Рецензия на фильм «Микки 17», о восприятии и смыслах.

Новый фильм Пон Джун-хо «Микки 17» – яркий пример кино, восприятие которого могут сильно испортить неправильные ожидания. Читая фабулу фильма, можно подумать, что сейчас мы увидим на экране научную фантастику с философствованием на тему клонирования людей, парадокса Тесея и сложностей колонизации планет, что-то типа Луна 2112, а трейлер же намекает на весёлую экшеновую космо-фантастику, однако это совершенно не так.

Данный фильм – это вообще не научная фантастика, это социальная притча, где персонажи – это собирательные символические образы, а сюжет на самом деле не про далекое будущее, а про наше настоящее. Чтобы понять это, прежде чем посмотреть фильм, достаточно вспомнить последнюю фильмографию режиссера: Сквозь снег (2024), Паразиты (2019), Окча (2017), каждый фильм режиссера – социальная притча в разной обертке, где то в фантастической, где то в сатирико-драматической, но символизм, метафоричность чувствуются везде. Так что и в Микки 17 режиссёр не отступает от своего фирменного стиля. Отсюда кстати и вытекают все изменения с персонажами и сюжетом в сравнение с книгой-первоисточником. Именно поэтому Микки 7 - потерявший актуальность своей профессии историк из книги превращается в Микки 17 - инфантильного и не обладающего никакими навыками человека в фильме.

Правильнее ставить этот фильм в один ряд с таким кино, как Не смотрите наверх (2021), Бедные несчастные (2023) (и другими фильмами Йоргоса Лантимоса), Банши Инишерина (2022) (тут меньше юмора, но сюжет целиком – иносказательная притча про гражданскую войну в Ирландии) и другими.

Про что же тогда получился фильм? (дальше будут спойлеры)

Лично я выделила две основные сюжетные линии:

  • Первая – больше личностная, это проблема поиска себя, своего места, целостности личности и смысла жизни, драма о принятии и становлении.

За нее отвечает центральный герой Микки и его возлюбленная Наша. И эта линия мне лично очень понравилась.

Микки и Наша
Микки и Наша

Я считаю неправильно воспринимать Микки 17 и Микки 18 как разных людей, и таким образом их линию как попытку автора порассуждать на тему клонирования. Вовсе нет! Это же притча, а не sci-fi!

Микки 17 и Микки 18 в исполнении Роберта Паттинсона
Микки 17 и Микки 18 в исполнении Роберта Паттинсона

Микки 17 и Микки 18 – это один человек, точнее Микки 18 – это подавляемая часть Микки 17, это часть целого, решительная, агрессивная, непонятная и пугающая, дающая отпор, но невероятно нужная и жертвенная в определённых обстоятельствах. На это указывает одна конкретная сцена, где возлюбленная Микки с бензопилой чуть не убивает человека, и героя это шокирует и он думает что-то типа: «Боже мой, как она жестока, я её не узнаю! и это моя Наша?». Но затем он тут же осекается, вспоминая, что в нужный момент она уже становилась такой, вспыхивая ради него. Всем проявлениям своё место и время.

Агрессивность, жестокость – это часть нашего цельного Я, это есть во всех в той или иной мере. Эти качества проявляет клон Микки 18. Но эти же качества есть и в самом герое – Микке 17, только они его пугают и подавлены.

Возлюбленная ГГ - Наша Барридж
Возлюбленная ГГ - Наша Барридж

Его возлюбленная - героиня Наша - в противовес Микки являет собой целостный персонаж, она может быть и заботливой, и агрессивной, играть по правилам, и без. Она любит героя Микки целиком, все его проявления, для неё все вариации Микки – это один человек, она принимает его разным, поэтому она не соглашается делиться одним из двух клонов с другой женщиной (а не потому, что она собственница).

Для меня Микки 17 – это настоящий «герой нашего времени», это собирательный образ инфантильных взрослых, которые никак не вырастут в свои 20-30-40 лет. Взрослых, которые живут так, будто никогда не умрут, не имея твердого внутреннего стержня, застрявшие в детстве и детских травмах, страхах, зависимые, послушные «расходники»/«винтики». Ими так удобно манипулировать. Они не видят, что всё, что им нужно, уже есть внутри них и рядом с ними.

Из-за этого ГГ, даже будучи символичным персонажем, кажется таким живым и реалистичным.

На самом деле и персонаж Кеннет Маршалл – такой же инфантильный неудачник, которым манипулируют, только в отличии от ГГ он сильнее погряз в самоотрицании, он невежественен и притворяется на публику «альфа-самцом».

персонаж Кеннет Маршалл и его жена-манипулятор
персонаж Кеннет Маршалл и его жена-манипулятор
  • Вторая линия – это явная критика американцев, сатирическая аллюзия на капиталистическое общество бездумного потребления, лишенное морали, зараженное псевдо-традиционными ценностями и поисками национального величия, пытающаяся построить «новый дивный мир».

Так как американское общество не единственное в мире, страдающее от подобных проблем, отдельные образы можно распространить и на другие развитые капиталистические страны, на отдельных людей.

Хотя конечно аллюзий именно на американцев хоть отбавляй. Тут тебе и аллюзия на Трампа (но одновременно с этим, персонаж Маршалла это тоже собирательный символичный образ), и культ потребления, и двухпартийность «нового дивного мира» с победой путем демократии, и либеральные женщины, которые «вам не матки», и феминизм с кризисом мужественности, и уничтожение «коренного населения» и т.д. Можно ещё заметить во внешнем облике инопланетян аллюзию на истребленных в Америке бизонов (похожие горбатые силуэты, собирающиеся стадами). В общем много совпадений, позволяющих американским зрителям увидеть себя. Но не только им.

Горбато-волосатые инопланетяне-жуки
Горбато-волосатые инопланетяне-жуки

Эту социальную часть можно было бы сделать более универсальной и глубокой и тут есть, к чему прикопаться, но в целом все сделано с юмором и неплохо. Может нет смысла требовать глубины от притчи, где серьезные социальные проблемы общества подаются легко и с юмором?

В финале обе сюжетные линии пересекаются в одной сцене: голливудский клишированный хэппи-энд с победой демократии и здравого смысла соединяется с нажатием Микки той самой красной кнопки, как символа его победы над детской травмой и становления его как цельной личности, ценящей свою жизнь.

Можно было бы сделать финал более ярким и оригинальным, но это мои личные придирки.

Ещё из минусов я бы выделила – оторванность сюжета в большей части фильма от сеттинга колонизации ледяной планеты. В начале связь с этим отыгрывается хорошо (попытки через клонов найти вакцину от местных вирусов и т.д.), но чем дальше, тем больше сеттинг не имеет никакой роли, а где-то может даже вступает в смысловой конфликт с сюжетом.

В общем, если ставить мою итоговую оценку фильму - это будет 7 из 10 (в основном за первую линию сюжета и ненавязчивый юмор).

Любителям символизма и сатирических социальных притч могу рекомендовать. Тем же, кто хочет тотального реализма и глубокой психологичности от всех главных персонажей, раскрытия тем из научной фантастики – можно пройти мимо.

Автор - Виноградова Алёна.

Семейный киноблог: пишем вместе с мужем о кино.

5
19 комментариев