Игровая музыка всё?

Игровая музыка всё?

Перед вами скриншот со списком номинантов и побeдителем BAFTA Game Awards 2025 в категории музыки, который меня и спровоцировал на такой кликбейтный заголовок поста.

Оговорюсь сразу, что все саундтреки в списке сделаны на высочайшем уровне профессиональными командами и полностью отвечают задачам в своих играх. Тогда что тебе не понравилось в этом списке, спросите вы?

Давайте сначала посмотрим на победителя. Саундтрек в Helldivers 2 писали мастадонты игровой музыки Гилберт Роже (Сall od Duty, Mortal Kombat), Росс Трегенза (Deathloop, Cyberpunk 2077, Wolfenstein Young Blood) и Кит Лири, который, судя по всему, выступал в качестве музыкального супервайзера от Sony. Все просто и-д-е-а-ль-н-о.

Вот они красавцы
Вот они красавцы

И в этом, как мне кажется, проблема. Список номинантов — это список вылизанных, отточенных, стерильных саундтреков. Нет намека на инновационность или какую-то идейность. Хотя может Helldivers 2 и дали премию за гипертрофированную героическую музыку... Who knows ¯\_(ツ)_/¯

Хотя в лонглисте номинации мне приглянулись несколько тайтлов с интересными идеями (они выделены):

- Astro Bot
- Balatro
- Black Myth: Wukong
- Call of Duty: Black Ops 6
- Dragon Age: The Veilguard
- FINAL FANTASY VII REBIRTH
- Helldivers 2
- Metaphor: ReFantazio
- Senua’s Saga: Hellblade II
- Star Wars Outlaws

В Balatro у музыки, например, интересная стилизация под музыкальный автомат. В Hellblade II атмосферный саундтрек, хотя все звучит оооочень предсказуемо. Наиболее интересной и как раз-таки достойной награды считаю Star Wars Outlaws. Вместо ожидаемых обыгрываний Джона Вильямса, там есть хоть какие-то попытки разнообразить музыку тембрами и аранжировками.

Опять же, не хочу умалять труда композиторов. Но такую музыку, как у большинства номинантов, можно услышать еще в сотне игр вышедших за год. И все будет звучать примерно на одном качественном уровне. А от премии такого уровня ждёшь награду за саундтрек, который можно разобрать на цитаты и референсы, на который будут ровняться сотни других композиторов и завидовать находчивости авторов. Как можно было сделать с саундтреками Dead Space, Remember Me, Dying Light, Elder Scrolls, Wolfenstein и далее по списку.

А пока складывается впечатление, что индустрия топчется на месте. Уже выработан определённый стандарт, за пределы которого нельзя выходить. И опытные композиторы спокойно штампуют нужный продукт в пределах зоны комфорта. Все довольны.

На самом деле эти результаты BAFTA Game Awards очень показательны. Ведь такие крупные премии обязательно концентрируют внимание на проектах-участниках, а победители задают общий тон развития индустрии. Но я все еще надеюсь что это временное явление общей "пресыщенности", а не новый порядок.

Есть надежда

Взглянем на светлую сторону медали или по крайней мере на то, что вселяет в меня надежду, как автора музыки и геймера.
Аккурат под британскую премию, состоялся релиз саундтрека к новому игровому событию League Of Legends — Welcome To Noxus.

С первого же трека меня как будто перенесли в вымышленную вселенную и заставили сражаться на пропитанном кровью песке арены! Гармонически всё в пределах логики и ожидаемо, но подбор тембров — это что-то с чем-то. Осязаемые струнные, семплированный вокал, похожий на дыхание, сухие резкие барабаны и все это в оболочке восточного колорита. Просто праздник для ушей, послушайте обязательно.

Я уже собралась гуглить и искать информацию о композиторе этой конфетки. Но, спасибо Riot Games сделали всю работу за меня и выложили BHS-ролик про музыку к сезону.

Недолго думая, я с удовольствием окунулась во все подробности и ещё немного покапала информацию самостоятельно. Возможно мы сможем узнать секрет такой крутой музыки?

Начнём с авторов этого незаурядного труда. Они довольно опытные ребята:

🔘 Себастиан Нажан (League of Legends) старший композитор;
🔘 Джей Ди Спирс (League of Legends, Chivalry II) композитор;
🔘 Билл Хемстапат (League of Legends, Ghost Of Tsushima, God Of War) композитор, музыкальный дизайнер.

Каждый из композиторов писал свою небольшую часть музыки, которая потом записывалась одним ансамблем и сводилось одной командой. Это важно для того, чтобы саундтрек звучал единым целым, а не случайным плейлистом.

Открывает сезон традиционный синематик под трек Bite Marks, который написал Себастиан Нажан в соавторстве с уже известным нам Алексом Сивером.

По словам композитора композиция должна была наследовать стилистику музыки второго сезона Аркейна. Если вы послушаете альбом полностью, то услышите, что многие идеи этого трека используются и в других темах. Как, например, в Welcome to Noxus за авторством Билла Хемстапата. Он развивает тему из трека Bite Marks и тоже использует классные голосовые семплы из вступления.

Композиторы стремились не просто создать эпичную и устрашающую музыку, но и передать эклектичность мира Ноксуса, его мощь и ауру темного магического культа. И ещё, по их словам, хотели дать развитие уже существующей музыке в игре.

И вот тут начинается самое интересное — работа с тембрами. Их можно описать словами: эпичность, античность, геройство, тайна, магия. Такую необычную и органичную палитру звуков нового саундтрека удалось сформировать не без помощи особого состава ансамбля. Спасибо еще раз Riot Games, что они поделились списком исполнителей, из которого можно выцепит основные инструменты:

🔘 2 барочные скрипки
🔘 1 барочная виола
🔘 1 виола да гамба
🔘 1 скрипка
🔘 1 теорба
🔘2 теноровых сакбута
🔘 1 басовый сакбут
🔘 1 контрабасовый кларнет
🔘 1 контрафагот
🔘 1 тубакс
🔘 перкуссионный ансамбль

Скажем так, очень нестандартный набор вышел. Но, как оказалось, самое то для музыки вымышленной вселенной. Помимо перечисленных музыкальных инструментов в отдельных треках можно услышать болгарский хор (например в LeBlanc, the Deceiver) и тувинское горловое пение в исполнении нашего соотечественника Радика Тюлюша (в треке His Name is Sahn Uzal).

Остается только завидовать чутью и креативности композиторов. Это как раз то, чего мне не хватало в саундтреках из списка номинантов в предыдущем посте. Той самой творческой искры, которая позволяет уйти от шаблонов, но при этом соблюсти все необходимые требования разработчиков, продюсеров, геймеров.

В чем секрет?

Но дело не только в инструментах. Композиторы также тесно работали с нарративом, обыгрывали темы героев. По их задумке музыка должна помочь раскрыть мир Ноксуса со всех сторон, добавить смыслов в игровой процесс.

А ведь это саундтрек к игре-сервису, в которой контент штампуется потоком и в большом объёме. Это к слову о том, что композиторам нужно было работать в сжатые и четкие сроки.

... каждые 2 недели на протяжении 4 месяцев (...), мы добавляли в игру более часа музыки. И все это мы делали, одновременно отправляя прошлогодний контент.

Из Linked In Билла Хемстапата

Но даже при таких стеснённых условиях, работа получилась отменная. Вообще Riot Games мне все больше напоминает отдельный игровой Галапагос со своей эволюцией и биотой контента. Им не нужны награды, им нужны игроки. Они создают то, что считают подходящим для своих игр, не оглядываясь на общепринятые метрики, не бояться исследовать и экспериментировать. Это команда не просто ремесленников, а союз творческих и увлеченных людей.

Возможно в этом секрет их крутой музыки, синематиков и сериалов?
Ладно, пойду ждать следующей церемонии BAFTA и Game Awards, чтобы поворчать, заодно продолжу поиски интересных вдохновляющих проектов. 😁
#послушать #сделайзвук

2
1
3 комментария