Прошёл Rise Of Ronin
На финальных титрах игры я аплодировал только 2 раза в жизни – когда прошёл Silent Hill 2, и Rise Of Ronin. Рассказываю, в чём цимес.
Ждал Ронина с самого анонса и до последнего не «покупался» на нытьё всяких случайных прохожих с воплями о PS 3 Experience, итд… при этом понимая, что технологически игра, действительно выглядит старовато. Но. Ждал её по 3 причинам. 1. Я знал, кто такие Team Ninja и в чём их основное кредо (которое в этот раз оправдалось более чем, но в этом случае и с некоторыми положительными оговорками). 2. Это первый Open World Action от них. Учитывая это, было безумно интересно узнать, что же они там наклепают. 3 момент – исторический вопрос. А именно сеттинг бакумацу – одного из самых кровавых и драматичных периодов в истории Японии. Что же в итоге.
А в итоге переиграли и уничтожали в моих глазах и RDR, и GTA (любую), итд. Сразу объясню в чем принципиальное различие подходов той же Rockstar и ниндзей. У Рокстаров основные деньги (коих гораздо больше, чем у японцев) идут на наружность: графика, физика, постановка катсцен, мощнейший саундтрек, поп культурные отсылки и вообще построение сюжета\общего стиля и атмосферы на знакомых тропах из известных фильмов.
Team Ninja поступили прямо противоположно, вложив колоссальнейший труд в проработку истории, персонажей, глубину геймплея (при этом да, используя прошлые наработки), при этом, решив любыми путями вызвать у игрока желание проходить игру несколько раз. Да, игру для полного погружения надо пройти 3 раза: против сёгуната, за сёгунат и на последней сложности – Midnight. (отчасти открываются другие миссии и отношения с персонажами перетасовываются, а ход сюжета будет отличаться в деталях в ключевые моменты игры, что не слабо изменит ощущения от прохождения. Последняя сложность – открывает дополнительные миссии за знакомых персонажей и возможно, 3 концовку).
По факту, Rise Of Ronin – Red Dead Redemption (во вдохновении которым они и признавались) с упрощёнными механиками от Nioh в боевой системе\прокачке (точнее, здесь заметно лояльнее порог вхождения), и немалым упором на взаимоотношения, которые необходимо улучшать по ходу прохождения, что кстати вставлено не абы зачем, а ради сюжета и персонажей, на которых здесь вообще сделан основной упор (даже не на геймплее, хотя он хорош, особенно в плане боевой части).
Сюжет – это тот же RDR. Red Dead Redemption 1 – затрагивает времена «заката» периода дикого запада. Rise Of Ronin – закат периода японского феодализма, который можно назвать «дикая Япония» (но о сюжете и интересных его особенностях, в другой раз).
Само устройство – чистейший RDR. У нас есть карта острова (коих 3), на котором раскиданы всякие активности: поиск сундуков с сокровищами; поиск кошек; уроки стрельбы\полетов\боевых искусств; охота за головами особо опасных преступников; «полицейская» зачистка территорий; святилища и достопримечательности; занятие фотографа, ну и всякое по мелочи. Естественно, случайные миссии и активная работа с населением: то бедняку денег отсыпать; то случайного вора какого нибудь нагнать и сделать ему шрамирование, истинно самурайским методом; то помочь даме достать какую нибудь модную для тех времён, книжку, вроде «Франкенштейна», или «Моби Дика»; то алкашам помочь «догнаться» до состояния нестояния и прочих «острых» ощущений, итд… важное отличие Ронина от других Open World Games – это фактическое отсутствие второстепенных миссий, или занятий. Так называемые, второстепенные миссии, к примеру, очень крепко подвязаны к основному сюжету, а "забив" на выполнение заданий на острове – не видать вам хорошей прокачки по многим аспектам, следовательно многое станет вам недоступно – типа тех же приёмов в определённых стилях, которые прокачиваются через отношения с практиками этого стиля в том числе, а не только от активного махания мечом. Кстати, по поводу.
Стилей тут дохрена. И да, в Nioh были стойки, которые балансили боёвку и вообще не слабо так влияли на стиль и ход боя, но это были стойки. В Rise Of Ronin – это стили со своими стойками, ударами, приёмами, итд. Естественно, у каждого свои особенности и предназначение - так что их лучше миксовать в зависимости от стиля противника (одновременно можно поставить до 3-х стилей на отдельное орудие вашего труда и свободно между ними переключаться во время боя.). На каждый класс оружия у нас свои собственные стили (есть и совмещенные): катана, двойные мечи, одати, сабли, копья, нагинаты, дао (китайский меч), двуручные мечи, даже ружья со штыком. Представьте, что в каждом из обозначенных типов есть, хотя бы с 4 стиля, которые прокачиваются отдельно. Самих дизайнов и разновидностей той же катаны – так же хватает, обделёнными никто не останется. + вспомогательные орудия, которых тоже много и можно по красоте себе набрать: ружья, пистолеты, сюрикены, какая-то трубка, аля огнемёт (которую я кстати ни разу не использовал). Чуете, как вложились то ? О то ж. Добавим, что многие (не буду говорить все), но многие стили имеют реальный исторический прототип. Об этом я ещё поговорю в статье о сюжете. Итого, что мы получаем ? Глубина, мать её. И так здесь во всём. А контента: всяких примочек, костюмов, итд, здесь вагоны. Но особо, я хочу выделить главный аспект, который не особо блистал в других играх Team Ninja, а точнее не блистал вообще. Персонажи и история.
Я и не припомню особо игр, в которых я поражался бы различию характеров персонажей (при том, что их с целый поезд наберётся) и количеству мелких деталей, которые влияют на восприятие игрока. Я наверное, впервые воспринимал персов, не как игровых, а как реальных людей, чётко понимая те или иные оттенки их нравов и влечений. Более того, сюжет напичкан всякими «философскими» отступлениями, которые не редко слышишь из уст героев (или отсылок к чужим литературным произведениям), которые дают чёткое ощущение, что читаешь великолепный приключенческий роман, основанный на истории Японии. Вот за это я прямо обожаю эту игру. Ладно, немножко примеров.
Гиндзуй Кусака – пацан из деревенской семьи, который проникся революционерскими идеями своего учителя – Сёина Есиды, проникся настолько сильно, что после внезапной смерти своего наставника, в которой были повинны власти сёгуната, фактически стал слепо следовать вроде бы его идеям, которые стал трактовать в террористическом ключе и сам стал террористом. Однако, на каком –то этапе вектор его взглядов начинает меняться под влиянием действий игрока и памяти парня об отце – враче, которому он пытался подражать, будучи совсем юным, но забросив изучение медицины. Мысль следующая, которая проговаривается и в игре: человек, который собирался спасать жизни, фактически стал заниматься совершенно обратным (мы же помним, что мы говорим о феодальной Японии и принятых там принципах наследования дела. Т.е. фактически Кусака придаёт своего отца и своё фамильное древо – вопиющая вещь). При этом изменении, Кусака не может предать и учителя. Поэтому в нём нарастает нравственный конфликт: с одной стороны, он понимает, что вырезать иностранцев и поддерживать террор – это плохо, но одновременно не может смириться и забыть смерть дорогого ему сэнсея, который для него жив через его убеждения. Т.е. второстепенный персонаж заметно меняется по ходу сюжета где-то 3 раза. Для тех кто не шарит - это очень годная проработка персонажей, ккоторую и в книгах встретишь редко (я сам книги пишу и люблю классическую литературу,, поэтому я знаю о чём я говорю).
Эрнест Сатоу – британский дипломат и переводчик, выступающий за разжигание гражданской войны. Однако, влюблённый в японскую культуру и считающий, что запад утратил свою духовность, благодаря, в том числе и техническому прогрессу, в отличие от Японии. Со-временем начинает бояться этой самой войны, считая, что она просто уничтожит культурное наследие, которое он так обожает. При этом мечется меж двух огней: с одной стороны поддерживает идеи британцев, но затем начинает сомневаться и в них, понимая, что западу до задницы сохранение японского культурного наследия, и только сами японцы и могут его сохранить (если не изрежут друг друга в агонии гражданской войны).
И вот так с абсолютным большинством персонажей. Тонны интересных мыслей на подумать (найдутся, как социально политические идеи, так и чисто этико-философские комментарии). При этом, вполне себе всё актуально. Также, отмечу, сценаристы не перегибают с возвеличиванием японцев над иностранцами и наоборот – одна из основных мыслей этой игры и состоит в том, что правых и не правых в этом конфликте вообще не существует – всё слишком сложно и каждый прав и виноват по-своему. Как и нет хорошей и плохой стороны конфликта: и сёгунат, и его противники в чём-то схожи, но и различий между ними не меньше. При этом, тематика игры не уходит в идеи какой нибудь банальной мести, или типо того. Идейная основа этой игры – огромный такой торт, или дом с кучей ярусов\этажей, которую объяснить одной лишь мыслью просто нереально. Эта игра много о чём. Вот, благодаря этой великолепной литературной основе, глубине геймплея, красивому художественному оформлению (художники Team Ninja, опять же, никогда не халтурили. Может быть у них сейчас не очень с движком, но с чувством вкуса у них всё чудесно и вы знаете, для меня это перевешивает), я вознесу это произведение в ранг лучших Open World action. Да, игра не без минусов, естественно. Но если плюсы той же GTA 5 я могу для себя по пальцам пересчитать (ну сыт я этой детской сатирой на Америку и отсылками на всякие фильмесы), то Rise Of Ronin заберёт себе в плюсы большую часть игры, а минусов будет не так уж много.
Итого. Плюсы.
1. Отличный сюжет и прекрасно проработанные персонажи в плане характеров, мотиваций, портретов личности. + достаточно малое количество побочек, сделанных по принципу: помоги вот этому случайному бомжу с абсолютного нихера (привет, GTA и RDR). При этом, я не говорю, что они вообще отсутствуют. Отличные побочные миссии, прекрасно подвязанные к основным. Целостность, мать её.
2. Приятная для глаз работа художников. Что мир; что персонажи вполне приятны и выразительны. А местные закаты и метели – это вообще загляденье. Атмосфера - просто чудо.
3. Хорошая боевая система и система прокачки. Плюс прокачка взаимоотношений с персонажами неплохо дополняет общий игровой процесс – вкупе с отличными персонажами, развивать отношения с ними и узнавать о героях и мире игры больше подробностей, невероятно интересно. Что достаточно редкое качество для игр.
4. Богатая историческая основа, которая отражается не только на сюжете, но и многих деталях, которые большинство игроков пропустят мимо глаз, и зря.
5. Очень неплохое звуковое оформление и отличный саундтрек.
6. Много всякого контента в игре: оружия, костюмов, стилей боя, итд... Да и сюжетная кампания невероятно «жирная». Скучно, точно не будет. Я настолько «обожрался» игрой, что у меня было ощущение, что я 2 раза подряд Red Dead Redemption 1 прошёл. + игру имеет смысл проходить несколько раз, и не только ради уникальных предметов. Сильно реиграбельна.
7. Игра заметно проще Nioh и прочих игр Team Ninja в плане сложности и многое позволяет игроку на первых порах, позволяя просто наслаждаться все тем, что есть в игре. Это мудрый подход, ибо и продукт, рассчитанный на более широкую аудиторию, чем Nioh или Ninja Gaiden. Наказывать игра не спешит, но чересчур легко не будет.
8. Внешняя бюджетность, скромность постановки катсцен и общая неприглядность игры. Почему в плюсах ? напоминает своим подходом добротное японское кино, создаваемое, как правило, по тем же принципам. Аутентично: всё аккуратненько и без выпендрёжа. (кидаю камень в огород Цусимы с её "приторным" и совершенно лишним при учёте японского сеттинга, "Голливудом").
9. Чтобы полюбить Rise Of Ronin, просто необходимо думать и вникать. «Налегке», адекватно не пробежишь. Это касается, как геймплея, так и сюжета. Для меня это несомненный +.
Минусы.
1. Слабая технологическая часть, выдающая в ней прошлое поколение. Причём не только в графике, но и в возможностях. Ограничений хватает, но орать от боли от этого не придётся.
2. Активностей на карте, при количестве контента, как-то маловато. (карта забита максимально, но видов деятельности мало). Из-за чего от игры устаёшь, ибо активности одни и те же от острова к острову. Могли бы дать больше разнообразия и вносить что нибудь новенькое с каждым островом, но не додумались.
3. Разрабы намеренно «душат» игрока, начиная с третьего акта, повышая сложность и делая тех же боссов совершенно ублюдскими. С одной стороны, не удивительно – это же Team Ninja. С другой – чувство комфорта, которое здесь появляется - если не ложно, то обманчиво. Советую не расслабляться.
4. Внешняя бюджетность, слабость постановки катсцен и общая неприглядность игры.
5. Слабый английский дубляж (но совершенно прекрасная японская озвучка).
P.S. Настоятельно рекомендую играть с японской озвучкой, ибо английская сделана по принципу: «да, сойдёт».
P.S.S. Нормальная статья, а не вот это вот поделие на скорую руку, по разбору сюжета\связей с другими играми Team Ninja обязательно будет, но позже. «Душить» не буду, но что нибудь интересное, да поведаю, ибо у меня есть.
Sayonara, DTF. До новых статей.