Pathfinder: Wrath of the Righteous - мое душное сокровище.

Решил вспомнить одну из любимых игр и немного поговорить про ролевой отыгрыш.

Pathfinder: Wrath of the Righteous - мое душное сокровище.

Я очень люблю жанр РПГ. Начинал ещё со старых Fallout и Planescape: Torment, играл в классику Bioware, Готику, все Древние Свитки и так далее. Однако к поджанру CRPG я всегда испытывал особо нежные чувства. Создать группу приключенцев самых разных классов и специальностей, отправиться на поиск сокровищ и спасения мира, ухх здорово. Но больше всего в таких играх я ценил отыгрыш роли. Меня всегда согревала мысль что я иду по сюжету таким персонажем каким я хочу, а не таким каким его создали сценаристы.

Отыгрыш роли если подумать есть в каждой игре. Разница лишь в том, насколько он разнообразный. В том же Ведьмаке вы можете отыгрывать немного разного Геральта. У кого-то он будет добрый и щедрый у кого-то жадный и эгоистичный. Кто-то будет с Трисс кто-то с Йенифер, но в любом случае мы играем за ведьмака - воина с длинным мечем в лёгких или средних доспехах, немного владеющим магией. Чей характер хоть и поддаётся небольшой коррекции, но простор для творчества сильно ограничен.

Эх старый добрый Fallout, сколько же тут было самого разного контента и вариантов прохождения, сейчас так практически не делают.
Эх старый добрый Fallout, сколько же тут было самого разного контента и вариантов прохождения, сейчас так практически не делают.

Другое дело какое-нибудь CRPG например Baldur’s Gate 3, вот тут уже простор для творчества богатый. Хочу быть светлым паладином, который несёт миру доброту и справедливость (разумеется путём шинковки всех несогласных двуручным мечом) - это можно. Или лучше побыть алчным магом, желающим власти и ради этого присягнувшим на верность злым силам - в принципе тоже такая возможность есть. Даже маньяка отыграть можно, под это целый персонаж с отдельными сюжетом есть.

Но даже в такой игре как Baldur’s Gate 3 количество вариантов отыгрыша ограниченно. Так например, я не смогу стать повелителем нежити и покромсать с их помощью Иллитидов в капусту. Или вот в игре есть сразу несколько дьявольских персонажей, а почему бы мне самому не стать одним из них и этим решить сразу несколько сюжетных проблем?

Age of Decadence - одна из немногих относительно свежих игр не уступающая Pathfinder: WotR в разнообразии отыгрыша, но это уже другая история.
Age of Decadence - одна из немногих относительно свежих игр не уступающая Pathfinder: WotR в разнообразии отыгрыша, но это уже другая история.

Да согласен, все варианты сценаристы просто физически не могут предусмотреть. Однако в Pathfinder: Wrath of the Righteous сценаристы и геймдизайнеры проделали просто титаническую работу, и должен сказать, в плане возможностей для самого разного ролевого отыгрыша, других таких игр практически нет.

Проверка на душность начиная с первых минут.

Когда я в первый раз запустил Pathfinder: Wrath of the Righteous, то ничего от игры не ждал. Первая часть вышла жутко сырой и была скорее пробой пера новой команды. Графика была простая, ни о каких красотах BG3, которая тогда уже была в раннем доступе, не могло идти и речи. Да и сами разработчики позиционировали свою игру как хардкорную версию весьма хардкорной настолки для самых хардкорных хардкорщиков. И частично они были правы. Так как для прохождения игры на максимальной сложности, вам нужно досконально знать правила настолки, каждую секунду решать в уме сложнейшие уравнения, видеть будущее ну и принести жертву богу удачи, чтобы ваши кубики всегда выбрасывали 20-ку.

Разработчики не советуют выбирать две самые высокие сложности для первого прохождения. И я полностью их в этом поддерживаю.
Разработчики не советуют выбирать две самые высокие сложности для первого прохождения. И я полностью их в этом поддерживаю.

Меня как старого ветерана такими сложностями не напугать, поэтому я смело пошёл навстречу трудностям не подозревая, что полюблю игру вопреки им а не благодаря.

Разработчики сразу решают показать в каком месте они видели казуальную аудиторию, вывалив без всяких прелюдий экран создания персонажа, который для начинающего в РПГ игрока, выглядит как IDE программиста с сотней установленных плагинов.

Экран создания персонажа
Экран создания персонажа

При этом магия игры начинается уже здесь. Да вывалить на выбор десятки разных расс для происхождение главного героя, а так же пару десятков классов в каждом из которых ещё от 5-6 подклассов, очень смело. Но именно в этом и заключается основная суть игры. Какие бы фэнтези фетиши вы не имели бы, в этой игре вы можете воплотить их все.

Вот я например люблю отыгрывать такого универсального солдата, воина который может и магией жахнуть. Типичного ведьмака Сапковского короче. Обычно в РПГ этого либо в принципе сделать нельзя, либо только играясь с мультиклассами да и результат при этом получается чаще всего не очень. Но не в этой игре. Тут ваше желание закон - вот вам Магус смесь воина и мага (причём какой броней, оружием и стилем магии пользоваться настраивается отдельно в подклассах) А если хотите смесь варвара и мага, который черпает силы в своей ярости наделяя себя магическими свойствами, то есть класс и для этого.

Или вот ещё пример, хотите вы отыграть такого божественного воина, который сокрушает врагов во имя своей веры ни смотря ни на что. Вот только обычный для такого решения класс паладина вам приелся и раздражает своими ограничениями, этого вот убить нельзя, нужно быть добрым и уметь прощать... Фу гадость короче. Не беда есть класс инквизитор, плюс минус то же самое но никаких ограничений на методы. В конце концов демоны не смогут поработить мирных людей, если те будут уже мертвы. Эх Артасу бы это понравилось.

В общем выбрал я себе Магуса-чародейку (это тот что творит заклинания спонтанно, ибо эта d&d система с запоминанием заклинаний на день вперёд меня всегда бесила). И отправился покорять мир.

Моя красотка полуэльфика-магус
Моя красотка полуэльфика-магус

И практически сходу игра даёт новичкам ещё один пинок под зад. Как вы возможно знаете практически в каждой игре хоть немного близкой к d&d маги вначале довольно слабы. Это компенсируется тем, что ближе к концу они становятся неудержимой машиной апокалипсиса. Тут же это умножено на 10 тем фактом, что большую часть игры, в том числе и всю первую главу, 90% ваших врагов это демоны. А разработчики из Owlcat всегда практически дословно переносят правила из настолки. И если там сказано, что у ВСЕХ демонов сопротивление любому стихийному урону, значит так и будет. Уже во второй четверти игры оно более менее пробивается, но в начале абсолютно все маги, полностью бесполезный балласт в команде. Думаю не каждый будет рад ощущать себя ущербным играя за любимый класс, но придется.

К счастью мой персонаж ещё умел кое как драться с помощью своей рапиры, а присоединившиеся в самом начале паладин и лучник уничтожали все живое. Так мы и прошли первую главу, одновременно обучение и самая сложная часть игры. Получили в конце первый мифический уровень потихоньку перейдя к самому интересному моменту игры.

Мифические пути и отыгрыш своего героя.

Мифические пути наверное самое интересное, что есть в игре. Помните я писал что у нас в начале игры есть около сотни классов\сабклассов, что даёт возможность отыграть практически любую роль. Разработчикам этого показалось мало и они создали 10 мифических классов, по одному на каждое мировоззрение плюс два на хаотично злое - потому что Хаос и зло это круто.

Выбор мифика влияет на внешний вид героя
Выбор мифика влияет на внешний вид героя

Каждый мифик даёт уникальные способности и заклинания которые комбинируются со способностями и заклинаниями обычных классов. Оценили простор для минмаксеров? Добавляется уникальная линия квестов, новые персонажи. Меняется внешний вид главного героя, а так же мифик влияет на исход как основных так и побочных квестов. Кроме того спутники будут по разному относится к герою в зависимости от его выбора. Так паладинша не сможет ужиться с личем, а выбор демона очень негативно повлияет на душевное состояние вашей суккубки. С королевой и вовсе может замутить только Ангел или Золотой Дракон, вот это я понимаю стандарты у барышни.

Всё это даёт огромный простор для творчества вот предлагаю всего несколько вариантов:

Вы родились наполовину человеку наполовину вампиром. Как в сумерках только сильно мрачнее. Ещё не нежить, но уже не живой. С детства вы были изгоем и стали увлекаться тёмной магией, особенно вам удавалась некромантия. Естественно как только появилась возможность возвыситься до бессмертного лича и показать этим людишкам и демонам на что вы способны, устоять было невозможно.

Путь лича
Путь лича

Вы были одним из лучших инквизиторов своей церкви. Казалось вы были созданы что бы нести в мир справедливость и наказывать зло. К сожалению человеческая натура всегда мешает правосудию делая вас предвзятым. К счастью вы нашли возможность стать Эоном - внеземной сущностью вселенской справедливости. Такой космический Судья Дред, который отринул чувства и эмоции для вершения закона - вашего закона.

Вы простой чиловый парень. Ваш любимый персонаж в мифологии это Локи, в диалогах от Bioware вы всегда выбираете сарказм, а в Древних Свитках первым делом идёте на поклон к Шеогорату. Дурацкие люди требуют от вас истребить всех демонов, а последние путём угроз, обмана и соблазнения пытаются переманить на свою сторону. Ну ничего, вы им всем ещё покажете, устройте такую шутку, что вся вселенная лопнет от смеха.

Путь Эона и трикстера
Путь Эона и трикстера

А еще можно стать всепоглощающим роем демонической саранчи, пожирающим все на своем пути, врагов, бывших союзников, не важно. Достойный ответ Темному соблазну из Врат Балдура.

И все эти истории вплетены в основной сюжет и обязательно повлияют на концовку. Концовок тут очень много.

Моя героиня на первом прохождении стала такой диснеевской принцессой-феей. Она пела песенки, вокруг нее летали бабочки и цвели цветочки... а еще она устроила настоящий геноцид в городе демонов, вырезав целый район не пощадив никого...

Моя "Феечка" ближе к концу игры.
Моя "Феечка" ближе к концу игры.

Немного о сюжете.

Раз уж речь зашла о сюжете, то он тут неплохой. Если сравнить с сюжетом BG3, то на мой взгляд, примерно тот же уровень. Даже завязка сюжета чуть схожа. И там и там главный герой смертельно болен. Только в одной игре виноват паразит в мозгу, а тут проклятая магическая рана. Да сюжет далёк от гениальности, но со своей задачей, замотивировать идти дальше и связать воедино все возможности для отыгрыша он справляется. Во всяком случае получилось явно лучше чем в той же Pillars of eternity особенно второй её части. Одним из сценаристов игры кстати был небезызвестный Крис Авелон, сценарист Fallout 2 и Planescape: Torment. Точно неизвестно насколько ощутимым был этот вклад, но по итогу результат получился приятный.

Я человек простой. Если в игре есть роман с суккубкой - значит надо идти и романсить.
Я человек простой. Если в игре есть роман с суккубкой - значит надо идти и романсить.

Приятными получились и компаньоны. Тут и паладинша-пьянчуха, которая каким-то чудом умудряется удерживаться в законопослушном мировоззрении, необходимом для её класса. Есть обреченный на скорую смерть мутант, скрывающий страх и отчаяние за маской сарказма. Утонченный аристократ, специалист по пьянству и разврату, гордость Слаанеша... а не стоп это из другой игры Совокотов. Еще имеется просветленная суккуба, принявшая обет целомудрия. Ну и Камелия, про нее ничего не буду говорить, если будете играть сами узнаете.

Да чуть не забыл сверх рационального гнома дьяволопоклоника Регила. Очаровательный персонаж, который заставляет по другому взглянуть на принципиально-злое мировоззрение.

С персонажами можно крутить романы, мы же не в игре от обсидиан все-таки. Они сделаны вполне неплохо, у моего персонажи был роман с как раз упомянутой выше суккубой Арушалай, было мило. Тут еще сказался мой мифик, Арушалай была большой поклонницей богини сна и творчество, а я был в каком-то смысле её вестником.

Камелия  - умница, красавица, романтична и благородна, любит ходить в церковь
Камелия  - умница, красавица, романтична и благородна, любит ходить в церковь

Сами персонажи тоже не стоят на месте и развиваются. Кого-то из них можно исправить, а кого-то наоборот подтолкнуть на темную дорожку разврата и хаоса.

Вот с антагонистами уже не так однозначно. Лорды демонов Дескари и Бафомет это совершенно стереотипное "злое зло", которое хочет всех убить потому что оно злое и на этом вся мотивация заканчивается. Вот с ведьмой Арилу Ворлеш и королевой суккубов Ноктикулой всё совсем иначе. Тут уже и мотивы интересные и сами персонажи прописаны куда глубже.

Ноктикула во всех смыслах запоминающийся персонаж, во первых ну вы сами видите, во вторых своим характером и мотивами она сильно отличается от других демонов что вас окружают.
Ноктикула во всех смыслах запоминающийся персонаж, во первых ну вы сами видите, во вторых своим характером и мотивами она сильно отличается от других демонов что вас окружают.

Ах да, специально небольшое отступление для искателей повестки. Если вы считаете Kingdom Come 2 повесточным, а на BG3 вообще смотреть не можете, то тут вам будет тяжко, имейте это ввиду. Нормальные люди на данный абзац могут не обращать внимание.

Текст в игре написан неплохо, графомании как в Pillars тут по минимуму.

Забавно отметить, что в Patfinder интересно подошли к склонению персонажа в сторону порядка или хаоса. В играх от Bioware и Obsidian я давно привык что если есть выбор между законопослушным и хаотичным мировоззрением, то в первом случае вы почти всегда благоразумный и честный святой, а во втором безумный агрессивный маньяк. Неудивительно, что как бы я не начинал игру ближе к концу скатывался в законопослушность.

Мировоззрения в d&d
Мировоззрения в d&d

В Patfinder всё иначе. Буквально один из первых моральных выборов. Инквизиторы поймали человека рядом с местом преступления, никаких доказательств нет и по виду человек вообще не похож на преступника, однако идёт война и инквизиторы предлагают его по закону военного времени на всякий случай казнить, береженого как говорится бог бережёт. Это законопослушная опция. Хаотичный вариант: "Вы что совсем тут охренели? Хотите кого-то убить - убивайте демонов они тут на каждом шагу, итак людей мало осталось".

Нет не все законопослушные персонажи тут пустоголовые идиоты, но над балансом явно поработали. Я впервые закончил игру с хаотичным мировоззрением и не чувствовал себя больным на голову психопатом.

И немного о геймплее.

Именно за геймплеем я пришёл сюда изначально, и в итоге он оставил смешанные чувства. Нет разработчики не соврали, у нас очень сложная и комплексная боевая система, с огромным количеством параметров и вариативностью. Порой страшно смотреть какие извращённые билды делают некоторые на высокой сложности. Да, строить билды и в 10 раз перераспределять характеристики в игре очень весело, а вот про бои такого уже не скажешь.

Лучники - имба в начале и весьма слабы в конце. С магами полностью наоборот.
Лучники - имба в начале и весьма слабы в конце. С магами полностью наоборот.

Помните чем был каждый бой в последних трёх играх от Larian? Уникальной головоломкой, которую было интересно решать. Вот тут на возвышенности лучник, а вон там за преградой маг... Как бы их убить первым делом минуя всякую мелочь по дороге... В Patfinder вроде как тоже приходится решать кого нейтрализовать первым, кого пока оглушить, кого связать боем с танком, но вот с уникальностью боёв есть проблема. Вот вы заходите на новую локацию и первый бой с новыми сложными противниками очень интересен. Но дальше нас ждёт ещё 5-6 таких же арен с точно таким же набором врагов... Не знаю, может это так сделано специально, что бы игрок мог поэкспериментировать с новыми тактикам, но как по мне это больше раздражает. Особенно в свези с одной особенностью боевой системы Patfinder.

Команда перед боем, обратите внимание на количество бафов на герое внизу экрана.
Команда перед боем, обратите внимание на количество бафов на герое внизу экрана.

Видите те ли, боевая эффективность отряда в Patfinder строится на синергии бафов которые разные члены отряда накладывают на себя и союзников. То есть как выглядит подготовка к любому более менее сложному бою. Игрок несколько минут кликает по всем персонажем и кастует всевозможные заклинания усиления, защиты, благословения жреца, ауру паладина, зелья алхимика... И только когда статус бар каждого персонажа заполнен до предела и вся команда светится как новогодняя ёлка - можно начинать бой. Ах да есть нюанс некоторые самые сильные бафы держатся не больше минуты, а учитывая что сложных боёв в игре много... Удачи вам и терпения.

При этом сама боевая система получилось неплохой. В отличии от pillars of eternity тут менять боевку в режиме реального времени на пошаговую можно в любое время, хоть в самом бою. В итоге это помогает как сэкономить время в легких сражениях, так и лучше контролировать поединок в сложных боях. На мой взгляд это идеальная система для игр данного жанра.

А еще в игре есть немного головоломок... и лучше бы их тут не было, честно, какой фанат самых худших квестов 90-х годов их придумал?
А еще в игре есть немного головоломок... и лучше бы их тут не было, честно, какой фанат самых худших квестов 90-х годов их придумал?

И кстати игра не так сложна как кажется, в ней огромное количество имба билдов. Даже если не погружаться в пучины мультиклассирования. Так например паладин, в игре где 90% противников это демоны или нежить, чувствует себя как дома в практически любом бою. Мой магус это настоящий "убийца боссов" так как может делать удары игнорирующие любую броню. Ну а Кинетик, стоит ему только взять мифическое преодоление устойчивости к огню, становится машиной по аннигиляции всего живого на карте.

Так стоит ли играть в игру тем, кто пришел не за хардкором?

Мой ответ - однозначно стоит. В отличии от Baldur’s Gate 3, игра сразу показывает новичкам в жанре их место, но это не значит что они не смогут получить удовольствие.

После выхода Baldur’s Gate 3 в жанр влилось много игроков, которым плевать на боевой геймплей, все эти кубики-рубики и прочие D&D извращения. Я знаю пару человек, которые в ту же BG3 играли как в визуальную новеллу плюс симулятор свиданий. После нескольких прохождений им захотелось чего-то похожего и их выбор пал на Pathfinder: Wrath of the Righteous. Поначалу им было очень трудно, но со временем с игрой освоились так, что перепрошли несколько раз на разные мифики. Конечно таких людей было немного, учитывая порог входа. Но если кто-то хочет присоединится к игре, ради ее самых сильных сторон, минуя не интересный им хардкор, то вот несколько важных советов:

1. Выбираете уровень сложности не выше среднего, а лучше даже чуть ниже. Даже на легком уровне сложности игра заставит неопытного игрока время от времени пораскинуть мозгами. К тому же на протяжении всей игры вы сможете изменить сложность в любой момент. Не стесняйтесь этим пользоваться.

2. Не пугайтесь начального экрана с выбором класса. Не бойтесь что выберете что-то бесполезное. Все классы вполне играбельны на средней сложности. Выбирайте то, что подходит вам по отыгрышу. И не обращайте внимания что некоторые классы в начале игры будут бесполезны, уже к середине они раскроются по полной.

3. Не бойтесь заруинить билд и испортить себе игру. Если сомневайтесь то оставайтесь всегда в своем классе и выбирайте те умения что советует игра. Можете вообще поставить автоматическое повышение уровня. Для прохождения игры на средней сложности этого хватит, а на легкой тем более.

4. Если вы не любитель стратегий вроде Героев меча и магии, то можете смело ставить галочку "Автоматический крестовый поход", по крайней мере для первого прохождения. Крестовый поход очень атмосферно смотрится во 2 главе, разбавляя стандартный геймплей, слегка надоедает в 3, а уже в 5 сжирает столько времени, на весьма скучные задачи, что хочется от него отделаться поскорее. С другой стороны он правда добавляет атмосферы сюжету и выбору игрока... так что можно рискнуть, тем более без него не выйти на секретную концовку и не открыть самый злобный мифик.

Вообще наиграл я не то что бы много, огромное количество контента я еще не видел.
Вообще наиграл я не то что бы много, огромное количество контента я еще не видел.

Pathfinder: Wrath of the Righteous наряду с Baldur’s Gate 3 лучшая для меня РПГ за последние лет 10. Её очень трудно кому-то советовать, так как люди разбалованы бюджетом и поставкой BG3. А Pathfinder буквально говорит, нет не играйте в меня. У меня вместо пафосного ролика с Драконами просто картинки с текстом, графика примитивна, обучение слишком базовое, а через пару часов игры внезапно пропадает озвучка (сперва я думал это баг, но не нет это просто деньги кончились, она вернется в важных сценах и диалогах).

Однако если со всем этим смириться и принять, то можно получить прекрасно проработанную, очень комплексную и интересную игру, которая увлечет вас на несколько прохождений по сотне часов каждое.

43
127 комментариев