Трагедия первой Assassin's Creed или незаслуженное пренебрежение игроками легендарной игры

Трагедия первой Assassin's Creed или незаслуженное пренебрежение игроками легендарной игры

В этот день, когда многие наслаждаются ремастером Обливиона и параллельно негодуют на Тодда из-за его отношения к русскому языку, я решил вам напомнить о другой игре из того же поколения, которой наверное тоже не помешал бы ремастер (ну или ремейк, учитывая недовольство геймплейным скелетом игры) и которая была совершенно незаслуженно отодвинута на задний план последующими итерациями серии — Assassin's Creed 1!

Ассасин (именно первая) пожалуй является для меня такой же культовой игрой как и мои другие любимые игры Юбисофт — Принц Персии, Сплинтер Селл и Фар Край (самая первая, в остальные не играл). Эта игра перевернула жанр экшенов и стала новым дыханием в игровой индустрии, вернув любовь и интерес игроков к жанру научной фантастики. Она была поистине революционной в своем роде. Ее концепция была шикарной уже в своем корне — история про противостояние тайных сообществ, которая крутится вокруг устройства, которые симулируют память предков и позволяют находить могущественные артефакты в нашем времени.

Но сейчас я не хочу углубляться в итак очевидные сюжетные и концептуальные инновации этой игры, а хочу указать вам, что именно первая часть и была самым настоящим Ассасином, и что серия начала крениться и уклоняться в сторону от главной идеи уже начиная со всеми любимой 2 части. Сейчас я вам представлю несколько аспектов игры, которые так и остались непревзойденными в первой же части по сравнению с остальными.

Братство Ассасинов и орден Тамплиеров

Именно 1 Ассасин является игрой, где были самые настоящие ассасины и не менее настоящие тамплиеры. Это было пиком развития и активности этих сообществ (в историческом контексте). В этой игре мы видим крепость Масиаф — твердыню и оплот ассасинов. Братство там живет и развивается. Вы можете видеть в игре как тренируются бойцы, как набирают неофитов и новых членов, как приходят и уходят курьеры и соглядатаи ассасинов (не менее важные члены сообщества чем бойцы), как все общество пронизано духом того самого кредо. Все друг другу обращаются на "брат", как и должно быть в братствах. У всех своя четкая роль в иерархии. Игра вам показывает не только как устроена жизнь в крепости, но и как функционирует братство: ее бюро в окрестных землях, ее агенты в других городах, коммуникация между ними через голубиную почту. Ну и самого предводителя — Аль Муалима. Аль Муалим кстати это не имя, а титул (по арабски кажется "наставник"), а зовут его кажись Рашид-ад-дин и что-то такое (лень в вики лезть). В игре видно, как он управляет могущественным тайным сообществом из своего кабинета при помощи курьеров, голубей и своих боевых агентов.

Не менее реально поданы и тамплиеры, которые активничали на Святой Земле в тот период. Показан действительно живший на тот момент грандмастер этого французского рыцарского ордена — Робер де Сабле, реально существовавшая историческая личность. Его союзниками (и по совместительству врагами протагониста) являются другие европейские ордена — французские госпитальеры во главе с Гарнье де Наплуз и немецкий, тевтонский орден во главе с Сибрандом. Я как любитель истории, не мог не восхититься такой концентрацией великих исторических личностей той эпохи и того крестового похода (там еще Ричард Лионкёр (Львиное Сердце), и Гийом де Монферрат имеются). То есть игра буквально кидает вам в лицо главных действующих и противоборствующих сил, со своей философией, со своими благородными взглядами на лучший мир. И все эти силы (и ассасины и тамплиеры с союзниками) абсолютно уверены, что делают мир лучше и целенаправленно работают на эту идею.

А теперь взгляните и сравните со следующими частями. Во второй ассасины это просто сборище из лиц, куда входили разбойники, куртизанки (шлюхи), банкиры, авантюристы и воры. Не видна ли огромная деградация? Где четкое взаимодействие между ее членами? Где система вознаграждений и наказаний? Во второй части нам даже не называют КТО, является главным в итальянской ветви ассасинов. Вы хоть сами сможете назвать кто был главным в братстве ассасинов в Италии до приема Эцио и после? Отец Эцио? Его дядя? Владелица борделя? Маккиавелли? Какой-нибудь дефолтный вор или разбойник? В третьей части, хотя бы показывают главу, хоть и разгромленного, но все еще существующего братства в Новом свете — Ахиллеса. А что в Италии? После событий крестовых походов прошло не так уж и много времени. Такое ощущение, что итальянские ассасины пропитаны итальянским распиздяйством, и они "ассасинством" занимаются как бы между делом, между попойками, карнавалами, светскими интригами, потрахушками с куртизанками и т.д.

А тамплиеры так вообще оскотинились и перестали быть тамплиерами. Сравните тамплиеров из Святой земли и этих вот мразей из 2 части. В первой части все тамплиеры: и европейцы, и сарацины (арабы то есть) были за общую идею — освободить Святую землю от тирании религии, политики и установить там господство культа разума. Чтобы люди там не делились по своей религии, происхождению, взглядам и все жили дружно и общно. А Италии что? Главный злодей, Родриго Борджиа (реальная личность, потом реально стал Папой под именем Александр 6) — обыкновенная, аморальная мразь, заинтересованная только во власти. Частицу эдема он ищет только чтобы подчинить всех и стать верховным властителем. Ему прислуживают такие аморальные, беспринципные тамплиеры — сын, никчемный политик и интриган, внук, больной ублюдок и такой же никчемный, трусливые банкиры и государственные чиновники из Флоренции и Венеции. И все! Все они шайка жалких, никчемных подонков. Единственный из злодеев во 2 части, кто хотя бы немного походит по своим целям и замыслам на настоящего тамплиера — это тот случайный монах, которому в руки яблоко Эдема попадет. Джилорамо Савонарола (реально существовавший человек), насколько я помню, захочет освободить Италию от власти религии и Пап Римских, и установить свою единоличную власть.

А в первой был госпитальер (уже название его ордена говорит за себя) Гарнье, который искренне, бесплатно лечил и ютил душевно больных, рабовладелец Талал, который давал наркоманам, проституткам и прочим маргиналам работу и новый смысл жизни, ученый Джубаир, который боролся с фанатизмом у мусульман. У всех тамплиеров была своя роль в общей благородной и высокой затее. В этом смысле, единственная (из которых я играл) часть серии, которая хотя бы немного приблизилась в логичности и благородстве целей у злодеев, это наверное 3 часть, где отец Коннора очень притягателен и харизматичен, и хоть совершает преступления, но все равно у него благородные помыслы, как и у тамплиеров из 1 части. Таким образом, уже начиная со второй части серии, а ведь ее делали те же самые люди, Патрис Дезиле, Джейд Редмонд и прочие, основная идея и главный посыл деградировал в угоду веселости и легкости геймплея и сюжета. 1 часть реально поднимала очень серьезные вопросы, и если игрок проходил игру вдумчиво и вникая в сюжет, то он начинал испытывать симпатии к тем, кого он убивает. Вот это и есть действие настоящей серой морали.

Главный герой, его эволюция и эволюция игрового мира

Альтаир ибн Ла Ахад — в этом имени сосредотачивается все воинское искусство ассасина. Альтаир — самый легендарный ассасин всех времен и народов, и возможно единственный (кроме Коннора), всю свою жизнь с детства посвятивший борьбе за идеалы ассасинов и совершенствованию искусства убивать бесшумно и незаметно. Ни один последующий главный герой игр серии ни на йоту не приблизился не только к его мастерству ассасина, но и его вкладу в развитие братства. После событий 1 части, по лору, именно он реорганизовал братство, увеличил его эффективность, создал новые ячейки в других странах и придумал способ ношения скрытого клинка без необходимости отрезать безымянный палец. Все, кто был до него, не были ассасинами в полном и законченном смысле слова, все кто был после, не смогли держать ту планку которую он задал. В первой части мне очень нравится главный герой, с самого начала он подается как лучший из всех ассасинов в братстве. Мне нравится в нем все (и хорошее и плохое): его навыки, его знание, его гордость и непомерное высокомерие, его убежденность в своих принципах. Но по мере игры он также развивается как личность. Он становится более человечным, милосердным, справедливым. Вы замечаете не только его развитие и личностный рост, но и то как другие персонажи меняют к нему свое отношение. Вспомните Малика, его соратника из начальной миссии, в которой он теряет своего брата и преисполняется лютой ненавистью к Альтаиру. Когда они встречаются после этих событий в бюро Дамаска, на дежурное приветствие его Альтаиром "Мира и покоя тебе Малик!", он с гневом отвечает "С тобой у меня не будет ни того, ни другого!". По мере прохождения и взаимодействия с Маликом, меняется его отношение к Альтаиру. Он начинает его уважать и считать своим не только другом, но уже и братом! Это можно увидеть по тональности их диалогов. И в конце игры, как бы выражением высочайшей точки их дружбы становится реплика Малика на приветствие Альтаира "Мира и покоя тебе Малик!". Он отвечает: "Ты мне дал и то, и другое!". Этим ответом Малик дает знать, что простил Альтаиру и смерть брата, и свои личные обиды к нему, и полностью преисполнился доверием и уважением к нему.Это прекрасная иллюстрация, как надо развивать историю главного героя и отношения окружения к нему на протяжении всего повествования. Все последующие ассасины вышли пресными и неполными по сравнению с Альтаиром:

Эцио — несерьезный и безответственный повеса (хоть и меняется к концу игры, но итальянец в нем все равно остается), который даже не проходил ассасинского обучения.

Коннор хоть и благороден, силен и упорен, учился ассасинскому искусству у мастера, но остается наивным и недообразованным (все детство он провел в индейской деревне) с точки зрения личностного роста.

Эдвард — не играл (но он больше пират, чем ассасин)

Арно — не играл (но он больше герой-любовник, чем ассасин)

Джейкоб и сестра (забыл имя) — не играл (Джейкоб скорее викторианский аналог футбольного хулигана и смутьяна, чем ассасин)

Байек — офигительный герой, очень понравился, но он меджай а не ассасин. Его жена больше ассасин чем он.

Алексиос (Кассандру долой!) — спартанец, воин, наемник, который ненароком стал бороться с предтечей тамплиеров в Древней Греции.

Эйвор — не играл (викинг, случайно пересекшийся с ассасинами)

Басим — не играл (возможно хорош, но до Альтаира уверен ему далеко)

Наое и Ясуке — не играл (но и прохождения не смотрел, но думаю этим двоим также далеко до великого праотца все ассасинов)

Итак, ни одному ассасину после Альтаира не суждено было быть таким же полным, законченным и настоящим ассасином, как ему.

Мне также нравится оригинальная озвучка Альтаира, та что на английском. Там его озвучивает молодой актер, по голосу которого лучше верится, что Альтаир все еще молод, ему есть куда расти и что позволяет лучше к нему привязаться. Ни в коем случае не хочу сказать, что Кузнецов плохой актер дубляжа, но именно в этой игре, его голос не совсем подходит Альтаиру. Альтаир — не Геральт в свои средние года, он еще юн и на некоторые вещи смотрит в начале игры по ребячески, что не вяжется с низким тембром голоса Кузнецова. А еще Кузнецов не сказал легендарной, самой культовой фразы в серии и главной реплики Альтаира в игре "Ничто не истинно, все дозволено" как ИМЕННО было сказано в оригинальной озвучке. Когда Альтаир побеждает самого главного злодея, он произносит последнюю часть кредо на АРАБСКОМ языке, что звучит очень фактурно и эпично, особенно с учетом того, что исконным языком ассасинов является арабский. Конечно, странно требовать от Кузнецова аутентичного выговаривания фразы на чистом арабском, как это сделано в оригинальной озвучке, но все же простое произношение на русском в этом моменте знатно испортило весь эффект этого кульминационного момента. Я не поленился и вставил сюда вырезку этого момента, сначала Кузнецов идет, потом оригинал.

Помимо Альтаира, по мере его убийств главных злодеев, игровой мир также начинает меняться. То есть налицо сюжетное и геймплейное взаимодействие. Действия игрока приводят к печальным последствиям в городах Святой Земли, потому что эти тамплиеры были не последними людьми в своих городах, и ответственно следили за состоянием дел в вверенных им областях. Так, после того как Альтаир убивает Гарнье де Наплуза, на улицах Акры увеличивается количество душевнобольных людей. К тебе постоянно норовит подойти, толкнуть и обрызгать слюной какой-нибудь бывший пациент из его лечебницы. После убийства Талала, сильно увеличивается количество женщин-попрошаек в Иерусалиме, которые будут кидать в тебя камни после того как ты пройдешь мимо и будешь паркурить. Это те самые проститутки и наркоманы, которых он выкупал и давал им нормальную работу. После убийства Гийома (Вильяма) Монферратского, появляются разбойники в Акре и наступает общая запущенность города (пустые торговые лавки, везде воры, разрушенные постройки), потому что он был правителем города (наместник короля). После убийства Джубаира, повсюду в Дамаске плодятся глашатаи, с призывами к джихаду против неверных. Все эти факторы помогают погрузиться в игру и верить, что мир игры живой и меняется в зависимости от действий игрока.

Преувеличенность основных претензий к игре

Теперь переходим к главной причине написания этой статьи, а именно необоснованность большинства претензий к игре. Несмотря на все преимущества, описанные выше, на ее критический коммерсческий успех, у игры сейчас довольно неоднозначная репутация. С одной стороны все признают инновационность и новизну ее концепции, с другой же, называют сырой, недоработанной, скучной местами игрой. У иных язык даже поворачивается назвать Assassins Creed 1 технодемкой, да, я встречал в комментах здесь такие перлы. И это несмотря на отполированность, связность и технологичность игры на момент выхода. И сейчас я попытаюсь объяснить, что нападки по большей части необоснованны и также приведу некоторые реальные и критические недостатки игры.

Итак, надеюсь с технологической точки зрения, ни у кого не будет претензий к игры. Она вышла без багов и была невероятно красива и графониста на момент своего выхода (2007 год, если что). Да что уж там, графика во 2 части деграднула нереально по сравнению с этой игрой. Главной проблемой для западных игроков, и последующего доминирования этого нарратива в Рунете является то, как устроено прохождение этой игры, то бишь ее геймплейная структура. Игровой процесс здесь — это серия убийств в разных городах Святой Земли. Альтаиру даются цели, и он, должен будет отправиться в эти города, заехать в местное бюро братства и узнать как можно будет убить цель. Согласен, репетативность и нудность так и просятся здесь в твои лучшие друзья. Но это прежде всего объясняется сюжетом и общей концепцией игры.

Во первых, Альтаир по сюжету был деклассирован и низвергнут в самые бездны иерархии братства. Отсюда и рутинная работа по сбору информации о цели, которая добывается при помощи слежки, подслушивания, выпытывания и кражи. Большая часть деятельности любого агента заключается в сборе информации. Любая спецслужба мира так и работает — прежде чем действовать, нужно раздобыть информацию. Главный дизайнер игры, Патрис Дезиле, именно это и хотел показать. Прежде чем приступить к самому интересному, он подготавливает игрока к предстоящей вылазке перед убийством. Он раскрывает предысторию цели, давая игроку мотивацию. Помимо это раскрывается сюжет игры, вырисовывается главная нить, связывающая все цели, что работает на повествование.

Во вторых, такая логика позволила раскрыть главную идею игры, а именно симулятора средневекового стелс экшена с элементами паркура. Более того, игроки игнорируют тот факт, что каждая такая мелкая миссия по сбору информации награждает игрока сведениями, имеющими прямое геймплейное значение. Например, в одной из подготовительных миссий при убийстве Гарнье де Наплуза, Альтаир получает подробную карту его больницы, а также точную диспозицию всех стрелков на ней. Благодаря этому ты сможешь заранее спланировать свои действия и эффективнее расправиться с целью. В других мелких миссиях по сбору информации также можно найти ключевую секретную информацию о дыре в стене, через которую Альтаир может беспрепятственно проникнуть в зону убийства или о распорядке дня и маршруте цели в своем убежище. Все это, при должном погружении в игру и внимании к деталям, дает возможности по быстрому и легкому устранению целей. При этом игра также прямолинейно пройти к жертве, убив всю охрану и спокойно убить его. Думаю что большинство именно так и прошла игру и потом плюется от второстепенных миссий. Дизайн локаций в игре устроен так, что игрок может без мини-карты спокойно ориентироваться в городах. В игре даже есть режим без интерфейса и игра в таком режиме будет полностью самодостаточна. Таким образом, наиглавнейшая причина недовольства игроков и их обвинений в скучности большинства миссий — это банальное непонимание замысла разработчиков. Во второй части эти места исправили и именно поэтому она больше зашла народу, хоть и деградировала в своей главной концепции про братство.

Другая причина это слишком долгие игровые сессии в современности. Я полностью согласен с этим — да они выбивают игрока из общей канвы истории Альтаира, их нельзя пропустить и они кажутся неуместными. Но наличие таких моментов объясняется сюжетом игры, да и главной идеей игры, а именно СИМУЛЯЦИЯ истории при помощи анимуса, находясь в современности, а не непосредственной игрой в той исторической эпохе. Здесь разработчики, пытаясь полностью раскрыть идею и всю подоплеку о противостоянии тамплиеров и ассасинов в современности, не забыли побыть душными. Современность также важна, поскольку она также содержит некторые интересные сюжетные повороты, и поэтому разработчики поэтому, боясь что игрок просто пропустит их, не стали делать эти этапы геймплея пропускаемыми.

Ну а теперь 2 мои главные претензии к игре: это ее синий фильтр и ужасный саундтрек. Начнем с первого, фильтр. Я понимаю что Ассасин это научная фантастика и что такой холодный оттенок придаст ей серьезного и грузного характера, и настроит игрока на такой же лад. Но блин, это же Ближний Восток все таки. Ладно бы они фильтр приделали только к сценам в современности, но перед нами Святая Земля, земля песков, восточных сказок, пустынь и жаркого климата. Там же пустыни одни, вот вы хотя бы раз почувствовали, что климат там жаркий? По городам, по одежде людей? Вот я нет, нисколько. Фильтр полностью сбивает погружение в восточную эстетику, так любимою мною. Ну и главное это саундтрек. В музыке ни одного восточного мотива, одна электронщина с намеком на sci-fi. Серия (на тот момент правда только начинающаяся) всегда славилась шикарной, и главное уместной музыкой. Так, во всех частях музыка всегда отражала эпоху, в которой события разворачиваются: легкая и игривая музыка Итальянского ренессанса, серьезная музыка с нотками индейских мотивов в 3 части, веселая и удалая кабацкая и пиратская тематика в 4 части, лиричная в 5 части и так далее. Да я даже если не играл в некоторые игры серии, то всегда прослушивал музыку из них, потому что музыка в играх серии всегда была волшебной. В Origins Сара Шахнер выдала свой шедевр во всех смыслах — какая же там музыка обворожительная, с нотками Египта (наверное музыка в Египте так и звучала, фиг его знает, но я поверил в музыку, что она египетская). В Odyssey какая офигительная музыка, с припевами на греческом (не уверен что это ДРЕВНЕгреческий), в Valhalla музыка магическая и уместная. А здесь? Здесь НЕТ. Вот в этом главный минус игры — в ней еще нет того, что станет потом таким привычным и насчет чего ты всегда будешь уверен, что Юбисофт не подведет. Да я повторяю, это первая игра серии, но в играх Юбисофт (неважно Принц Персии, Фаркрай, Сплинтер Селл, да даже в Райман Легендс офигительная музыка, там даже уровни есть музыкальные) всегда была шикарная музыкальная подборка, а здесь тухленько очень. Нет ни одной темы, которая мне запомнилась из первого Ассасина.

В общем вот такие мысли. А вы что думаете насчет Ассасина? Смог ли я вас переубедить в вашей предвзятости к нему? Послужит ли этот текст кому-то поводом перепройти игру? Напишите в комментариях, буду рад услышать ваше мнение и подискутировать.

23
2
1
1
50 комментариев