Assassin's Creed 4 Black Flag — Как я отдыхал на Карибах [лонг]
- Как я же люблю эпичные морские сражения!
- Про гениальную геймдизайнерскую находку, которая подталкивает проходить игру на 100%
- Пару сло�� о том, как можно было сделать сюжет лучше
Assassin's Creed 3 запомнилась многим как противоречивая игра, в которой есть редкое просветление с появлением Хэйтема ближе к концу. Такое же впечатление осталось и у меня в недавнем марафоне по серии Ассасинов. Хотел отделаться короткой статьей и пойти далее. Однако, при детальном рассмотрении вскрылось много интересных моментов, что в корне перевернуло моё представление об AC3. И, поскольку американская трилогия показывает одних и тех же персонажей с разных точек зрения, и геймплейно имеет много общего, я решил объединить их разборы в один гигалонг. Порядок будет хронологический: в этом посте — про Black Flag, в следующем — детально разберём сюжеты AC:Rogue и AC3.
Смена курса 🧭
Серия совершила большой технологический скачок вперёд и, относительно трилогии Эцио, прогресс виден буквально в каждой детали. Ранее Ассасины были играми про большие города с величественной архитектурой, и я совсем не представлял себе Assassin's Creed в котором нельзя медитативно взобраться на собор, в процессе разглядывая узоры на колоннах. Очевидно, в колониях Нового Света таких больших городов и зданий ещё не построили, что сильно ограничивало Юбисофт в наполнении локаций. Но они смогли обратить недостаток в достоинство и сместили акцент на паркур по лесам и джунглям. Анимация и раньше была на высоте, а теперь и вовсе вышла на какой-то запредельный уровень и выглядит не как схематичный набор отдельных действий, а как естественные движения живого человека, плавно перетекающие одно в другое. Вслед за анимацией изменились боевка и стелс: врагами можно пользоваться как живым щитом, а с шэнбяо — внезапно атаковать противника с ветки дерева.
Увеличился и масштаб происходящего. В отличие от AC1 и трилогии Эцио, в которых квесты и катсцены происходили на довольно ограниченных пространствах с несколькими десятками человек, в американской трилогии мы участвуем в исторических событиях с сотнями солдат. И, что ещё круче, — в морских баталиях. Я хоть и не любитель морской тематики, и не разбираюсь во всей этой матросской специфике, тем не менее, обожаю эстетику морских сражений. Обожаю фильм «Хозяин морей: На краю Земли», обожаю Empire: Total War с его офигенскими детализированными кораблями, и тем, как древесина с грохотом разлетается в ошметки при попадении в неё ядер.
В то время, конечно, хотелось не только со стороны смотреть на сражение, но и самому порулить. Совсем недавно вышла Risen 2: Dark Waters, которая лично для меня стала разочарованием: Пираньи сделали упор на пиратскую тематику, а на деле твой корабль статично стоял у причала и весь экшон был на суше. После такого эпик фейла, реализация морского геймплея в Ассасинах — просто отвал башки! Бороздишь океан под матросские песенки, стреляешь изо всех орудий, берешь врагов на абордаж, добываешь из них ресурсы, прокачиваешь свою Галку, и так по кругу до полного благорастворения. Где-то на горизонте постоянно воюют между собой испанцы с британцами, и у тебя возникает ощущение что мир не крутится вокруг тебя одного, ты являешься полноценным участником этой исторической эпохи наравне с остальными. Это очень атмосферно.
И вишенка на торте, моя наиболее любимая часть Black Flag — легендарные корабли. Это прям вообще ультрагоднота, бросающая игроку вызов и требующая отличное владение игровыми механиками. Да ещё и поставлена кинематографично, что позволяет ненадолго почувствовать себя как в том же «Хозяине Морей» или «Пиратах Карибского Моря».
Управление кораблём интуитивно понятное, максимально простое, и потому — кайфовое. Достаточно лишь развернуть камеру — орудие автоматически сменится в зависимости от того, с какой части корабля смотришь, — и уже можно стрелять. Таким образом, хоть Black Flag и является в первую очередь морской игрой о пиратстве, она максимально аркадная и казуальная. Некорректно было бы её сравнивать с симуляторами, но даже по сравнению с AC3 здесь больше нельзя перед абордажем проредить вражескую команду картечью, модульную систему повреждений кораблей заменили на полоску здоровья, а направление ветра не особо важно. Вывод: разрабы не хотели, чтобы мы надолго застревали на отдельном сражении, геймплей должен представлять из себя по большей части путешествие по Карибам на расслабоне, а стычки с врагами — лишь небольшой эпизод в нём.
И это работает, игра реально доставляет. Хоть и начинает надоедать ко второй половине, поскольку скудность механики ведет к однообразию. Большинство абордажей и штурмов фортов — одинаковые, в моих воспоминаниях сливаются в единую непрерывную кашу. Тем более, этих абордажей придется провести нереально много чтобы добыть ресурсы для прокачки Галки. Одно и то же по кругу: издалека стреляешь мортирами, вблизи — тяжелыми ядрами, разворачиваешься и скидываешь бочки, берёшь на абордаж и мочишь команду, попутно стреляя в командиров и лазутчиков, лезешь наверх и спускаешь флаг. Никакого разнообразия. В целом, это не так уж плохо, ведь в игре есть масса других активностей, но можно ж было хотя бы собственную команду детальнее проработать. В том же AC:Brotherhood была механика вербовки людей в братство, и каждый ассасин был уникален: имел собственные характеристики, оружие, броню, костюм. Они могли бы помочь в устранении вражеского капитана и срезании флага, например. А без этого, твоя команда воспринимается как безликое пушечное мясо.
О, сундук! О, вот ещё сундук! 🏝
А вот в чём Black Flag однозначно выигрывает после AC3 — это в исследовании мира. В "Тройке" вообще не было открытого моря как такового: выбираешь миссию, тебя телепортирует сразу на задание, отыгрываешь, телепортируешься обратно. В AC4, понятное дело, вся игра — непрерывное путешествие, поэтому Карибы воспринимаются как цельный экспириенс. Здесь великолепно изображены джунгли, крепости, да и просто плыть по морям смотря в горизонт — загляденье! Обожаю такой сеттинг, когда всё солнечно, ярко, и наполнено растительностью, как например в сериале LOST и в тех же Пиратах Карибского Моря. В Black Flag исследование Карибов удалось во всех аспектах: тут тебе и поиск сокровищ на необитаемых островах, и пещеры с бандитами, и потрясающей красоты подводные погружения, и охота на диких животных, и ловля всяких акул. Отличная, кстати, идея с прокачкой способностей через крафт снаряжения из шкур животных. В игре тааак приятно находиться, хочется чтобы она никогда не заканчивалась.
Также появились различные мелкие механики типа настольных игр. В мельницу мне так понравилась залипать, что я её даже скачал на мобильник.
Тут же и сокрыт главный минус игры — невероятных масштабов однообразие. Все эти красоты наполнены одним и тем же. На всех островах одинаковые задания на убийства, сундуки, таверны, и так далее. Даже клады не содержат уникального контента, а дают лишь чертежи корабля. Могли бы давать уникальное оружие, например.
С другой стороны, это ж не обязательные активности — ну проходил бы только сюжетку и не лез туда. А вот всё не так просто! Напомню, как выглядит собирательство в предыдущих Ассасинах: посещаешь точку обзора и тебе пишут «Синхронизировано точек: 40/66», «55/100 флагов Короля Ричарда собрано в Королевстве», сундуков в AC2 вообще больше трёхсот. Видишь большие числа и такой «Не, чёто не хочу, пока 👋🙂».
А для Black Flag Юбики придумали абсолютно гениальную штуку — плашку с отчётом по собирательству для конкретного региона где ты находишься: 3/4 сундуков, 1/2 фрагментов анимуса, и т.д. Тем более, их всех наглядно видно на карте. Ну а почему бы и не собрать? Вот они — в 5сек ходьбы валяются. Сейчас добью остров и больше сюда не буду возвращаться. А как зачистишь локацию, так её иконка золотым цветом подсвечивается, хочется и остальные в золотой покрасить. Просто проходя сюжетку и попутно собирая барахло, в какой-то момент обнаруживаешь, что уже полкарты готово — жаль бросать прогресс и хочется добить до конца. Таким образом, игра подталкивает тебя ознакомиться со всем контентом и довести синхронизацию до 100%.
Что с сюжетом? 🏴☠
Геймплейно американская трилогия имеет единую базу, а Black Flag сконцентрировала в себе всё лучшее, поэтому на её примере удобно разобрать механики и перейти к AC3 и Rogue. А вот сюжетка стоит особняком, являясь по большей части личной историей Эдварда, и не затрагивает Ахиллеса, Хэйтема и Коннора, поэтому особо в детали вдаваться не буду.
Сюжет AC4 меня никогда не впечатлял, оставясь фоном к геймплею. В его основе хороший понятный сценарий о том, как в поисках лёгких денег Эдвард наткнулся на темку с некоей Обсерваторией, по незнанке подставил ассасинов и своих друзей-пиратов, осознал последствия своих действий, одумался, и стал другим человеком. Поначалу следить за сюжетом очень даже интересно — тут полно хорошо поставленых эпичных катсцен с яркими запоминающимися пиратами и тамплиерами. Но в какой-то момент у меня совершенно исчезло сопереживание герою, и на исход истории стало как-то наплевать.
Долго анализировал этот сюжет, и пришел к выводу, что проблема не в каком-то отдельном моменте, а в Эдварде как персонаже. Он, конечно, крутой чувак, но остаётся на вторых ролях, уступая своим харизматичным друзьям. Как только в кадре появляются Чёрная Борода или Кидд — они тут же перетягивают внимание на себя. Взять, к примеру, AC2 + AC:Brotherhood: есть большая цель по борьбе с Борджиа, Эцио становится центром сопротивления, к нему примыкают остальные и последовательно идут к цели шаг за шагом. В AC4 поиск Обсерватории не похож на глобальную цель, это мелкая темка для заработка, которая всплывает время от времени. Эдвард даже не знает что ищет, и что будет делать с Обсерваторией когда её найдет. У него нет плана и нет пути, только слепая погоня. Он не концентрирует вокруг себя какую-то единую команду, а просто плывёт по течению. Ему эпизодически приходят на помощь разные чуваки, возвращаясь затем обратно к своим делам.
Поэтому непонятно, за что он винит себя, когда во время белой горячки испытывает муки совести за гибель близких: Чёрная Борода погиб в бою от рук англичан, Вэйн чокнулся, Мэри Рид и Боннет были пойманы за кадром и Эдвард к этому отношения не имел, а Хорниголд — вообще предатель. Если бы Эдвард не гонялся за Обсерваторией, у него типа было бы больше времени и он бы всех спас как супермен?
Единственное, где он реально накосячил — подставил под удар братство ассасинов. Но этот сюжетный поворот не потрясает, не хватает тут каких-нибудь шокирующих моментов, чтоб мы реально увидели последствия своих действий. Дело не в том, ЧТО они делают, а в том, КАК это преподнесено и как воспринимается, какие впечатления остаются у игрока. Вспомните, например, как то же самое показали в начале AC1: Малик окровавленный и без руки вернулся в Масиаф, тамплиеры повсюду убивают людей, Аль-Муалим при всех выразительно отчитывает Альтаира и ударяет кинжалом. В AC4 слова А-Табая выглядят как небольшое замечание, а нападение тамплиеров на его братство — как незначительное проходное событие.
Очень не хватает момента, чтоб перед Эдвардом встал выбор между Обсерваторией и конкретной помощью своим друзьям-пиратам здесь и сейчас, чтобы он прям осознанно отдал предпочтение своей жажде наживы, надеясь, что те как-нибудь сами выкрутятся. Складывается впечатление, будто это изначально было в истории, но потом из игры убрали резкие моменты дабы не травмировать нэжную психику игроков. В результате Эдвард получился приземленным, примитивным, легкомысленным. В нём нет глубины т.к. он не принимает важных решений, которые бы отражали его характер и создали бы сопереживание игрока герою.
Тем не менее, концовка получилась красивая. Особенно понравилось, что в заключительной сцене не забыли о Хэйтеме.
Выводы ⚓
Разрабы осознанно сместили акцент со всякой жестянки на расслабон и получение удовольствия. Black Flag очень приятная и кайфовая. Она не грузит и не стрессует всякими гемморными вскрытиями замков и замудреными механиками. Проходишь её — будто реально проводишь отпуск на Карибах. Её цель — привлечь новую аудиторию, и с этим AC4 отлично справилась, ведь многие начали своё знакомство с серией именно с неё.