«Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?»: обзор фильма «Субстанция» 2024 года
Я не могу в это поверить, наконец-то! Наконец-то я посмотрел самый обсуждаемый фильм прошлого года, который наделал много шуму. Я долго хотел посмотреть этот фильм. Но, так уж сложилось, что я постоянно откладывал своё знакомство с ним. Я не смотрел трейлеры, не читал рецензии и не смотрел обзоры. И вот. Этот миг настал. Мне было безумно интересно узнать, заслуженно ли? Действительно ли «Субстанция» так уж хороша, как о ней говорят? Режиссёру фильма «Корали Фаржа» даже выдали награду за «лучший сценарий года» на канском кинофестивале. А знаменитости, вроде Кэти Перри, хвалили этот фильм как только можно. Ну как же ж тут не посмотреть? И тем более не написать. Надо сказать, подходил к ознакомлению с фильмом я скептически, т.к. «Барби» 2023 года тоже была довольно успешен. Однако фильм мне совершенно не понравился и я еле сдержался от написания отрицательной рецензии, громя фильм на полную катушку. Я был готов к тому, что «Субстанция» окажется такой же приторной жвачкой, которая быстро выветрится из моей памяти. И вот я посмотрел фильм целиком и полностью. И готов рассказать, что из себя Субстанция представляет на самом деле (спойлер: это не то, чем он может показаться изначально. Я предупредил).
Фильм начинается с того, что нам показывают вышедшую в тираж голливудскую звезду, по имени Элизабет Спаркл. Времена идут. Люди стареют и на место старых - закономерно приходят новые, что является естественным природным процессом. Ибо, как говорила Шелкуар из Dark Souls 2: «чтоб появилось что-то новое – старое должно умереть». Но с таким подходом Элизабет мириться явно не намерена, а потому, увидев по телевизору рекламу омолаживающего средства под названием «Субстанция» с говорящим мотивационным лозунгом: «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?», которую продают на каком-то чёрном рынке, без долгих размышлений взялась покупать и опробовать. И нет. Это не очередная реклама от шарлатанов для выкачки денег. Сыворотка действительно работает, однако есть нюансы, о которых незнакомец по телефону предупреждает заранее и о которых главная героиня очень быстро забывает. Но поначалу. Всё шло просто потрясающе. На место старой Элизабет с обвисшими формами – пришла новая. Молодая, подтянутая, с большими и аппетитными формами. То, что нужно для завоевания телевизионной любви миллионов людей! Зовёт себя второе «Я» Элизабет «Сью». И с этого момента начинается порочный круг для Элизабет, в котором есть вход, но нет выхода. Ведь красота, как известно, требует жертв.
Про фильм очень трудно писать без спойлеров. Но главное, что хочется донести. Фильм совершенно не то, чем он казался мне изначально. Учитывая массовую направленность и бурное обсуждение – я ожидал увидеть довольно беззубую мораль о «любви и принятии себя», однако нет. Фильм скорее наоборот, доводит до апофеоза идею эксплуатацию женской красоты как продукции и показывает его последствия. Когда жертвы становятся не важны, важен сам результат. Даже если этот самый «результат» приводит к саморазрушению и человеческим жертвам. Апогеем этой идеологии становится концовка, от которой я истерично хохотал и ставил фильм на паузу. Дабы успокоится, собраться мыслями и досмотреть фильм дальше. Тем более что фильм не короткий и идёт два с половиной часа. Безусловно. В фильме говорится, что сыворотка эта имеет последствия. Голос по телефону предупреждает, что не существует никаких «нас», есть лишь «вы», как одно целое. Одна половина не сможет жить без второй, а потому надо играть по правилам этой игры. И если в первой половине фильма оба «я» мисс Спаркл договариваются между собой, то во второй одна половина начинает злоупотреблять своим положением и очень сильно портить жизнь второй, которая выливается в шикарную сцену с дракой и литрами бутафорской крови. Ради которой этот фильм стоит посмотреть однозначно, вы запомните это надолго!
Признаюсь честно. Мне нравится наблюдать за тем, как люди осознанно из-за собственной глупости или недальновидности разрушают себе карьеру. Происходит это всё ровно по одной и той же причине: человек не умеет останавливаться. Не умеет ценить, что имеет. Что и приводит к закономерному итогу. Получил славу? Он будет пытаться получить ещё больше славы! Получил деньги, богатство, любовь публики? Будьте уверены, человек пойдёт на всё ради достижения ещё больших высот. Ведь нет предела совершенству! Плохо ли это? Вовсе нет, если человек умеет вовремя ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ. Проблема в том, что для некоторых такое желание становится одержимостью, становится зависимостью, от которой очень трудно будет отказаться. Вот и с Элизабет произошла такая история. У неё было всё, что я описал выше. Ей надо было вовремя остановиться. Уйти на пенсию с гордо поднятой головой. Ценить то, что у тебя уже было и прожить остаток жизни не нуждаясь ни в чём. Не захотела. Что и вылилось в чистейший слешер в последней трети фильма, от жестокости которого даже «Техасская Резня Бензопилой» впала в ступор.
Ладно. Начнём с плюсов. Во-первых, это конечно же чудесная актёрская игра. Особенно со своей ролью справилась Деми Мур и Маргарет Куолли, между которыми чувствуется химия как инь-янь. Две противоположности одного целого. Во-вторых, фильм нельзя назвать детским и в нём, помимо смачного кровопролития, любят показывать откровенные формы двух главных героинь (впрочем, не обольщайтесь. У этого всего есть свой подвох, но о нём я говорить не буду. Сами всё увидите). И в третьих. Фильм хоть и стоит удивительно дёшево по меркам современного кинематографа (всего 17,5 миллионов), но при этом отрабатывает свой бюджет на полную катушку. Операторская работа, декорации, работа с освещением, монтаж, цветокоррекция и переходы. Всё это на высочайшем уровне. А в купе с звуковым сопровождением, который нагнетает на протяжении всего фильма (особенно когда Элизабет терзают сомнения в голове насчёт правильности своих действий), создаётся нехилая атмосфера грядущей катастрофы. Которая, будьте уверены, не заставит себя долго ждать и проявится в самом конце.
Из минусов это медленное раскачивание сценария (серьёзно. Фильм так медленно запрягается, что мне хотелось выключить его. Но я рад, что пересилил себя и досмотрел, иначе упустил бы феерию в конце). Сама субстанция в фильме не до конца раскрыта. Кто её изобрёл, зачем, почему? Я изначально думал, что фильм будет о побочных эффектах данного препарата, как это было в фильме «Невидимка» 2000 года, однако всё упирается как раз в жадность и глупость применившего эту чудо-сыворотку, что лично меня немного разочаровало. Ну и без сюжетных глупостей тоже не обошлось, заткните уши если боитесь спойлера. ТАК ВОТ!
Когда главная героиня идёт на новогоднее шоу, к которому она готовилась на протяжении нескольких месяцев, НИ ОДИН НЕ ЗАМЕТИЛ ТОГО, что героиня, мягко говоря, немного изменилась физически. Да и голос стал, как у Фионы из Шрека. Что это было? Я так и не понял. Однако оговорюсь, что таких моментов в фильме немного и они не сильно портят впечатление. Сценаристы в целом проделали хорошую работу. Ничего такого, чего вы не видели ранее в кино, тут нет. История о том, как жадность сгубила фраера, стара как мир. Если помните, Йогами Лайт в «Тетради Смерти» проиграл ровно по той же причине – неумение вовремя останавливаться. Но то, как авторы мастерски приподнесли историю, показывая насколько далеко может зайти человек ради вечной молодости и красоты, это заслуживает аплодисментов!
Так вернёмся к изначально поставленному вопросу: заслуживал ли фильм той славы, которую он получил? На мой взгляд, да. «Субстанция» лично на меня произвела на меня довольно сильное впечатление. Я ожидал увидеть от фильма одно, а получил совершенно другое. В хорошем смысле этого слова. Я получил мощный, кровавый, местами даже пугающий своей абсурдностью и кровавым фаршем боди-хоррор с вкраплением личностной драмы и горьким послевкусием в конце. Это история про одну очень несчастную женщину, которой было мало и мало того, что у неё было, – осталась по итогу у разбитого корыта. Рекомендую ли я фильм к просмотру? Если вы поклонник боди-хоррора с элементами, прости господи, чёрной комедии, то более чем. Как минимум один раз фильм стоит вашего внимания, хотя бы из интереса. Тут тот случай, когда шумиха вокруг фильма, оказалась не на ровном месте. От меня 9 из 10