Игровая музыка всё?
Перед вами скриншот со списком номинантов и побeдителем BAFTA Game Awards 2025 в категории музыки, который меня и спровоцировал на такой кликбейтный заголовок поста.
Оговорюсь сразу, что все саундтреки в списке сделаны на высочайшем уровне профессиональными командами и полностью отвечают задачам в своих играх. Тогда что тебе не понравилось в этом списке, спросите вы?
Давайте сначала посмотрим на победителя. Саундтрек в Helldivers 2 писали мастадонты игровой музыки Гилберт Роже (Сall od Duty, Mortal Kombat), Росс Трегенза (Deathloop, Cyberpunk 2077, Wolfenstein Young Blood) и Кит Лири, который, судя по всему, выступал в качестве музыкального супервайзера от Sony. Все просто и-д-е-а-ль-н-о.
И в этом, как мне кажется, проблема. Список номинантов — это список вылизанных, отточенных, стерильных саундтреков. Нет намека на инновационность или какую-то идейность. Хотя может Helldivers 2 и дали премию за гипертрофированную героическую музыку... Who knows ¯\_(ツ)_/¯
Хотя в лонглисте номинации мне приглянулись несколько тайтлов с интересными идеями (они выделены):
- Astro Bot
- Balatro
- Black Myth: Wukong
- Call of Duty: Black Ops 6
- Dragon Age: The Veilguard
- FINAL FANTASY VII REBIRTH
- Helldivers 2
- Metaphor: ReFantazio
- Senua’s Saga: Hellblade II
- Star Wars Outlaws
В Balatro у музыки, например, интересная стилизация под музыкальный автомат. В Hellblade II атмосферный саундтрек, хотя все звучит оооочень предсказуемо. Наиболее интересной и как раз-таки достойной награды считаю Star Wars Outlaws. Вместо ожидаемых обыгрываний Джона Вильямса, там есть хоть какие-то попытки разнообразить музыку тембрами и аранжировками.
Опять же, не хочу умалять труда композиторов. Но такую музыку, как у большинства номинантов, можно услышать еще в сотне игр вышедших за год. И все будет звучать примерно на одном качественном уровне. А от премии такого уровня ждёшь награду за саундтрек, который можно разобрать на цитаты и референсы, на который будут ровняться сотни других композиторов и завидовать находчивости авторов. Как можно было сделать с саундтреками Dead Space, Remember Me, Dying Light, Elder Scrolls, Wolfenstein и далее по списку.
А пока складывается впечатление, что индустрия топчется на месте. Уже выработан определённый стандарт, за пределы которого нельзя выходить. И опытные композиторы спокойно штампуют нужный продукт в пределах зоны комфорта. Все довольны.
На самом деле эти результаты BAFTA Game Awards очень показательны. Ведь такие крупные премии обязательно концентрируют внимание на проектах-участниках, а победители задают общий тон развития индустрии. Но я все еще надеюсь что это временное явление общей "пресыщенности", а не новый порядок.
Есть надежда
Взглянем на светлую сторону медали или по крайней мере на то, что вселяет в меня надежду, как автора музыки и геймера.
Аккурат под британскую премию, состоялся релиз саундтрека к новому игровому событию League Of Legends — Welcome To Noxus.
С первого же трека меня как будто перенесли в вымышленную вселенную и заставили сражаться на пропитанном кровью песке арены! Гармонически всё в пределах логики и ожидаемо, но подбор тембров — это что-то с чем-то. Осязаемые струнные, семплированный вокал, похожий на дыхание, сухие резкие барабаны и все это в оболочке восточного колорита. Просто праздник для ушей, послушайте обязательно.
Я уже собралась гуглить и искать информацию о композиторе этой конфетки. Но, спасибо Riot Games сделали всю работу за меня и выложили BHS-ролик про музыку к сезону.
Недолго думая, я с удовольствием окунулась во все подробности и ещё немного покапала информацию самостоятельно. Возможно мы сможем узнать секрет такой крутой музыки?
Начнём с авторов этого незаурядного труда. Они довольно опытные ребята:
🔘 Себастиан Нажан (League of Legends) старший композитор;
🔘 Джей Ди Спирс (League of Legends, Chivalry II) композитор;
🔘 Билл Хемстапат (League of Legends, Ghost Of Tsushima, God Of War) композитор, музыкальный дизайнер.
Каждый из композиторов писал свою небольшую часть музыки, которая потом записывалась одним ансамблем и сводилось одной командой. Это важно для того, чтобы саундтрек звучал единым целым, а не случайным плейлистом.
Открывает сезон традиционный синематик под трек Bite Marks, который написал Себастиан Нажан в соавторстве с уже известным нам Алексом Сивером.
По словам композитора композиция должна была наследовать стилистику музыки второго сезона Аркейна. Если вы послушаете альбом полностью, то услышите, что многие идеи этого трека используются и в других темах. Как, например, в Welcome to Noxus за авторством Билла Хемстапата. Он развивает тему из трека Bite Marks и тоже использует классные голосовые семплы из вступления.
Композиторы стремились не просто создать эпичную и устрашающую музыку, но и передать эклектичность мира Ноксуса, его мощь и ауру темного магического культа. И ещё, по их словам, хотели дать развитие уже существующей музыке в игре.
И вот тут начинается самое интересное — работа с тембрами. Их можно описать словами: эпичность, античность, геройство, тайна, магия. Такую необычную и органичную палитру звуков нового саундтрека удалось сформировать не без помощи особого состава ансамбля. Спасибо еще раз Riot Games, что они поделились списком исполнителей, из которого можно выцепит основные инструменты:
🔘 2 барочные скрипки
🔘 1 барочная виола
🔘 1 виола да гамба
🔘 1 скрипка
🔘 1 теорба
🔘2 теноровых сакбута
🔘 1 басовый сакбут
🔘 1 контрабасовый кларнет
🔘 1 контрафагот
🔘 1 тубакс
🔘 перкуссионный ансамбль
Скажем так, очень нестандартный набор вышел. Но, как оказалось, самое то для музыки вымышленной вселенной. Помимо перечисленных музыкальных инструментов в отдельных треках можно услышать болгарский хор (например в LeBlanc, the Deceiver) и тувинское горловое пение в исполнении нашего соотечественника Радика Тюлюша (в треке His Name is Sahn Uzal).
Остается только завидовать чутью и креативности композиторов. Это как раз то, чего мне не хватало в саундтреках из списка номинантов в предыдущем посте. Той самой творческой искры, которая позволяет уйти от шаблонов, но при этом соблюсти все необходимые требования разработчиков, продюсеров, геймеров.
В чем секрет?
Но дело не только в инструментах. Композиторы также тесно работали с нарративом, обыгрывали темы героев. По их задумке музыка должна помочь раскрыть мир Ноксуса со всех сторон, добавить смыслов в игровой процесс.
А ведь это саундтрек к игре-сервису, в которой контент штампуется потоком и в большом объёме. Это к слову о том, что композиторам нужно было работать в сжатые и четкие сроки.
... каждые 2 недели на протяжении 4 месяцев (...), мы добавляли в игру более часа музыки. И все это мы делали, одновременно отправляя прошлогодний контент.
Но даже при таких стеснённых условиях, работа получилась отменная. Вообще Riot Games мне все больше напоминает отдельный игровой Галапагос со своей эволюцией и биотой контента. Им не нужны награды, им нужны игроки. Они создают то, что считают подходящим для своих игр, не оглядываясь на общепринятые метрики, не бояться исследовать и экспериментировать. Это команда не просто ремесленников, а союз творческих и увлеченных людей.
Возможно в этом секрет их крутой музыки, синематиков и сериалов?
Ладно, пойду ждать следующей церемонии BAFTA и Game Awards, чтобы поворчать, заодно продолжу поиски интересных вдохновляющих проектов. 😁
#послушать #сделайзвук