Откуда берётся игровая импотенция (и что с этим делать). Лонг
Появилось реальное и очень сильное желание погрузиться в эту тему и разобраться в ней. Рассказываю, к каким выводам я пришёл
Вам подойдет эта статья, если вы:
- игровой импотент
- любите разнообразные жанры игр
- любите каждый день читать про игровую импотенцию
Нейронка
Наш мозг - это не случайно выживший артефакт, а сложный инструмент, пробившийся сквозь тысячи лет естественного отбора и миллионы неудачных итераций эволюции. Как и у любого инструмента, у него есть строгие правила, по которым он работает, функционирует и ломается
Если сильно упрощать, то работает он по следующей схеме -
Событие → Обработка события → Выброс нейромедиаторов → Реакция на событие
Как видно из схемы, практически весь процесс происходит автоматически и бессознательно. Ну, а чтобы не превратиться в обычную ИИ-шку, которая слепо следует указам и линейно реагирует на ситуацию, у нас есть префронтальная кора, способная перекрывать даже самые сильные химические импульсы — если хватит осознанности и ресурсов
Игровая импотенция — проблема сугубо психоневрологическая. Поэтому будем препарировать её скальпелем, оперируя ключевыми нейромедиаторами:
- Дофамин - мотивирует на получение чего-то необходимого. Чем "жирнее" цель, тем больше будет всплеск. В контексте статьи, самый важный нейромедиатор
- Эндорфин - обезболивающее и допинг для организма. Вызывает чувство эйфории. Наименее важный в рамках статьи
- Окситоцин - отвечает за комфорт в социуме и привязанность, "гормон любви"
- Серотонин - отвечает за чувство социальной значимости
Для упрощения понимания остановимся на этих четырёх нейромедиаторах
Важно понимать следующее - мозг реагирует на виртуальные стимулы почти так же, как на реальные, потому что его эволюционная задача — не "понимать" мир, а быстро оценивать выгоду и угрозы. Всё, что полезно для выживания - следует повторить. И неважно, реально это или виртуально
Цикл дофамина
Рассмотрим обычный дофаминовый цикл:
- Первая фаза. Есть базовый уровень дофамина. В разных ситуациях и от разных вещей уровень дофамина повышается. Например, от еды уровень дофамина повышается примерно на 50%, что абсолютно нормально - это здоровое поощрение и награда для организма - это будет нас стимулировать снова найти еду и повторить процесс. Но вот если мы съедим что-то сладкое, жирное, то уровень дофамина повысится более, чем на 50%
Но что, если рассмотреть, например, запрещённые вещества? По данным исследования, всплеск уровня дофамина может достигать 1000%
- Вторая фаза - падение. Чем выше залез на гору, тем больнее падать. Резкое падение как раз и приводит к зависимостям, ведь наступает третья фаза
- Третья фаза - желание снова почувствовать дофаминовый выброс.
Мозг запоминает, что приносит удовольствие: если действие вызвало всплеск дофамина, нейроны строят крепкие связи между собой. Чем чаще повторяется это действие — тем прочнее становится связь. Так формируются привычки и зависимости.
Теперь вернёмся к играм. Насколько повышается уровень дофамина во время игрового процесса? Я долго изучал эту тему и пришёл к выводу, что от 200% до 1000%. Откуда столько? Всё зависит от того, во что играем
Дофаминовые хуки
Какая игра из детства/подросткового периода запомнилась тем, что вы хотели проводить в ней как можно больше времени, и постоянно к ней возвращаться? Пишите в комменты
Если так вспомнить, то для меня это Герои 3. По формуле игра идеальна - в игре куча наград, как видимых, так и потенциальных (дофамин), часто превозмогаешь, побеждая сильных мобов/героев (эндорфин), чаще всего катки хот-ситные с друзьями (окситоцин). Эх, если бы ещё все эти партии заканчивались, а не останавливались на третий игровой день, то серотонин был бы обеспечен
Тяжело субъективно оценить, насколько от этой игры повышался уровень дофамина, но по моей оценке, не более чем на 300%. Да и готов поспорить, что игры в тот период никак не эксплуатировали наши нейромедиаторы, а воспринимались как нечто более естественное
Итак, откуда вообще 1000%? Тут всё просто - гэмблинг/лутбоксинг. Правда с оговоркой, что всё же 1000% процентов - это редкость, но всплеск действительно сильнейший. Я пробовал и то и то, вещь действительно страшная, подсесть легко, к счастью, быстро всё понял, и в эту тему не полез, отделавшись недельной ломкой. Думаю, кто это придумал, прекрасно понимал, как работает мозг человека и на какие рычаги надо нажимать
Пришло время первого небольшого вывода: избегаем/сводим к минимуму игры, которые имеют элементы гэмблинга/лутбоксинга (либо целиком построены на них)
Когда дофаминовые качели раскачиваются слишком сильно, мозг перестаёт реагировать на обычные стимулы — так развивается ангедония. Это неспособность получать удовольствие от деятельности, которая раньше приносила радость
На самом деле, есть куда менее заметные проявления "абуза" дофамина. Взять те же игры Юбиков. Из года в год одно и то же. И ведь этому есть простое объяснение - у игроков уже давно сформировались нейронные цепочки, которые так и ждут, когда их снова задействуют. Мозгу просто комфортно оказаться в ситуации, где тебе всё знакомо, ведь он думает, что уже выжил в похожих условиях. Но, на самом деле, для человека в этом мало хорошего, ведь базовая потребность мозга - изучать что-то новое. Мало того, что сессионные/однообразные игры не стимулируют нейропластичность мозга, так ещё и дофаминовые качели создают эффект, как от легких запрещенных веществ.
Естественно, всё это ведёт к той самой игровой импотенции, когда человек скроллит библиотеку и не может запустить хоть какую-то новую игру. Необходимо выравнивать выработку нейромедиаторов, возвращая их уровни к нормальным значениям
На самом деле виноваты не игры
У меня давно есть идея собрать себе ретро-ПК. Я даже знаю, какие комплектующие мне нужны, и игры, которые я себе запишу на болванку. Почему я так и не реализовал эту идею? Ответ тот же, что и на вопрос, почему мало кто играет в старые игры - нет должного интереса в самом процессе. Но на самом деле всё куда сложнее. Дело не только в том, что что-то там устарело. Сам современный мир шагнул сильно вперёд - удовольствие теперь можно получить куда быстрее и легче. Тут как раз вступает в игру так называемый "дешёвый дофамин" - термин ненаучный, но будем его использовать. Если загуглить это понятие, то в списке будут фигурировать компьютерные игры. Ну вот кто мне скажет про какой-нибудь Fallout 2, что это "дешёвый дофамин"? Но и игры тоже подверглись упрощению. Из-за постоянного притока дофамина рецепторы быстро притупляются, и для получения того же удовольствия требуется всё большая доза (более яркие стимулы, частое обновление контента и т.д)
Чтобы получить тот же уровень дофамина, который когда-то был получен в Fallout 2, теперь нужно сделать меньше действий, но и качество этого дофамина будет значительно ниже.
Чтобы полноценно реализовать мою идею с ретро-ПК, нужно избавиться от быстрого дофамина, и как бы вернуться к тому уровню дофамина, который был во времена актуальности этого ретро-ПК. Это непросто, т.к сейчас все аспекты жизни переплетены со всеми этими дофаминовыми схемами, и для многих людей отказ от них попросту невозможен
Так что делаем следующий вывод - в игровой импотенции не виноваты игры как таковые. Сам современный мир приводит к этому, если бесконтрольно и слепо употреблять его продукты. Можно сказать, что интерес к играм просто вытеснен другими вещами
Проведём небольшой мысленный эксперимент: вспомним какую-нибудь сюжетную игру, пусть это будет Mass Effect, и какую-нибудь рогалик с постоянным лутингом, допустим, недавний Balatro. И там и там я наиграл суммарно где-то по 100 часов. И я сходу перескажу большую часть ME, но практически ничего не вспомню про Balatro - это всё эффект дешёвого дофамина. Ниже я попросил DeepSeek составить небольшую таблицу для сравнения
Так что наша задача (в идеале) отказаться от "однобокой" выработки нейромедиаторов и посматривать в сторону более сбалансированного "питания" мозга
Сразу эффект вы не словите ввиду того, что сам мозг не реагирует на подобные изменения быстро. Но достаточно пары недель, чтобы заметить изменения
На самом деле, "дешёвый" дофамин штука древняя, просто он всегда был в очень малых дозах. И как раз в малых дозах он не особо вреден. Отказаться от него всё равно не выйдет т.к он уже давно "вшит" в современный мир, но ограничивать его количество не тяжело
Разбираем библиотеку
Стим, как и любой другой цифровой магазин, ещё одно поле с дешёвым дофамином. Ещё двадцать лет назад найти нужную тебе игру было довольно тяжело - приходилось ездить по всему городу в поисках диска. До сих пор помню, как покупал San Andreas - шёл сильный дождь, а магазин был пятый по счету. В итоге урвал версию без звёзд и с дерьмовой озвучкой. Но чем объективно тяжелее поиск, тем ценней награда. Собственно, сейчас всё упростилось, но есть и другие факторы, например, виртуальная валюта. Мозгу куда проще расставаться с чем-то виртуальным. Отсюда история, когда мы скупаем просто тонну ненужного виртуального контента. И на самом деле, с этим мало что можно сделать. Обмануть мозг, подсунув диск, не выйдет. Остаётся, опять же, самоконтроль
Первым делом стоит разобраться с собственной библиотекой. С 2020 года я решил пройти всё то, что скупал очень маленькими порциями в течении пяти лет. В итоге, на то, чтобы разгребсти маленькую библиотеку, ушло около трёх лет (при этом, я ещё и докупал новое). Так же я строго рассортировал все игры по папкам - выбрал способ сортировки пройденных игр по годам, а то, что ещё не прошёл - лежит в общей куче и ждёт своего часа
По итогу получается ситуация, когда "грузом ожиданий" лежит лишь несколько проектов, а не множество. Покупать всё подряд для коллекции я перестал, ведь владение игрой не равно получению эмоций от неё, а бесконтрольное скупание виртуального контента - ещё один способ получения дешёвого дофамина. Теперь, когда начинается скроллинг, он сразу же заканчивается на списке с ещё не пройденными играми
После прохождения приключение не заканчивается. Лучше подпитать окситоцин тем, чтобы поделиться с другими своим опытом - написать обзор, почитать чужой, покопаться в чужом игровом опыте. Опыт детства, когда игра познавалась в паре с другими детьми/людьми не вернуть, но всегда приятно почитать на том же DTF о чужом опыте, если это конечно не мемо-хейт
К тому же, отличная практика перечитывать свои обзоры через пару лет - в игру возвращаться не нужно, а вот в эмоции через свои же слова - да
Практические советы
Немного советов по теме:
- На первых этапах придется заставлять себя запускать игры. Главное перед этим освободить свои дофаминовые рецепторы, чтобы всё это не превратилось в рутину
- Дробим дофамин. Важный пункт. Часто мы запускаем игру, немного играем, понимаешь, что игра не интересна, а бросать как-то жалко. Тут отлично подойдет следующая стратегия:
Необходимо мысленно разбить игру на этапы (главы, миссии, задания и тд). За прохождение каждой части стоит мысленно за себя порадоваться, так сказать, поощрить. Доказано, что радоваться много раз маленькими дозами лучше, нежели один раз по достижению крупной цели
Если игра прям совсем не понравилась, то, завершив некую часть, хвалим себя и закрываем игру. Пусть мозг считает, что мы с ней закончили на определенном завершенном этапе
- К 30-и годам чётко понимаешь, что во все игры не поиграешь - не хватит ни сил, ни времени. Так что к вопросу поиска тех самых игр нужно подходить более ответственно. Т.к авторитеты в лице игрожуров, обзорщиков и прочих уже давно никакие не авторитеты, я делаю больше упор на мнение самих игроков - чаще всего читаю обзоры в стим или слушаю сарафанное радио
- Если игра с "быстрым" дофамином, то лучше всего будет ограничить время нахождения в игре. Пары часов в день будет достаточно. Так же здорово такие игры миксовать (я обычно скопом прохожу около двух-трёх подобных игр)
- Ну, а если это что-то сбалансированное, какой-нибудь RDR2, тут всё сложнее. Во-первых, стоит устроить перед игрой себе некий информационный детокс, привести мозг в порядок. Иначе, после запуска рискуете быстро заскучать и пополнить ряды здешних хейтеров, которые пишут, что в игре делать нечего. Таких людей понять можно, в нашем динамичном мире тяжело погрузиться в подобные игры
И о самом погружении. В идеале, ничто не должно отвлекать от игрового процесса - наушники, освещение, минимум раздражающих факторов
Смежные темы
- Twitch. Тут всё просто - сводим по минимуму. Зеркальные нейроны это конечно интересно, но драконит дофамин/окситоцин эта система довольно сильно ввиду многих факторов, которые я тут описывать не буду
- Ранний доступ. Не бро. Нет ничего хуже незавершенного полового акта. Да и игра никуда не денется, станет только лучше
- Ачивки. Штука интересная. Может быть как вашим бро, так и превратить вас в машину по выбиванию недостижимых дофаминовых целей. Скипаем всё, что связано с количеством, рассматриваем только геймплейно-ориентированные. Мой идеал по ачивкам - Faster Than Light - попросту расширяет геймплей и мышление игрока
- Отдых. Важнейшний аспект. Отдыхать от игр надо. Имеется в виду полный отдых - от любых упоминаний игр. Просмотр видео и чтение на эти темы не является отдыхом
Подводим итог
Чтобы излечиться от игровой импотенции, необходимо свести к минимуму потребление быстрого и некачественного дофамина. Выжженные лутбоксингом и тиктоком мозги тяжело чем-то порадовать и заинтересовать.
А также стоит помнить, что история про дофаминовые схемы известна не только нам, но и тем, кто разрабатывает цифровые продукты. И это хорошая лазейка, чтобы доить потребителя. Игра на дофаминовых хуках = бесконечное и бездумное потребление игрового (и прочего виртуального) контента. Очевидно, что компании заинтересованы в продажах, а дофаминовые схемы помогают продавать продукты. Неизвестно, какими станут тайтлы через N лет, когда к созданию продукта придет поколение, которое буквально выросло исключительно на "дешёвом" дофамине.
Однако, в наших силах прикладывать усилие воли, чтобы обходить эти нейромедиаторные ловушки