюс: теряется ощущение изолированной ламповости. С другой стороны, это же решение вносит разнообразие в другой минус - скуку и однообразие единственной загородной трассы в игре. Конечно, это круто: минус на минус дает плюс, но лучше было бы вообще эти минусы не делать.

Ну и еще интересный момент - это водная карта. Посмотрите, сколько рек в San Andreas и посмотрите, сколько водных маршрутов в GTA V. Сделайте выводы. Поймите, что лодки в GTA V - это рудимент, пусть и приятный. Спасибо хоть на том, что каналы Лос-Сантоса - это теперь реально каналы.

3. Одно дело - рассказать, а другое - показать

Ну и еще один момент, который я не могу обойти стороной в этих играх - это то, как эти игры подавали игроку свои локации, то, как они наполняли игру.

Вот, чем San Andreas, да и вообще эпоха 3D-Вселенной, отличается от HD? Много чем, правильно. И одна из таких вещей - это значки локаций на мини-карте.
В GTA V, как и в четвертой игре, это полный минимализм. Все значки черные, маленькие и однообразные, что уже говорит о том, что это просто "обычные локации, езжай дальше". В San Andreas было совсем иначе. Каждый значок обладал цветом, а зачастую - сразу несколькими. Когда ты видел его на мини-карте, он как бы говорил тебе: "Хээй, чувак, привет, я - полноценная локация, интерьер, и я рад тебя видеть, зайди ко мне!". И ты заходишь. И смена такой обстановки оказывается для тебя небольшим праздником.
Возможно, играет роль еще и экран загрузки, но мне кажется, что такого же эффекта можно было бы добиться и в GTA V, просто добавив куда более яркие обозначения для игровых локаций. Они стали, словно калька с Assassin's Creed: что точка синхронизации, что перо, что торговец, что кто-то еще - все они располагаются на открытой локации, следовательно, особо заморачиваться с ними и не надо. Такой же подход к GTA V лично я не ценю.

Еще один важный момент, который вносил разнообразие в GTA San Andreas напрямую связан с геймплейными особенностями. Вот, скажем, в San Andreas ты мог зайти с большой дороги в какой-нибудь придорожный ресторан фаст-фуда, поесть и поехать дальше. Или провести кучу времени в качалке. Или вообще зайти в бар и играть в бильярд до посинения. А если у тебя много денег - почему бы не купить комнату в придорожном мотеле?
Эти небольшие интеракции с миром игры были неплохо реализованы в GTA IV, особенно с "друзьями", но почти полное отсутствие оных в пятой части жестко контрастирует с возможностью скупать недвижимость. Так, в игре нет ресторанов фаст-фуда, только какие-то непонятные и неотмеченные на карте магазинчики. Да и покупка недвижимости реализована из ряда вон плохо: ты не можешь зайти ни в одну из приобретенных точек. Из мини-игр тебя ждет только дартс, да и то в одной точке, которую никто в здравом уме посещать не будет. Все друзья живут исключительно в Лос-Сантосе. А, ну и да, в San Andreas в каждом городе обязательно был стрип-клуб, а в GTA V он всего-лишь один. Действующих танцевальных клубов в новом варианте Лос-Сантоса нет в принципе (GTA Online не в счет).
Отсутствие дополнительных развлечений и возможностей делает игровой мир мертвым, тем самым, опять же, заставляя мысленно пропускать и игнорировать отдельные его части, сливая их в одну единую картинку и в целом делая игровой мир не таким впечатляющим.

Итог: раньше было лучше?

Глубина на поверхности или почему GTA San Andreas ощущается больше, чем GTA V

Нет. Раньше было по-другому.

Есть такая пословица: "Задним умом умен каждый". Да, безусловно, я ненавязчиво настаиваю на том, что игровой мир в GTA V - это пусть и самый когда-то большой, но самый бесполезный в играх Rockstar Games. Однако, я не могу отрицать того, что в GTA V все миссии довольно запоминающиеся, основной конфликт - понятен и по-своему красив, а режиссура оказалась на высоте. Rockstar с любовью делали каждое свое детище, и GTA V не стала исключением, просто они настолько были сконцентрированы на подаче сюжета, что не додумались сесть и проанализировать то, что действительно сделало San Andreas любимой игрой серии у многих. И дело тут далеко не в размере.

Основная беда игрового мира GTA V заключается в том, что он старается себя показать сразу и как можно быстрее, в то время, как San Andreas постепенно вводила игрока в свой уже-не-такой-огромный мир, не делая для этого особых ограничений, но плавно распределяя нарратив так, чтобы ты не совался туда, куда пока не надо. Кроме того, San Andreas заставляет игрока подсознательно запоминать отдельные локации игры, делая их довольно запутанными и извилистыми. Ну и, конечно же, надо разработчиком надо было обратить внимание на взаимодействие со своим игровом миром, чтобы он не казался бесполезно-большим и нудным при разработке пятой части.

Я не претендую на однозначную правоту, но после возвращения в San Andreas мне стало понятно, что там мне приятней и что это не просто чувство ностальгии, а чувство противопоставления дома и остального мира, передаваемое через дизайн игровой карты и локаций на ней. GTA V, увы, крайне далеко до этого. Я не могу ее запомнить, и какого-либо места в моем сердце и мой голове этот мир не занимает. С той кучей возможностей, что открываются перед тобой в Сан-Андреасе нового поколения и на новом движке, было ошибкой делать такой скучный игровой мир.

Ну и немного о том, как построить дизайн карты в шестой игре. Конечно, это все мечты мечтательные, но кто знает, вдруг тут, на DTF, всем составом Rockstar Games заседают по вечерам...

  • Цветные и более крупные маркеры на карте
  • Больше активностей в открытом мире
  • Плавное знакомство с картой посредством распределения мест, в которые заведут игрока миссии
  • Создание разнообразной и в меру сложной карты дорог, особенно той части, в которой проходят первые миссии
  • Изолирование большинства мелких городков от трасс, а также друг от друга

А теперь, хочу откланяться, так сказать. Благодарю за прочтение моей статьи, прошу комментировать и дискутировать. Ну и пусть тут еще опрос будет, как итог сегодняшнего разговора.

Так какая же карта лучше?
GTA San Andreas
Grand Theft Auto V
285285
162 комментария

роднее места нет

157
Ответить

Grove Street... Home.

88
Ответить

ZAPLAKAL

14
Ответить

А у меня в сердце навсегда неоновый вайс сити

7
Ответить

П О Т Р А Ч Е Н О

Ответить

ГТА СА ощущается больше, потому что там по факту больше городов. В пятёрке ты сидишь в лос-сантосе и всё оставшееся пространство в округе блэйн используется лишь для разборок тревора и различных тёмных делишек. В Сан Андреасе тебя насильно по сюжетке закидывали в другие города и давали возможность их поизучать, при том что они не представляли из себя полторы картонных коробки, в них были свои запоминающиеся объекты. Карта пятёрки- это агломерация, карта Сан Андреаса- это штат

81
Ответить