«Микки 17»: голливудская вечеринка на все деньги от Пон Джун-хо

Паттинсон с голым задом и акцентом Стива Бушеми выползает из 3D принтера.

2050 год. Человечество занято колонизацией космоса. Новую экспедицию на Нифльхейм возглавляет бывший конгрессмен Кеннет Маршалл со своей женой. С его же подачи для миссии используется уникальная разработка, которая позволяет клонировать людей. Отчаявшийся главный герой, Микки Барнс, соглашается быть расходным материалом ради нужд экспедиции. Ему предстоит умереть и возродиться множество раз.

Текст не содержит значительных спойлеров к фильму.

«Микки 17» — противоречивое кино, крупнобюджетное и яркое, но оценивать его в отрыве от личности режиссера было бы несправедливо. Так же как и закапываться в творческую эволюцию Пон Джун-хо («Паразиты», «Воспоминания об убийстве»), не взглянув на предельно массовый фильм глазами рядового зрителя, было бы упущением. Поэтому я решил угодить всем (хех) и разделил материал на две, довольно полярные, точки зрения.

«Микки 17» как голливудский блокбастер

Часто ли до экранов сегодня доходит кино, миксующее научную фантастику с черной комедией при бюджете 100+ млн долларов? С рейтингом 18+ и хронометражом почти на два с половиной часа? Кажется, это кино было создано для финансового провала, но если кто и претендует на категорию арт-мейнстрима в Голливуде, то это «Микки 17», а не сверхуспешная «Барби», как многие восклицали.

«Микки 17»: голливудская вечеринка на все деньги от Пон Джун-хо

Не будучи полноценной комедией, фильм полон юмора и сарказма. Гротеск так и хлещет из ярких персонажей. Чего только стоят парочка «белых людей»: местный Трамп со свернутой челюстью (Марк Руффало) и его женушка (Тони Коллетт), любительница соусов из всякой живности.

Не отстал и Паттинсон. Шикарная роль, одна из лучших за последние годы. По собственному признанию, он имитировал акцент Стива Бушеми из «Фарго», подарив эффектную черту части персонажей. По сюжету каждый следующий клон имеет отличия в характере от предыдущего. Не то чтобы у Роберта была площадка для демонстрации семнадцати разных личностей, но как минимум две полярные индивидуальности он с достоинством исполнил.

«Микки 17»: голливудская вечеринка на все деньги от Пон Джун-хо

Вовсе не экшн, а юмор с насмешками над своими же героями стали главными инструментами вовлечения зрителя. Сотня миллионов долларов бюджета витает где-то позади, в убедительных декорациях и CGI, на фоне происходящих событий между героями. Так что любителям сай-фая тут особо ловить нечего. Разрушая космическую романтику, идея картины кричит: даже в сотнях световых лет ничего не меняется, покуда сюда добрался человек со своими вечными проблемами и пороками.

«Микки 17» как творение Пон Джун-хо

Прежде всего, сформулирую давно витавшую мысль. Каждый новый голливудский проект Пон Джун-хо ощущается как «экзамен» — не место для творчества и инноваций, а ответственная проверка, демонстрация умений. В очередной раз корейский автор механически перебирает свои идеи и приемы, заботясь о том, как быть увлекательным и не слишком странным одновременно для западного зрителя.

От одержимости Тильды Суинтон мясом в «Окче» к увлечениям соусами Тони Коллетт здесь 
От одержимости Тильды Суинтон мясом в «Окче» к увлечениям соусами Тони Коллетт здесь 

Идейно, «Микки 17» это комбинация «Окчи» с «Сквозь снег». Культура потребления, классовое неравенство, эгоизм человечества с эксплуатацией окружающего мира — все знакомые дискурсы на месте. К этому добавился вопрос вечности души, но дальше вопросительного знака тема не развита.

Вообще, поразительно, насколько расфокусировано кино. «Окча» и «Сквозь снег» были столько же последовательны в своих идеях, сколько прямолинейны. Новое творение же лишь закидывает знакомые зарисовки без оформленного замысла. В итоге столь нетипичный для Пона «голливудский финал» будто бы служит признанием в собственной капитуляции.

«Микки 17»: голливудская вечеринка на все деньги от Пон Джун-хо

Еще это самый нединамичный фильм из тройки западных картин режиссера. И дело вовсе не в экшене, хотя его тут тоже меньше обычного. Сценарию явно не хватает сюжетного драйва, осязаемой цели, которая двигала бы повествование вперед. Даже после 30-минутной экспозиции протагониста, трудно сформулировать «миссию» Микки Барнса. Там, где девочка мчится спасти гигантскую свинку или Крис Эванс прорывается к головному вагону поезда, Микки просто... страдает и пытается не умереть еще раз.

В техническом исполнении Пон же предельно сдержан. Будто он принял голливудские правила игры, и диалоги здесь превалируют над визуальным повествованием. Вовсе нет характерного Ensemble staging — сцена в «Микки 17» по скучному одномерна.

Иногда проскакивает классная мизансцена, но случается это, увы, не часто
Иногда проскакивает классная мизансцена, но случается это, увы, не часто

Со всем весельем и гротеском фильм по тону ближе всего к «Окче». Проблема в том, что жанрово проект для Netflix метил в семейное кино, тогда как здесь Пон пытается вклиниться в более серьезную научную фантастику. Я не сомневаюсь, что с корейскими актерами Джун-хо без проблем бы выдержал сложный баланс в настроении («Вторжение динозавра» как пример), но в случае с западными физиономиями... вычурную экспрессию временами хочется назвать кривляниями.

Из режиссерских новшеств можно лишь отметить наличие полноценной любовной линии. Да, такая банальность появляется в фильмах знаменитого корейца впервые. Пон не стал размениваться на прелюдии и начал мелодраматическую карьеру со сцены тройничка. Дерзко! В общем то, это единственное, чем запомнился дуэт Паттинсона с Наоми Аки.

Трудно выстроить единый вывод из двух полярных мнений. Это крепкий фильм на общем фоне бестолкового высокобюджетного голливудского кино. Это оригинальный фильм в потоке франшиз и ремейков. Но звучит все это как не очень высокая планка, особенно для одного из лучших режиссеров современности.

На этом моменте я словил дежавю с заключением по материалу о «Сочувствующем» Пак Чхан-ука. Что поделать: разные вводные, но по итогу западные круизы двух главных корейских творцов заканчиваются примерно одним и тем же.

Благо, после «заработков» на очереди у Пона два корейских проекта: анимационная картина, которая станет самым дорогим фильмом в истории ЮК, и хоррор в сеульском метро. Однако раньше 2027-го ждать их не стоит.

13
2
2
1
32 комментария