The Last Guardian. Как злость от искусственного интеллекта делает сказку глубже и эмоциональнее.

Обзор самого пернатого приключения от Фумито Уэда.

The Last Guardian. Как злость от искусственного интеллекта делает сказку глубже и эмоциональнее.

Придерживаясь логики из моего лонга об Ico, продолжаю считать, что игры Фумито Уэда глупо оценивать по обычным лекалам игровых обзоров. Если писать шаблонно, стараясь оценивать каждый аспект, все сводится к тому, что получается что-то очень корявое, визуально устаревшее, с ужасной камерой, но несомненно уникальное и авторское. Это скучно и никогда не продаст вам игру, зато, вероятно, отобьет желание с ней знакомиться.

Идеальный вариант для ревью любого проекта Уэда – попытка описать эмоциональный опыт, который возникает между игроком и игрой. The Last Guardian также подходит под это правило. Извините за избитый троп, но ни одна игра в индустрии не подарит вам такие ощущения. И речь не только об эмоциональной составляющей – концовка, которая выжмет из вас скупую слезу, а может и разрыдаться заставит не то, из-за чего игра засядет у вас в памяти.

Все дело – в Трико

В мифическом звере-людоеде, который становится чуть ли не главным героем истории. Этот засранец – самый удивительный и живой спутник, который только мог появится в играх. Он большой, обаятельный, настоящий, но главное — он бесит и раздражает так, что вы будете материться на него через экран телевизора. Прозвучит претенциозно, но это именно то, что делает The Last Guardian по-настоящему крутой игрой. Но давайте конкретнее.

Ну лапочка же!

Стартует всё согласно уэдовскому видению — непонятно где. Мальчик просыпается в пещере рядом с огромным зверем из народных легенд. Он — попал неизвестно куда; зверь — закован в цепи и ранен. Если они хотят выжить, придётся смириться друг с другом, найти общий язык и работать сообща. Поэтому: "Трико, лови бочку, прекрати скалиться и сверлить меня глазами, расправляй перья — и пошли-ка на улицу. Видишь вон ту огромную башню? Видимо, нам туда".

А дальше начинается то, что очень похоже на сиквел Ico. Маленький мальчик, оказавшийся против своей воли среди циклопических построек неизвестной цивилизации, вокруг — лишь щебет птиц и обезличенные враги, которые норовят утащить тебя в неизвестном направлении. Геймплей остался тем же: 3D-платформинг с садистской камерой и мазохистским управлением, несложные пространственные головоломки и рудиментарная боевая система, играющая вторичную роль. Даже отдельные образы перекликаются — например, висящие на цепях круглые клетки.

Но главное — взаимодействие с напарником, в котором и кроется вся магия. Только если в Ico катарсис возникал от желания никогда не отпускать тоненькую ручку Йорды, то в The Last Guardian за волшебство отвечает Трико. Этот огромный пернатый зверь, в повадках которого угадываются черты кошки, собаки и даже птицы, — главное украшение игры. Здоровяк может одним махом преодолевать пропасти и ударом лапы отправлять в полёт ожившие доспехи. А с каким аппетитом он хрустит бочками...

Мальчик может лазать по зверю [явный привет Shadow of the Colossus], звать его, как и Йорду в первой игре, а со второй половины — даже отдавать команды. И если сразу не нырять в пучину субъективного восприятия, то именно этот хвостатый товарищ делает The Last Guardian уникальной игрой.

Любой искусственный интеллект – это набор строк кода, призванный убедить вас, что перед вами разумное существо. Но в Трико веришь. В него вложено столько анимаций и подмечено столько повадок реальных животных, что иллюзия его самостоятельности полностью захватывает сознание. Не знаю, сколько человеко-часов потратила Team Ico на это создание, но результат поражает. Трико реагирует на всё: на ваше падение, появление врагов, аппетитный запах или нечто пугающее. Он изгибается, рычит, щурится, злится, когда вы тупите, и грустит, когда голоден. Он нежится на солнце и с любопытством наблюдает, как вы, цепляясь за балки, пытаетесь не сорваться из-за неудобного управления.

The Last Guardian. Как злость от искусственного интеллекта делает сказку глубже и эмоциональнее.

Но чтобы правдоподобный зверь не стал просто украшением, разработчики подготовили уникальные ситуации. Большинство головоломок решаются только совместно. Хотя их концентрация высока, почти каждая – уникальна и запоминается. То Трико катапультирует вас с тележки, то вы помогаете ему отбиваться от врагов и вытаскиваете копья из тела, а потом... он вдруг попытается вас съесть!

Драматических моментов тоже хватает с избытком. Если вы болезненно реагируете на страдания животных, приготовьтесь: вашему другу могут прищемить хвост, его раны будут кровоточить, а иногда он с грохотом рухнет с высоты. Да и сюжетных ситуаций, заставляющих сердце сжиматься от крика зверя, в игре предостаточно. Остаться равнодушным получится, только если вам абсолютно наплевать на игру... но тогда зачем вы вообще в неё играете? Вопрос, конечно, риторический.

С Трико выстраивается прочный эмоциональный союз, сравнимый с реальными отношениями между людьми и их питомцами. Когда заводишь кота, он ломает твой график, требует еду в шесть утра, упорно игнорирует требовательное “кис-кис-кис” и оставляет шерсть на всём, до чего дотянется лапой. Но потом — незаметно — он становится точкой отсчёта. Ты уже не представляешь утро без его топота за дверью, а вечер — без его тёплого бока у ног. Хотя, когда он блюёт шерстью, ты всё ещё злишься на него. Но по-доброму. Так же и с Трико. Он лазает не туда, смотрит не на то, а в самый ответственный момент — залипает куда-то в небо. Но когда он, хрипя, тащит тебя из-под обрушившейся башни, и ты наконец понимаешь его взгляд... Мурашки, слюни, сопли.

The Last Guardian. Как злость от искусственного интеллекта делает сказку глубже и эмоциональнее.

И если попробовать представить себя в шкуре мальчика, можно вообразить, насколько ценно для него это Чудо-Юдо. Помимо того, что он элементарно не смог бы преодолеть такое расстояние на своих ногах, Трико для него — верный друг и эмоциональная поддержка. Интернет знает много историй, когда питомцы становились опорой для людей. И речь не только о животных эмоциональной поддержки.

Когда-то я прочитал историю, как беженец из Дамаска прошёл более 300 миль по территории Турции вместе со своей собакой Розой, спасаясь от насилия в родной стране. Он даже оформил официальные документы на собаку, чтобы она могла путешествовать с ним, куда бы он ни отправился.

Такие животные делают даже самое трудное путешествие чуточку спокойнее. И The Last Guardian ценна хотя бы этой эмоциональной связью между мальчиком и как будто живым пернатым существом. Но дело в том, что для меня их сотрудничество создаёт новый темпоритм и полностью меняет восприятие игры. Хотя прячется всё это за стеной из ярости.

The Last Guardian. Как злость от искусственного интеллекта делает сказку глубже и эмоциональнее.

Трико тупит. Ну как тупит. Он в лоб не понимает команды, которые я ему отдавал. Он мог стоять вплотную к нужному выступу, я судорожно колошматить по кнопке “вперёд” или “прыжок”, а он лишь рычал, потому что не понимал, что я от него хочу. А в иные моменты он вообще разворачивался обратно и шёл, куда ему вздумается. В такие моменты, когда ты видишь, что точка маршрута перед тобой, но сталкиваешься с фрустрацией от того, что искусственный интеллект не понимает твоих команд, я сталкивался с яростью.

Куда ты прёшь, собака пернатая?! — орал я в монитор, пока Трико пытался семь минут понять, что нужно зайти в окошко, рядом с которым он стоит как истукан. Для меня это рушило темпоритм игры — я давно мог пройти эту часть самостоятельно, но вынужден ждать, пока клуша додумается. В моменте мне было всё равно на уникальный экспириенс, на “живую” скотину, которая не понимает очевидных вещей. Я просто хотел нормальное управление, которое даст мне поставить маркер, а животное просто пойдёт туда и не будет выбивать меня из состояния потока!

The Last Guardian. Как злость от искусственного интеллекта делает сказку глубже и эмоциональнее.

Но потом я остановился. Выдохнул и посмотрел на ситуацию с другой стороны: Трико и не должен беспрекословно понимать, что я от него хочу. Он не должен как по маслу прыгать с одного уступа на другой, ведь он не видит того, что вижу я. Нормально, что он злится, тупит, останавливается и делает не то, что ты от него ждёшь. Так ведут себя реальные животные. Понятно, что собаку и даже кошку можно выдрессировать, чтобы они моментально выполняли команды. Но попробуйте объяснить это огромному дикому зверю, которого вы встретили три часа назад. То, что он не зашиб вас лапой — уже счастье.

С момента, как я пришёл к этой мысли, у игры появился необычный темп. The Last Guardian начала двигаться в темпе Трико. Рвано, иногда стремительно, иногда как черепаха. Наша синергия с ним заиграла новыми красками. К вершине башни мы пришли единой командой. И мне очень хочется попробовать пройти игру ещё раз, но уже с этим ощущением и пониманием, что следует ожидать.

The Last Guardian. Как злость от искусственного интеллекта делает сказку глубже и эмоциональнее.

Прекрасно понимаю, что то, что я описывал выше, похоже на шизофазию или попытки заставить вас мириться с убитым управлением в кривом 3D-платформере, вместо того чтобы задаваться вопросом: а почему в это больно играть? И отчасти вы правы. Эта часть игры запросто может потеряться за гневом и баттхёртом. Но, блин, дайте игре шанс. Ни в коем случае не спешите. Выберите для неё время и настроение. Не стоит запускать игру с ожиданием чего-то катарсического. Просто растворитесь в ней — и тогда, возможно, это будет один из самых незабываемых опытов в вашей геймерской жизни. Как это случилось в моей.

Ну и если писать о более осязаемых вещах, то The Last Guardian — для меня самая стильная игра из творчества Фумито Уэды. Она не может похвастаться гипнотизирующими пейзажами и сентиментальным саундтреком, как в Shadow of the Colossus. В ней практически нет чарующего минимализма из замка в Ico, да и Йорда в моём сердце занимает более высокую ступеньку, чем пернатыш. Но она всё равно безумно красивая. Мегалитические башни с резными колоннами, анфилады заброшенных дворцов, витражные глаза, наводящие ужас на вашего отважного спутника, — отправляли меня в причудливую сказку, в которой есть грусть, радость, неземная красота и неизвестная опасность.

The Last Guardian. Как злость от искусственного интеллекта делает сказку глубже и эмоциональнее.

Если говорить о ней как об игре — да, в неё иногда больно играть. Я горел от того, как неумело пацан карабкался по своему спутнику. Иногда головоломки кажутся слишком нелогичными, а убегать от доспехов к концу игры утомляет. В ней есть незримая архаика, которая может отпугнуть некоторых игроков. Но знаете, что в ней есть ещё? Закат. Когда вы наконец-то подходите к концу вашего приключения и оранжевое солнце заливает ваши лица (и морды).

А ещё в ней есть Трико. С его необыкновенными, зелеными глазами.
А ещё в ней есть Трико. С его необыкновенными, зелеными глазами.
86
8
4
89 комментариев