Прощай реальность: Симулякры, абсурд и манга, где ты не уверен, что существуешь

Вступление: Татэ Фудзимото снова сделал то, что у него получается лучше всего — врать нам в лицо. "Прощай, Эри" — это не просто манга. Это короткометражка подростка, который то ли существует, то ли нет, про девушку, которую то ли любил, то ли выдумал, и про жизнь, которая то ли случилась, то ли была смонтирована в капкате.

Прощай реальность: Симулякры, абсурд и манга, где ты не уверен, что существуешь

Сюжет: По сюжету (если так можно выразиться), мальчик по имени Юта снимает умирающую мать. После её смерти он монтирует фильм — не прощальный и трогательный, а правдивый, жестокий и с финальным взрывом больницы. Зрители в шоке, травля, буллинг, юный режиссёр готовится к финальному камео на крыше... И тут появляется Эри — идеальная девушка

Прощай реальность: Симулякры, абсурд и манга, где ты не уверен, что существуешь

с вкусом к кино и лёгкой вампирской завивкой. Вместе они снимают новый фильм. Эри умирает, Юта грустит, больница снова взрывается — конец фильма. Или не конец. Или не фильма.

Философия: И вот здесь становится ясно: никакого Юты не было. Никакой Эри — тоже. Никакой мамы. Да и тебя, возможно, тоже нет. Это всё — фильм. Фильм Фудзимото. Он же режиссёр. Он же монтажёр. Он же сценарист. Он же бог. Он показывает нам, как работает память, ложь и выдумка — и как они все смешиваются в нечто более правдивое, чем правда. Даже буллинг после первого фильма ощущается фальшивым. Потому что всё — симулякр.

Бодрийяр, Бергсон и Камю в одном фильме: Теперь философия. Спокойно, не переключайся. Тут без занудства.

Симулякр — это истина, скрывающая, что истины нет.
— Жан Бодрийяр

Жан Бодрийяр. Его идея простая и страшная: реальность мертва, её заменили подделки. Симулякры. То есть — образы, которые притворяются реальностью и становятся реальностью вместо неё. Как реклама чизбургера, которую ты помнишь лучше, чем вкус самого бургера. Или как видео с похорон, которое трогает больше, чем чья-то смерть вживую. В "Прощай, Эри" всё — симулякры. Мама, снятая на камеру. Эри, смонтированная из романтических клише. Смерть, превращённая в красивую сцену с взрывом. В какой-то момент уже неважно, кто жив, кто умер — важно, как это выглядит на экране. А экран, напомним, рисованный.

Анри Бергсон. Он говорил, что память — это не флешка. Это кино. Мы не храним факты, мы храним их интерпретацию. Мы вспоминаем не события, а ощущения. Мы переснимаем свою жизнь каждый раз, когда о ней думаем. Юта не просто пересматривает свои воспоминания — он их ремонтирует. Добавляет драму, удаляет банальность, приклеивает взрывы. Всё честно. Всё по-Бергсону.

Воспоминания — это не зеркала, а фильмы: смонтированные, приукрашенные, живые.
— Переосмысленный Бергсон (вольная интерпретация)

Альбер Камю. Самый спокойный человек в мире, который написал, что жизнь — это абсурд. Не потому что в ней плохо, а потому что она просто не обязана объясняться. Люди умирают, любовь заканчивается, всё рушится без предупреждения. Камю говорит: пытаться найти в этом логику — бесполезно. Реальность не обязана быть последовательной. И в этом её красота. Абсурд — это не баг, это фича. В "Прощай, Эри" всё именно так. Люди появляются и исчезают без объяснений. Взрывы случаются потому что красиво. Вопрос "а правда ли это было?" не имеет ответа — и не должен иметь. Абсурд принят. Камю бы посмотрел — и одобрил бы.

Абсурд рождается из столкновения человеческой жажды смысла с молчанием мира.
— Альбер Камю

Атмосфера и рисовка:

Прощай реальность: Симулякры, абсурд и манга, где ты не уверен, что существуешь

Теперь немного о визуальной стороне. Рисовка в "Прощай, Эри" — восхитительна. Каждый кадр будто вырезан из артхаусного кино, где кто-то умер, кто-то любил, а кто-то просто красиво молчал. Атмосфера — плотная, кинематографичная, с чувством тревоги, но без лишней драмы. Персонажи — живые, почти настоящие. Даже если их не существует. Особенно если их не существует. Персонажи проработаны — но не до конца раскрыты. И это не минус. Это — метод. Ведь если они будут полностью понятны, они перестанут быть похожими на людей. А Фудзимото любит людей — особенно тех, которых сам нарисовал.

Итог: Оценка: 9 из 10. Минус балл за то, что после прочтения ты начинаешь сомневаться, действительно ли ты читал мангу или просто придумал это всё, сидя в маршрутке. Или во сне. Или в ещё одном фильме.

Весь мир кино, а людей не существует.
Очень умный человек (Я)

PS. Это мой первый пост сюда одна из пнрвых рецензий поэтому можете дать советы или в ротик кому что больше нравится

12
2
1
5 комментариев