Лихие и отчаянные 90-е в объективе французского фотографа Лиз Сарфати

Лиз Сарфати в 1989 переехала в Россию и на протяжении десяти лет снимала страну на перепутье в это непростое время. Эти кадры из Москвы, Норильска и Воркуты объединились в фотокнигу «Acta Est».

Лихие и отчаянные 90-е в объективе французского фотографа Лиз Сарфати
В то время я была слегка сумасшедшей и старалась попадать в самые экстремальные ситуации, какие только могла отыскать.
Лиз Сарфати

Лиз Сарфати родилась в 1958 году в алжирском городе Оран, выросла в Ницце. Фотографировать начала с 13 лет. В подростковом возрасте училась на фильмах Робера Брессона, Алена Рене и на картинах российского пионера документалистики Дзиги Вертова.

Образование Сарфати получила в Сорбонне: изучала русский язык и защитила диссертацию по русской фотографии. В 1986 году Сарфати стала официальным фотографом Французской академии изящных искусств в Париже.

Снимать предпочитает при естественном освещении. Среди коллег её вдохновляют Филип-Лорка Ди Корсия, Нан Голдин и Синди Шерман. Буйство красок французского Средиземноморья подпитало будущую страсть фотографа к плёнке Kodachrome с её специфической цветопередачей.

Ключевой особенностью плёнки был её трехслойный эмульсионный процесс, который требовал сложного химического проявления, известного как K-14. Каждый слой плёнки отвечал за свой цвет: красный, зелёный и синий. Процесс проявления был невероятно сложным и проходил через несколько стадий, включая повторное окрашивание каждого слоя, что обеспечивало яркость и четкость цветов.

Фотографы получали снимки с глубокими и насыщенными цветами, не имеющими аналогов. Но проявка плёнки могла быть осуществлена только в специализированных лабораториях, что усложняло доступ к конечным результатам. Однако именно этот сложный процесс был залогом потрясающего качества изображений, которым не могли похвастаться конкуренты того времени.

«Acta Est» стала первой книгой французской фотохудожницы. Состоит она из снимков, сделанных во время длительного пребывания в России в 1990-х годах. Издание не имеет отношения ни к путевым заметкам, ни к фотожурналистскому очерку. Этими снимками Сарфати скорее сплела смелое и детальное описание заворожившей её русской среды, чтобы создать визуальную драму о неблагополучии и разрушении, об изменениях и красоте.

Меня интересует маргинальность, незрелость, безыскусственность, иллюзии, вымыслы, переходное состояние, то, что в определённый момент жизни не ощущаются границы. Мне интересно, как люди относятся к самим себе. Когда нам исполняется 15 лет, мы все чувствуем, что начинаем становиться кем-то другим... Хочется, чтобы моя фотография ставила вопросы, а не делала чёткие заявления.

Лиз Сарфати

Название фотокниги происходит от латинского выражения «Acta Est Fabula», что означает «представление окончено». Этим названием Сарфати настаивает на том, что её работа не должна расцениваться как фотожурналистика, а как произведение из разряда театральной фантазии.

В снимках Сарфати запечатлелись потёртые интерьеры, разрушающиеся здания и заброшенные фабрики, которые часто оживляют потерянные персонажи: подростки и беспризорники. Эта фотохроника прекрасна, как исторический документ о России конца прошлого века и как пример поэтичной визуализации фотографа.

Это не все снимки само собой, только самые интересные, на мой скромный взгляд.

Источники: Камералабс и Уголок

Оригинальная книга на Амазоне

194
5
4
2
119 комментариев