Почему в серии Resident evil нет японских персонажей
Призрак Хиросимы бродит по Раккун-Сити
Очевидный, позитивистский и очень скучный ответ прозвучит так: «франшиза изначально была ориентирована на американский рынок».
Мой ответ прозвучит несколько иначе, хотя, быть может, столь же скучно. Да и к тому же, будет он не ответом, а интерпретацией.
Но пока вернемся к пресловутому банальному ответу, от которого мы не станем открещиваться, а, напротив, используем в качестве трамплина для рывка в поле тяжелой (типа как рок) интерпретации.
В дефолтном ответе наверняка было бы отмечено, что:
Capcom вовсе не были первооткрывателям бизнес-модели клепания японских игр про американцев (чедов) для американцев (вёрджинов).
Его коллега игрожур с хрестоматийным кругозором, утонченным вкусом и острейшим кризисом среднего возраста поспешил бы добавить, что:
Экспорт подражательной японской американщины в оригинальный американский (общий для белых гайдзинов)масскульт – характерное и вполне типическое проявление той сложной системы поствоенных культурных отношений между победившими США и проигравшей новой либерально-кавайной Японией, реконструируемой на обломках гордой империи Хирохито.
Однако курс на коммерческое подражание американцам вовсе необязательно влечет к исчезновению всей японской национальной идентичности из продукта. Более того, я убежден, что чем упорнее японцы мимикрируют: иммитируют «чужое» и маскируют «свое», — тем радикальнее обнажается неповторимая фактура национального, вскрывается “in a nutshell” специфика «японщины» для зрителя по ту сторону японской культурной ойкумены.
Но мы съезжаем с темы – вернемся к вопросу о японцах конкретно в RE. Здесь уже я возьму слово:
Даже несмотря на то, что серия построена на эксплуатации популярных американских образов, клише, приемов идей и смыслов. Даже несмотря на то, что она вяло транслирует типичную для американского культа героя (нативная пропаганда) идеологическую и этическую повестку, — в ней все же нашлось место для национальной саморефлексии разработчиков…
Синдзи Миками и команда, сознательно или нет, вывели себя и свой народ в коллективном образе зомби.
Да, да, не удивляйтесь: зомби – это (само)аллюзия исторической памяти японцев на свой же национальный сетап 30-40-х годов, когда Страну восходящего солнца теразала настоящая чума, агрессивный вирус великодержавного шовинистического, бесчеловеченого империализма. Славный японский народ был поражен этим вирусом и стремительно разлагался, превращаясь в бессмысленный самоубийственный рой кровожадного садо-мазохистическго насилия.
Поэтому в конце каждой части RE добрые, благородные, справедливые, но безжалостные и даже жестокие по отношению ко злу американцы сбрасывают на обитель зла («обитель зла» в каждой части = Япония Хирохито) бомбу, тем самым как бы спасая человечество от дальнейшего заражения. Точно так же выстраивалась официальная этическая апология проекта Манхэттен и его дальнейшей реализации в двух печально известных городах Японии. Утверждалось, что сброс бомбы принес наибольшее благо для японского народа, который пострадал бы куда больше, не закончи американцы войну не слишком гуманным, но необходимым действием.
Таким вот, как всегда весьма чудным для гайдзина, образом японцы из капком решил прорабатывать национальную гигатравму атомных бомбардировок, военного краха, гибели империи, национального унижения, бесконечного притворства, расщепления культурной идентичности, подчиненности чужой культуре. Всему этому остро требовалось найти оправдание, если не в истории, то в творчестве. Не пойдет же японец к психологу в самом деле.
Поэтому Крис Редфилд, Леон Кенееди и даже китаянка Ада Вонг так безжалостны к Амбрелле (в широком смысле отсылающей к империи зла Хирохито, в узком – к медицинским преступлениям отряда 731, в частности - заражениям здоровых людей смертельными вирусами и инфекциями) и ее бесчеловечной практике. К тем, кто видит в человеке средство, а не цель, – не может быть никакой пощады, zero tolerance.
Классическая для западной культуры кантовская мораль. Категорический императив и автономная воля движут бойцами S.t.a.r.s, бравыми челкастыми копами из Ракун Сити, даже изредка сексуальными китайскими шпионками (очень редко, все-таки положительным героем может быть только американец/ка). Точно так, как ими же были движимы те, кто скинул бомбы массового уничтожения на 245 тысяч мирных людей.
Война была закончена, зараза японского фашизма обращена в радиоактивный пепел.
Операция в замке завершилась успешно, новый штамм t-вируса уничтожен вместе с лабораториями амбреллы в результате вертолетной бомбардировки.
Через 2-3 года – новая история с тем же финалом, еще через 5 – переосмысление серии, новый геймплэй, нарратив, механики… тот же финал: герой, обитель зла, вертолет, эпичный взрыв, финальный выдох, кошмар закончен - полетели домой.
И так было уже, минимум, 10 раз…
Вопрос: сколько еще резиков понадобится, чтобы цель была достигнута. Когда же организаторы проекта смогут молвить вслед за Фаустом: «остановись мгновенье, ты прекрасно»?
На каком по счету ритуально-символическом проживании катастрофы нации в зомби сеттинге этот чудо-конвейер выполнит свое высшее предназначение. Но главное – что именно будет достигнуто, прежде чем это произойдет?
Предположим:
1. Японцы перестанут винить сша за Хиросиму, таки подхватив RE-псиоп, крепко навязывающий сознанию базовую ролевую модель, архетип американского воина-стража – столь же справедливого, сколько и безжалостного…? Вряд ли они хоть на йоту в это смогут поверить…
2. «Глупые американские гайдзины наконец-то поверят в то, что японцы видят в американцах полубогов, атлантов с расправленными плечами. Справедливых, но строгих наставников и т.д. А значит потеряют бдительность и дадут нам пространство для реваншистского маневра»
В общем резики — это либо копиум для японцев, либо долгоиграющая культурная диверсия против сша.
Игра терапия, игра апокалипсис, игра псиоп, игра вирус.
Парадоксальная попытка взорвать взрыв.
Больная идея аллегорически низвести субстанцию своего этноса до низжайшей, отвратительнейшей формы разложенного бытия, чтобы затем отдать на справедливое виртуальное истребление своим злейшим обидчикам и врагам.
Что это? Высшая форма какой-то японской извращенной мести? Коллективный стокгольмский синдром, как будто требующего от японцев боготворить гига-нацию, сумевшую превзойти их великий, сакральный народ, не имевший равных до недавнего времени?
Единственно достойное поведение обесчещенных поражением самураев?Коварная азиатская многоходовочка, подготовка к борьбе за культурную и экономическую независимость от сша? Медленное и мучительное поп-культуруное сепукку? Самоубийство эксклюзивной, закрытой и уникальной идентичности посредством подражания гайдзинским пошлостям (аналог выпуска кишок) – как реакция на позорное поражение в войне?
Или просто японский выживач-шутан про доблестных американских ковбоев, выживающих среди зомбаков?
Последний вариант, пожалуй, самый невероятный, если не фантастический. Но бьюсь об заклад, я был бы несказанно рад, если бы именно он оказался правдой.