Закономерный результат. Почему Atomfall от авторов Sniper Elite так плох?

Реализации амбиций обычно мешают излишняя осторожность. Вдруг рискнешь, споткнешься и многое потеряешь? Поста��окалиптический Atomfall от создателей Sniper Elite пытается обрести самобытность, однако получается неловко. Да и создавали ли авторы раньше успешные игры вне привычной формулы «симулятора снайпера»? Давайте разбираться.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Британская независимая студия Rebellion основана в 1992 году братьями Крисом и Джейсоном Кингсли. За эти годы компания помимо видеоигр успела податься в выпуск комиксов, книг, настольных игр, фильмов и сериалов — на 2022 год в организации работает более 475 сотрудников. За вклад в экономику братьев даже награждали Орденом Британской империи звания Офицер и Командор.

В последние годы по индустрии проходят волны сокращений — тысячи людей остаются без работы. В то же время более мелкие и независимые студии, как Rebellion, успешно избегают увольнений — дело в контроле масштабов проектов и бюджета.

Как отмечает глава студии Джейсон Кингсли, команда предпочитает делать небольшие и крепкие проекты, которые гарантированно принесут прибыль. Подобный подход понятен для успешного ведения бизнеса, но осторожность мешает британцам разрабатывать нечто неординарное и успешно развивать старые серии. Неудивительно, почему все релизы проталкиваются в Xbox Game Pass.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Прежде чем переходить к разбору Atomfall, давайте вспомним про достоинства и недостатки Sniper Elite, Zombie Army, Evil Genius 2 и Strange Barrage.

Sniper Elite

Нишевая серия про вредительство в нацистском тылу уникальна в своём роде до сих пор, хотя первая часть вышла почти 20 лет назад. За всё время Sniper Elite смогла разойтись тиражом 30 миллионов копий — только «четверка» за несколько лет реализовалась 20!

Относить франшизу к жанру «симулятор снайпера» справедливо, но неполностью. В тех же последних играх — 4, 5 и Resistance — игровой процесс представляет в большей степени стелс-экшен, а уровни вариативны: скрытно уничтожить врагов из винтовки, объектами окружения или минами; подкрасться через траву, подозвать свистом негодяев, вырубить и спрятать тела; ворваться с автоматом на перевес и устроить бойню.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Восприятие отстрела из снайперской винтовки меняется от выбранной сложности — если начальные уровни предоставляют аркаду, то на максимальном включено изменение траектории полета пули и влияние ветра, а при задержке дыхания не замедляется время.

Зрелищные и брутальные «рентгеновские» добивания пулей в замедленном режиме — эстетическая фишка серии. Использование подобного визуального подхода к показу убийства можно вспомнить разве что в Mortal Kombat и Assassin's Creed Valhalla.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Огромные, продуманные и художественно красиво оформленные уровни исследовать интересно и даже полезно — в закоулках можно найти расходники или тайные тропы. В совокупности с паркуром и обозначенным выполнением миссий разными путями игры запоминаются и обладают базой для перепрохождения.

Однако и слабых сторон в Sniper Elite, переходящих из части в части, хватает. Сюжеты и персонажи примитивны, постановочных сцен мало, а лицевая анимация стабильно ужасна. Состояние противников в бою зачастую следующее: искусственный — да, интеллект — нет.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Resistance же вовсе ругали за устаревшую графику и отсутствие новых идей в игровом процессе. К примеру, из оружия здесь стабильно только снайперская винтовка, пистолет-пулемет и пистолет. А три дерева прокачки навыков, разделенных на бой, снаряжение и тело, активно меняют геймплей — появляется возможность воскреснуть при помощи медицинского набора или автоматически отмечать стреляющих врагов, — но не предлагают ничего нового со времен «пятерки».

Другие проекты студии

Zombie Army, ответвление «симулятора снайпера», выглядит как примитивная попытка сесть на волну популярности тематики зомби. Здесь неплохой игровой процесс с мультиплеерным мясным отстрелом разнообразных зараженных и приятный дизайн окружения, но стандартное отсутствие сюжета и общая простота исполнения.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Strange Barrage 2018 года вышел стандартным кооперативным шутером, коих много, — красивые локации и решение головоломок с напарниками страдали от ужасной стрельбы и примитивной истории.

Стратегия в реальном времени Evil Genius 2 2021 года воспринимается же как осторожный сиквел с сохранением старых идей и добавлением вороха неудачных решений, затягивающих игровой процесс и делающих его надоедливым и скучным. Однако на ностальгии по некогда популярному оригиналу 2004 года проект собрал в пике 37 тысяч одновременных пользователей.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

И грянул Atomfall

Единственный шаг вперед для студии произошел в рискованном подходе к системе исследования — стандартной системы выдачи заданий нет и нужно самостоятельно искать всевозможные подсказки: читать записки и письма, подслушивать беседы, разговаривать с персонажами и принимать выборы.

Вообще, подобная система отчасти напоминает Morrowind — там компаса и карты не было, а задания ограничивались описаниями, не давая четких указаний. Как верно отметил гейм-директор TESO Мэтт Фирор, современный пользователь привык к конкретным обозначениям целей и множеству подсказок — хочется просто зайти в проект и, не тратя время, получить удовольствие от истории и игрового процесса.

Atomfall наследует от Sniper Elite открытые просторные локации с вариативностью прохождения, однако исполнение получилось грубым: в излишней свободе легко затеряться, обильный бэктрэкинг раздражает, быстрого перемещения нет, а прохождение ощущается все равно линейным.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Сюжеты — слабая сторона Rebellion. Отрадно, что команда решилась попробовать сделать неординарное повествование, однако получилось криво: амнезия протагониста (в 2025 году!) по ходу истории никак не обыгрывается и не раскрывается, персонажи и лор поверхностны, а концовка никудышная. Ни философии, ни посыла.

Ролевой отыгрыш сделан на зачаточном уровне — из собеседников порой выбиваешь дополнительную информацию, а при желании их можно хладнокровно убить, но последствий выборов нет.

Главный недостаток — нельзя общаться с любой «неписью». Так теряется существенный потенциал детективного расследования, когда из крупиц информации игрок бы выстраивал общую картину ситуации. И ни слова про лицевую анимацию!

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Неизменно великолепный и разнообразный арт-дизайн — живописные пейзажи, сочетание британских холмов и лугов и зоны отчуждения с роботами и друидами, мрачные подземелья — портит общая статичность мира. Погода не меняется, как и время суток, а окружение беззубое — в том же Fallout была ядреная сатира, которая запоминалась и веселила.

Боевая система от первого лица получилась просто приемлемой — все же раньше студия делала экшен от третьего лица. Зато радует разнообразие вооружения — по сравнению с прошлыми проектами, произошел шажок вперед. Есть огнестрел времен «Холодной войны», правда ржавый: пистолеты, револьверы, дробовики, винтовки, автоматы и пулеметы. Из дальнобойного также есть лук и несколько видов гранат — к примеру, гвоздевые бомбы и коктейли Молотова.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Однако опять спотыкание на базовом уровне: патронов к оружию катастрофически мало. Ни обход локаций с пылесосом, ни обыск поверженных врагов не вознаграждают тебя боеприпасами в нужном количестве.

Казалось бы, пользуйся тогда холодным оружием: топоры, ножи, серпы, электрические дубины, двуручные булавы. Однако отсутствие уклонений и блоков полностью убивает удовольствие — приходится пользоваться тактикой «ударил, отошел».

Ах, да, ещё перекочевала система пульса из Sniper Elite — там при долгом беге или при получении урона начинали дрожать руки, потому становилось сложнее совершить прицельный выстрел.

В Atomfall схожая механика: пульс повышается в ближнем бою и при беге, однако при достижении высокого значения протагонист замедлится и не сможет выполнять эти действия.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

С учетом перечисленного тогда стелс — предпочтительный вариант геймплея? Скорее нет — на корточках персонаж медленный, а дизайн уровней не предлагает должной проработки, чтобы в этом было интересно возиться. Врагов нельзя помечать, нет радара и зрения через стены, к примеру. Странно видеть подобную слабую проработку скрытного прохождения от авторов с многолетним опытом в этой сфере.

Стандартно слабый искусственный интеллект от Rebellion также сводит на ноль удовольствие от стелс-экшена: противники не видят в упор; теряют при заходе за угол; а иногда слишком агрессивно преследуют.

Выживание и крафтинг получились примитивными и служат этакой вывеской для привлечения внимания. Первого элемента нет в привычном понимании — не нужно добывать разные ресурсы инструментами, строить базу и сотни сундуков, настраивать циклы производства, чинить снаряжение и восполнять индикаторы голода, жажды и сна. Есть только жуткое ограничение инвентаря в 12 слотов и упомянутый дефицит патронов (Крис, Джейсон, где боеприпасы?!).

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Второй элемент же реализован так: рецепты приходится искать, а сам список создания скромен — из подручных средств можно крафтить бинты, антидоты и стимуляторы и гранаты или улучшать оружие.

Система прокачки примитивна, разделена на 4 ветки и не меняет кардинально игровой процесс:

  • Дальний бой: увеличивается урон, дальность, скорость и область действия метательного оружия; быстрее натягиваешь тетиву лука и замедляется время при полном натягивании тетивы;
  • Ближний бой: издаешь меньше шума при захвате и подкрадывании; скрытное нападение наносит больше урона; в ближнем бою увеличивается урон по врагам и уменьшается по тебе;
  • Выживание: бартер становится выгоднее; эффекты от расходников длятся дольше; открываются рецепты для улучшения оружия;
  • Физическая подготовка: увеличенное здоровье и повышенное сопротивление к различным видам воздействий — радиации, яду, кровотечению, излучению, инфекции, горению.

Однако для прокачки умений надо находить лекарства, дающие очки навыков, и книги, открывающие ряд способностей в ветках. Таким образом побуждают к исследованию, однако из-за элемента случайности ты не контролируешь полностью развитие, что может раздражать.

Правообладатель: Rebellion
Правообладатель: Rebellion

Привычный движок студии Asura Engine выдает не самое удовлетворительное техническое состояние, как и в Resistance. Digital Foundry в результате тестов на консолях подчеркнули низкое разрешение текстур, слабые отражения и артефакты в виде мигания контуров объектов. На PC же устаревшая графика требует иметь на борту видеокарту RTX 2060 и процессор Intel Core i5-9400F.

Итог

Авторы Atomfall сколько угодно могли вдохновляться Fallout: New Vegas, Metro и BioShock, однако результат получился максимум средним. Проект делает одновременно амбициозный и осторожный шаг вперед для студии с неординарной системой исследования и попыткой прописать интересное повествование, однако развивает эти направления явно недостаточно.

Постапокалиптический сеттинг позволяет создавать популярные и запоминающиеся вселенные, однако недостаточно грамотное использование жанра — отсутствие интригующего лора, захватывающих историй и персонажей, — общая простота исполнения элементов игрового процесса и отсутствие запоминающихся фишек, как в Sniper Elite, удерживают проект в категории проходных и нишевых.

P. S. В предметы обсуждения я не играл, так что в рассуждение и рассказе опирался лишь на холодный анализ текстовых материалов и синтез. Так что материал следует воспринимать как разбор со стороны, ориентированный на осмыслении достоинств и недостатков проектов от Rebellion и выводе корней закономерного среднего Atomfall.

Благодарю вас за внимание. Если вам понравился данный пост, приглашаю вас в наш телеграм — @de_stuff — и ютуб — @GeekSpair

21
8
16 комментариев