Постмодернизм это зло (на примере Devil May Cry от Netflix и немножко Колец власти)
Нет, это не просто кликбейтный заголовок. Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте, что дьявол реально существует. Представьте, он имеет доступ к медиа ресурсу. Что он будет делать?
В DMC единственный персонаж христианин (по крайней мере, он один имеет веру как одну из определяющих его черт) является злодеем.
Он буквально приказывает сжечь родителей с детьми в газенвагене, ну вы поняли. Я специально не написал «демонов с детьми», потому что они не демоны. Их называют демонами, но они не выглядят как демоны, не говорят как демоны и они не ведут себя как демоны. Это просто люди с рогами.
И вот у нас есть злой христианин, который ведет священную войну с добрыми людьми-демонами, который сжигает детей в печах, бомбит мирные города, захватывает и порабощает.
И ведь ладно, если бы в негативном свете была выставлена церковь как структура, она за свою историю много ужасных вещей делала, к примеру об этом есть относительно недавнее аниме О движении Земли. Но тут речь именно о верующем человеке.
Похожий прием был и в Кольцах власти с семьей орков. Признаюсь, на второй сезон меня не хватило и я знаю об этих орках только понаслышке.
На месте дьявола я бы так и сделал. Воспитал бы целое поколение людей, которые будут выполнять мою работу. В своей сущности то, чем занимается Ади Шанкар и ему подобные – зло.
Вопрос вот в чем: а осознают ли они вообще что делают?
Я знаю, сейчас в такое время живем обычная мораль – это слишком скучно, больше котируется серая или вообще давайте все иронично обыграем. Но для того, чтобы постмодернистски обыграть какие-нибудь правила, нужно изначально эти правила понимать.
Ну то есть, когда пытаешься вызвать сочувствие к тому или иному существу в любом случае взываешь к морали человека, к обычной классической морали. И даже если перевернуть все сверху наголову и объявить плохое хорошим, а хорошее плохим, от этой классической морали никуда не деться. Отсюда и возникает этот жуткий диссонанс между постмодернистской формой, к примеру доброго демона, и сущностью классической морали. Нельзя испытывать сочувствие к демону, потому что это гребаный демон, а если он добрый демон – это уже не демон. Самое смешное, именно такой посыл игры Devil May Cry. Демон не может плакать, а если он плачет – то уже не демон.
Интересно то что, если идти дальше в дебри постмодерна, мораль в принципе не нужна и, соответственно, сочувствие тоже. Но товарищи сценаристы этого не делают. Насколько сознательный это шаг – зависит от ответа на вопрос выше. Или они не понимают сути постмодернизма и пытаются совместить несовместимое, или они все же понимают и специально пытаются выломать зрителя, что капец как злобно на мой взгляд.
Отдельно еще отмечу, и в случае с демонами и в случае с орками есть нарратив о жертвах. Что ведет к еще одной интересной концепции – жертвы не могут быть виновны по определению. Это уже не совсем относится к теме, но сам факт манипуляции стоит упомянуть для целостности представления о людях о которых идет речь.
Подводя это к некому подобию итога, раньше я думал, что инструменты сами по себе нейтральны, будут ли они использоваться для чего-то хорошего или плохого зависит от человека. Но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что пистолет, к примеру, в своей сущности не хороший инструмент. И, мне кажется, постмодернизм также в своей сущности как инструмент является чем-то плохим. Это не значит, что, работая в этом направлении, нельзя сделать что-то хорошее, просто нужно понимать с чем ты имеешь дело. За примерами далеко ходить не надо тот же Аркейн, Неуязвимый, Каслвания (первые сезоны), Ведьмак (не сериал). Но похоже не каждому это понимание дано.
Напишу вместо заключения. Текст сумбурный. Первый раз вообще что-то пишу. После просмотра пары совсем не связанных роликов возникли мысли, стекающиеся в общую точку. Нужно было куда-то этот дамп скинуть.
P. S. Я бы мог вставить момент с Триш из конца первой DMC вместо скрина с Леди, он лучше подходит, но он слишком смешно сейчас смотрится, плохо состарился, а еще мне лень резать видео