Clair Obscur спустя 8 часов
Краткое мнение, составленное за 8 часов игры в день релиза
В общем, дошёл до древнего святилища, и сейчас для меня игра - просто сказка. Такое чувство, что Экспедиции 33 мне не хватало уже очень давно - настолько она меня впечатлила.
Вообще, если откинуть жанр JRPG, то подобных игр с исследованием мира в риалтайме и пошаговой боёвкой почти не выходит - а меня, как истинного King's Bounty фана, такие вещи очень и очень интересуют. Японские РПГ меня интересовали не слишком сильно, поэтому я их и не трогал, а гонял каждый год по кругу KB начиная с "Легенды" и кончая "Тёмной Стороной".
О Clair Obscur я узнал только первого апреля этого года. Увидев эту игру, я сразу в неё влюбился и оформил предзаказ, хотя обычно перед покупкой смотрю кучу обзоров и подолгу решаю, брать или все же нет. 3 недели я с нетерпением ждал релиза, и сегодня наконец-то смог поиграть в детище французов.
Что сразу традиционно бросается в глаза - так это графика. У меня довольно средненькая на сегодняшний день сборка (i5 9600, RTX 4060 и 32 ГБ RAM), поэтому в 4К поиграть на ультрах не получилось (пришлось бы тогда хавать 15 ФПС). Сбросив настройки до высоких и DLSS с DLAA до сбалансированного, я добился своих крестьянских 30-40 ФПС - ну а что нам, в пошаг ведь играем, пойдёт и столько. В том числе и не на максимальных настройках игра выглядит потрясающе, и моя рука слишком часто тянулась к F12, особенно в начале, с непривычки к здешним видам.
В ту же телегу с графикой добавлю оптимизацию и баги с вылетами. Как я уже говорил, свои честные стабильные 30-40 ФПС на моей далеко не топовом конфиге Clair Obscur выдаёт. Багов за все 8 часов обнаружено не было, вылет был ровно 1, когда игра (точнее, Стим) предложила мне обновиться. Жалобы видел, ну и пусть люди ноют, главное, что у меня всё нормально.
После графики мы видим сюжет. Спойлеры писать не буду, а завязку вы итак знаете - Художница каждый год рисует чиселку, и все люди этого возраста исчезают. Художница гнида, её надо извести. Задумка сама по себе довольно необычная, да и в игре сюжет цепляет - мне пока нраица. Персонажи тоже не удручают - может, это не ведьмак и не рдр2, но тем не менее, всё на достойном уровне - соеволиберальной повестки не было замечено, свой характер и какие-то особенные черты каждый герой имеет, актёрская игра тоже неплохая (хоть я и опасался насчёт неё, когда смотрел трейлеры). Постановка катсцен замечательная, но с оговоркой - все хорошо именно в нормальных сюжетных катсценах, собранных на движке, а не в обычных диалогах, где персонажи просто говорят стоя напротив друг друга, а игрок должен прожимать каждую фразу диалога сам (как на скрине снизу).
По поводу мира - наконец-то это не опенворлд дрочильня, а дрочильня в коридорных локациях, коих сейчас выходит не очень много. Мир исследовать, в общем-то, интересно, но во многих местах он ограничен невидимыми стенами, и в пропасть, скажем, упасть физически не получится. Иногда эти стены действительно спасают, но зачастую просто портят впечатление. Невидимыми границами мира посреди дороги (привет, Смута) они не выступают, за это можно похвалить левел-дизайнеров. Но несмотря на стены, сюда хоть добавили прыжок и вертикальное исследование мира в некоторых местах (привет, King's Bounty 2).
Стоит добавить и то, что в кои-то веки с экрана убрали ВЕСЬ интерфейс и не стали добавлять мини-карту. Да и вообще никакую карту не стали добавлять (за исключением карты мира в хабе между локациями). Без указателей, компасов с отметками и засранного остальной мишурой экрана играть куда приятнее, большое спасибо Кеплерам за такой классный опыт.
В процессе исследование локаций игрок находит разные ресурсы и вступает в битвы с мобами, которые, кстати, запускаются при контакте с ними, а потому многих из них можно просто обойти и не тратить на них время, учитывая ещё и то, что после отдыха у флага они респавнятся.
Боевая система оставила более смешанные впечатления. Когда ты выступаешь в роли атакующей стороны, всё классно - твои пассивки и купленные скиллы работают как тебе надо, ты делаешь нужные комбо из навыков и разваливаешь противника. Когда же начинается очередь ходить бота, то ты должен полагаться только на свою реакцию, потому как система защиты, кроме как через QTE, не проработана от слова совсем. Поэтому на некоторых боссов придётся потратить с десяток траев, пока не запомнишь все их тайминги и атаки. В остальном же всё неплохо и по классике - все ходят в порядке инициативы, по очереди, на скиллы тратятся ОД, которых тоже не постоянное количество - зарабатывать и тратить их можно во время боя. Засчёт разнообразных механик для каждого героя (заряды, стихии, стили почти как у Данте из DMC5 и т д) скучно не становится. По крайней мере, пока что.
Про кастомизацию писать много не буду, поскольку ещё, кажется, сам не полностью её познал. Да и в целом, судя по достижениям, игра показала ещё далеко не все механики - там и отношения со спутниками, и Эскье (верховое животное, видимо, хз пока), и про боёвку ещё нужно будет достаточно всего узнать.
Подводя итог, я могу сказать, что не жалею ни одного цента из 45 уплоченных евро.
Советую ли я её к покупке вам? Ну, если вы любите пошаговые стратегии или жанр JRPG и вас не отпугивает наличие QTE как важного элемента игры, то к покупке советую, ну или хотя бы можно попробовать в зелёном магазине. Несмотря на то, что помимо более общих описанных мною нюансов в 33 Экспедиции есть достаточно небольших неоднозначных моментов, это качественный продукт, в котором плюсы сильно перевешивают минусы. А потому всё-таки лучше поиграть в Клэр Обскур, чем не поиграть.
Ну и да, в конце как настоящая вниманиебл... ой, то есть как и все здесь, оставляю ссылочку на себя - но не в тг, а в стиме: https://steamcommunity.com/id/timoshlepa/