Как полюбить игры от Paradox?
Раз пошла такая пьянка, спрошу и я. Чтоб два раза не вставать.
У меня не срослось с играми от парадоксов почти никак. В CK2 я поиграл часов 40, в остальные меньше 10 в каждую. Я понимаю эти игры концептуально - они про моделирование ситуаций, а не про зрелищные битвы или ураганный микроконтроль, но не совсем догоняю игровой процесс (вернее, есть ли он) и получение удовольствия (вернее, когда) от него.
Есть ряд геймплейных моментов - буквально касающихся самого процесса "играния" - которые не совсем ясны.
1. Низкий темп/небольшой уровень вовлеченности в процесс.
Игры от парадоксов отлично играют сами в себя и я им не сильно-то и нужен. Весьма созерцательные продукты.
Особенно это заметно в CK2, где куча персонажей что-то мутит; они женятся, ссорятся, воюют, старятся, умирают, наследуют, что-то затевают, куда-то движутся. А я сижу и смотрю. Жду чего-то. А если играть за кого-то рангом пониже, чьего-либо вассала, то диапазон доступных действий вообще ничтожен.
Можно принять пару решений, нажать пару кнопок и сесть ждать, пока накопится. Что-то копится. Или влияние, или золото по паре копеек, или, не знаю, энергия и минералы. Или исследования исследуются. А я сижу и ничего не делаю, смотрю в монитор. Иногда по 3-5-10 минут реального времени. Игры реалтаймовые, можно увеличить скорость, это помогает, но ненамного. Хотя всяко лучше, чем в начале партии в какой-нибудь цивилизации, когда условный амбар или рабочий строится 10-15 ходов и я сижу и нажимаю "конец хода" 10-15 раз подряд.
Помню, в конце 90х то ли в Ascendancy то ли в MoO была кнопка "промотать до следующего события". Вот ее сильно не хватает.
2. Абстрактность происходящего, игра преимущественно происходит в воображении. Значительная часть событий/качеств спрятана за текстовыми оповещениями/статусами.
В сюжетных играх есть подход show, don't tell. А игры от парадоксов делают наоборот, они tell, don't show. Например, выходит новое DLC, допустим, про язычников, где обещают кровавые межплеменные разборки, войны кланов и все такое, битвы за священные места, капища, вот это всё.
А на деле оказывается, что язычники могут объявлять войну соседям без надуманного casus belli, просто кнопочка добавилась "война на завоевание" или "объединение земель", как-то так (я давно играл, простите, если кто фанат и кого обидел). И возможность захватить 3-4-5 области с религиозными объектами (они тоже в виде маленькой пиктограммы в какой-то табличке указаны и всё).
В Holy fury не пробовал, но заранее кажется, что религиозные зарубы в игре - это пиктограмма в статусе навроде "в крестовом походе" и благочестие растёт. А ты сиди и воображай себе эпичность, размах и масштабность. Или в Monks and Mystics (вроде так), добавили религиозные культы и тайные общества.
В итоге, чтобы сделать своего императора СРИ сатанистом, достаточно было пройти что-то вроде текстового квеста, с кем-то перемигиваться, с кем-то пошушукаться, пару раз собраться. И все, сатанист. Очень увлекательно.
Или в стелларисе в каком-то патче добавили гештальт сознание или как-то так, в общем, коллективный разум, рой. Ого, круто, подумал я, а оказалось, что там население без модификаторов счастья, губернаторы бессмертные и +1 к влиянию за единицу времени. Вот и вся разница.
Вообрази себе, что играешь за рой.
И за такие вот DLC, которые требуют от меня додумывать и воображать, они просят по 300-400 рублей.
3. Как кто-то обратно тут же говорил, "купи себе игру от парадоксов, зайди в нее через год - это будет полностью другая игра".
Я поиграл в стелларис на старте, в 2016, мне показалась пустоватой.
Запустил на днях - а это что-то совершенно другое, часть механик и контента просто вырезали (способы перемещения по коцмоцу), добавили какую-то экономическую стратегию, чтобы я уже с парой планет устал эти производственные цепи выстраивать, с товарами массового потребления, еще какой-то чушью.
Мне обещали игру про космос и отыгрыш событий галактического масштаба, а в итоге загружают микроменеджментом.
Возможно, где-то я выразился сумбурно и непонятно, но ощущения от этих игр весьма противоречивые. Я был бы рад во все это вникнуть и получать удовольствие, ведь по расхожему мнению это чуть ли не самые лучшие стратегии.
С чего начать? В каком месте переломить и что попробовать?