Выход дополнения Gathering Storm — лучший момент, чтобы приобщиться к Civilization VI

Разработчики почти довели игру до блеска.

На дворе 2019 год, а 2K продолжает выпускать дополнения по цене отдельной игры. Подобная практика — норма не только для Civilization, но и для многих других долгоиграющих проектов: сначала выходит сам тайтл, а потом разработчики «добивают» его глобальными адд-онами в течение нескольких лет после релиза.

Со временем Firaxis, похоже, начала излишне надеяться на подобную модель. Что пятая часть, что шестая на релизе выглядели слишком сыро — и было очевидно, что доделают их лишь с помощью DLC. Все любят «пятёрку», но полюбили её окончательно все лишь через три года, когда вышла Brave New World.

Даже спорная Beyond Earth стала определённо лучше после того, как появилось DLC Rising Tide. Только к этому моменту про игру все уже успели забыть.

Так и здесь. Выпуск Gathering Storm — определённо лучший момент для того, чтобы начать играть в Civilization VI. Создатели наладили баланс, добавили множество новых механик и довели до блеска старые. Жаль только, что этот самый момент настал лишь спустя три года после релиза.

Выход дополнения Gathering Storm — лучший момент, чтобы приобщиться к Civilization VI

Что уже есть

Gathering Storm включает в себя все фичи из первого DLC — Rise and Fall. Если вы в него играли, то можете пропустить этот пункт.

С дополнением вернулась золотая эра — правда, от неё осталось лишь название, так как суть механики кардинально переработали. Существует целых три вида эпох: тёмная, обычная и золотая. Случаются они в зависимости от того, сколько знаменательных событий в стране успело произойти — например, переход к новому типу правительства, военные успехи или основание нового города. Чем больше случилось исторических моментов, тем лучше наступит следующая эра.

Каждая из эпох даёт свои уникальные бонусы и социальные институты. Порой даже выгоднее сдать позиции, загнав себя в тёмные века — тогда с помощью нужных институтов можно получить хороший «буст» для армии.

Также существует особая эра — героическая. Она случается, если из тёмной эпохи цивилизация «прыгнула» сразу в золотую. Тогда игрок вместо стандартного одного бонуса получает сразу три.

Хроника важных событий
Хроника важных событий

С эпохами связано другое важное нововведение — лояльность городов. Для того, чтобы поселение оставалось в составе государства, важно поддерживать своё влияние на него — иначе оно может объявить себя независимым, отделиться и в конце концов стать частью соседней страны. Эпохи же (и некоторые другие факторы) влияют на коэффициент лояльности — если начинаются тёмные века, то он падает в два раза.

Чтобы город не стал вольным, в него можно назначать губернаторов — специальных юнитов, подобных шпионам. Помимо поддержки лояльности, у каждого из них (всего их семь) также есть своё уникальное древо бонусов — подобно общественным институтам из пятой части или всё той же Beyond Earth.

Выход дополнения Gathering Storm — лучший момент, чтобы приобщиться к Civilization VI

Также в Rise and Fall разнообразили систему союзов и добавили кризисы — особые события, на исход которых могут повлиять другие державы, например, захват священного города. И это не считая восьми новых цивилизаций (или девяти, если считать Чандрагупту из Индии), восьми чудес света и многих других вещей.

А теперь — к новшествам Gathering Storm.

Катаклизмы

Нововведение, которому посвятили название дополнения. На игровой карте могут произойти различные стихийные бедствия — извержение вулкана, разлив реки, буря и так далее. Они могут как навредить, так и оказать пользу: например, через некоторое время после затопления клетки с поймами станут приносить больше урожая.

Выход дополнения Gathering Storm — лучший момент, чтобы приобщиться к Civilization VI

Игра не даёт знать, когда конкретно случится катаклизм, но заранее помечает, какие участки подвергаются опасности. Потому весь эффект неожиданности сводится лишь к случайности возникновения: если вы переправляете через тундру целую армию, и в этот момент там случается метель, то юнитам придётся несладко.

Но Россия из непогоды извлекает лишь пользу: свои юниты в снежной буре не получают урона, в то время как вражеские при ведении войны — в два раза больше, чем обычно.

Также в Gathering Storm есть катаклизм планетарного масштаба — глобальное потепление. Со временем, когда все страны войдут в эпоху индустриализации и начнётся активное сжигание топлива, в атмосферу станет выбрасываться больше СО2, что приведёт к таянию ледников. Уровень мирового океана вырастет, и некоторые прибрежные тайлы окажутся затоплены.

Эта механика работает в связке с другим важным новшеством — энергией и расходуемыми ресурсами. Каждый ход они накапливаются у игрока — их можно обменивать, продавать или использовать для собственных нужд.

С определённого момента в Новом времени всё больше построек начнут требовать энергию, которую можно получить лишь из имеющихся ресурсов. Угольная электростанция производит энергию при сжигании угля, но выбрасывает огромное количество СО2 в атмосферу — а с учётом того, сколько стран начнут это делать одновременно, потепление станет неизбежным.

Также может случиться авария на АЭС, если со временем не проводить её обслуживание. В этом случае территория поблизости загрязнится радиацией, как при атомной бомбардировке.

Некоторые из бедствий игрок научится предотвращать в современных эпохах — при помощи морских прибрежных дамб или плотин.

Катаклизмы — хорошее нововведение, вносящее в каждую партию долю случайности. Неприятно, когда твой план по захвату мира не идёт по плану, но от того и играть куда интереснее, зная, что всегда может что-то произойти. Этого не хватало ещё со времён пятой части, где существуют отработанные тактики, работающие почти в каждой партии.

Дипломатия, конгресс и претензии

В «ванильной» Civilization VI неожиданно для всех убрали Всемирный конгресс — одну из важнейших механик прошлой части. Это сказалось на всей игре: дипломатической победы нет, сама дипломатия стала урезанной и скучной, а политика превратилась в попытки угодить прямолинейным интересам ботов.

Потому складывается впечатление, будто Firaxis тогда убрала конгресс лишь для того, чтобы вновь добавить его в будущем дополнении.

Как и в случае с золотой эпохой, разработчики вновь переделали механику с нуля. Теперь у игрока появился новый тип валюты — очки влияния. Они накапливаются разными путями: например, при сдерживании обещаний или заключении союзов. Тратить же их можно либо на голосование в конгрессе, либо на обещания от других государств.

Если противник не сдерживает слово, то у вас к нему начнут копиться претензии — что-то вроде показателя, отображающего отношение со страной, но в вещественном виде. Например, вы потребовали не распространять свою религию, но соперник всё равно приводит своих миссионеров — в таком случае претензии растут.

Они станут ещё выше, если страна объявит вам внезапную войну. Чем больше претензий, тем лояльнее к вам становятся города противника и тем хуже отношение других держав к нему на мировой арене.

Иногда претензий становится достаточно, чтобы объявить войну в ответ — тогда нейтральные страны не сочтут вас милитаристом.

Претензии с влиянием наконец вводят в игру то, чего так не хватало дипломатии ещё в прошлых частях — прозрачности. Теперь следить за отношениями с другими странами не составляет труда: ты понимаешь, за что действительно тебя не любят и что могут сделать в ответ на подлость.

Другое дело конгресс. В Gathering Storm он работает не как инструмент внешней политики, а скорее как просто набор случайных событий: основать его нельзя, вносить свои резолюции — тоже. Все вопросы подбираются случайным образом, и повлиять на исход собрания можно лишь вышеупомянутыми очками.

В сравнении с Brave New World из пятой части конгресс в Gathering Storm даёт меньше информации и рычагов к происходящему. Однако даже в таком виде это всё ещё лучше, чем его полное отсутствие в «ванильном» издании.

Выход дополнения Gathering Storm — лучший момент, чтобы приобщиться к Civilization VI

Новые цивилизации

Как и прошлое дополнение, Gathering Storm добавляет восемь новых держав и девять правителей. Одна из них, Алиенора Аквитанская, может быть сразу за две державы, Францию и Англию — в реальной истории она успела побывать королевой обеих стран.

Свою первую партию я отыграл как раз за неё. Уникальная способность Алиеноры как правителя заключается в том, что каждый шедевр в своих городах позволял отнимать лояльность у иностранных поселений. При высоком влиянии чужой город мог присоединиться ко мне сразу, без промежуточной независимости.

На мой взгляд, одно из важнейших преимуществ набора стран в шестой части — это то, насколько сложно устроены их особенности. В них нужно по-настоящему вникать и разбираться, из-за чего почти все страны требуют собственного подхода — уникальной тактики не подобрать. Каждая партия была для меня в новинку.

Gathering Storm это лишь подчёркивает. Так, Маори во главе с Купе начинает игру на клетках океана, с открытым «Мореходством» и «Судостроением». А Пачакутек (Инки) может обрабатывать клетки с горами и строить специальные «порталы», позволяющие моментально проходить внутри горных цепей.

Выход дополнения Gathering Storm — лучший момент, чтобы приобщиться к Civilization VI

Цивилизации из дополнения не перевешивают по какой-нибудь одной направленности. Чисто военных (Турции, Венгрии) стран явно меньше, чем нейтральных и миролюбивых — например, Швеции, заточенной под культурную победу, или Канады, которая даже внезапной войны объявить не может. Gathering Storm отлично справляется с поддержкой разнообразия среди стран — этого не хватало ещё на релизе.

В каждой новой Civilization Firaxis будто пыталась переизобрести игру заново. Мало кто вспомнит, что когда-то одинаковые юниты можно было «стакать» в одном месте — а решение однажды перейти на шестиполигональные тайлы вместо традиционных клеток меняло все тактики и стратегии.

Но шестая часть под это правило подходила не сильно. По факту, она просто взяла формулу «пятёрки» — в чём-то усовершенствовав её, а в чём-то ухудшив из-за неудачных экспериментов Firaxis. Оригинальная Civilization VI это скорее «вариация на тему», чем полноценный новый проект, потому и воспринималась она мною соответствующее — как хорошая, но не идеальная альтернатива для затёртой до дыр Civilization V.

Gathering Storm же завершает работу, начатую ещё в Rise and Fall — у игры наконец появилось собственное лицо. Новые механики здорово освежают геймплей — это по-настоящему новый опыт не только в рамках шестой части, но и всей серии в принципе.

Выход дополнения Gathering Storm — лучший момент, чтобы приобщиться к Civilization VI

Для тех, кто боялся опробовать Civilization VI на старте — сейчас, вместе с Gathering Storm, это можно сделать без особого страха. А тем, кого игра когда-то отпугнула своими спорными решениями, я предлагаю дать ей ещё один шанс.

Единственным камнем преткновения сейчас может стать лишь цена. Чтобы поиграть в самую продвинутую версию Civilization VI, за неё надо заплатить почти два раза — 60 долларов за игру и ещё 40 за дополнение (и это не считая Rise and Fall). В России же оно стоит почти столько же, сколько просили за оригинальную игру на релизе — 1500 рублей в Steam. Не самое лучшее решение со стороны издателя.

124124
176 комментариев

Учитывая совершенно грабительскую политику издателя по отношению к этой игре, а так же то, какой объем данных об игроке и его компьютере она собирает, лучшим временем будет появление какого-нибудь Complete Edition со скидкой. Или вообще никогда.

48

К сожалению, вынужден согласиться. Потому не купил на релизе прошлое DLC — уж больно неадекватная цена

12

Комментарий недоступен

9

Комментарий недоступен

3

Наткнулся на "spyware" в стим обзорах. Это только 6ой части касается? И для чего Фиракс это делает?

1

Вот вот. Если вы не фанат Цивы, то "приобщиться к игре сейчас" выйдет накладно.

Основные проблемы
Визуальный дизайн отвратительный по сравнению с 5 имхо (знаю много людей которые со мной согласны). Основная проблема для меня и друзей. Плохо читаемая карта, все очень пестрое, стратегический режим карты, еще хуже чем обычный.
Интерфейс хуже чем в 5, на старте не было веще которые были в 5.

Важные проблемы
Рабочие которые расходуются при строительстве !!! Прям дико бесит.
Добавили районы, но плохая реализация.
Странная механика дипломатии, за ваш любой чих вас кто-то ненавидит.
Отсутствие системы из "идеалогий" как доп механики для культурного развития, она перекачивала в слоты для карт. Мне почему-то очень нравилась эта система в 5ке. (после постройки трех заводов игроки мог выбрать одну из трех идеологий и тд.)

Когда играл на старте:
Тупой ии
Мало технологий современности

+Религиозная победа, (которую к счастью можно отключить) wut?! в игре где пропагандируется прогресс.

24