Столько лет морозился от пердунских РПГ и походу зря
Мне, к сожалению (или к счастью), не удалось застать классику РПГ в годы выхода, ведь я родился гораздо позже, да и не было возможностей - компьютер и приставки в семье считались греховным делом. Ну точнее греховным только для меня.
Пытался вкатиться в изометрию уже в более-менее зрелом возрасте после прохождения ДАО, Готики, Вампир Маскарада, Ведьмаков 1-2, так как я с интересом начитался на тематических форумах и пабликах про те самые настоящие РПГ с отыгрышем, нелинейностью, незаурядными возможностями, вариативными диалогами, глубиной, шириной и долготой - не эти ваши презренные кастрированные экшончики для йододефицитных зумеров-тупарей.
Разумеется в авангарде обсуждений стабильно шла всем известная четверка в лице Арканума, БГ2, Плейнскейпа и тоддовского Фоллыча 2, ну и изредка упоминались калибры пожиже вроде первой части БГ, Icewind Dale, Ультимы и прочего.
Решил я значит тоже вкатиться в изометрию, но результат оказался неутешительным:
- Скачал Icewind Dale - дропнул в таверне.
- Скачал Baldur's Gate 2 - игра не запустилась.
- Скачал Fallout 1 - поиграл несколько часов, получил под зад от гулей в Некрополисе, из-за чего дропнул игру.
Таким образом я понял, что не могу побороть имманентную природу йододефицитного зумера-тупаря, поэтому махнул рукой на эти ваши классические РПГ...
...и вспомнил про них в 2025.
В один день меня кольнула неожиданная мысль - хочу вот пройти Fallout 1-2. Прошел их залпом, захотелось добавки. И тут вспомнил про тот самый Плейнскейп Тормент, да и тем более всё от той же Bethesda Softworks.
Но уже по первому виду игры меня начали терзать сомнения, тут прямо антипатичное комбо:
- Уродский скуф на Главном Герое
- Уродский дебильнейший сеттинг с мультивселенными прямиком из марвела
- ДнД со своими спасбросками и THAC0
- Наличие партийной системы, да и еще 6 болванчиков под рукой вместо лаконичной четверки
- RTwP вместо пошага
- А еще и ограниченный инвентарь - причем не только по весу, но и по имеющимся ячейкам.
Но вот запустил я игру, через силу перетерпел Мортуарий, чуть адаптировался к интерфейсу и игровому процессу - оказалась, что игра вполне себе неплохая.
По тексту, наверное, говорить нечего - все прекрасно всё пересказали тысячу раз. С гордостью лишь отмечу, что играю в оригинале (то есть с фанатским русиком).
Для меня качество текста в игре зависит от следующих производных (уж не бейте меня профессиональные филологи и литераторы):
- Писанина основного сюжета - сама завязка, подача, детективная составляющая, твисты, необычная развязка и прочее.
- Писанина структуры и логики мира - что как и где работает - лор, грубыми словами, объясняющий устройство мира.
- Писанина персонажей и личного-бытового взаимодействия между ГГ и персонажами.
- Авторский подтекст - будь то социальный, политический, метафизический и прочее, чтобы ты во время/после игры сидел с таким лицом.
В Fallout 2, например, 2 и 3 пункт были достаточно сносными, чего не скажешь про первый и четвертый.
1. Основной сюжет это просто стандартный наполнитель, который служит лишь проводником по шикарному побочному контенту игры.
4. Да, в игре есть явная политическая карикатура в лице забавных республиканцев-анклавовцев. Да, я читал, что и Модок это сатира на американскую глубинку, а Волт-Сити - на типичную американскую общину, но это все равно как-то жиденько.
В Плейнскейпе на всех уровнях писанина вполне себе неплохо справляется. Не бог весть какая литература, но пойдет.
Тут и необычный сюжет интригует, и поехавший лор, и фриковатые персонажи с колкими диалогами, и даже есть намек на кой-какие философские рассуждения - как минимум Пыльные, Чующие и Боготы вроде как отсылают к каким-то философским течениям, хз даже к каким.
Однако не все так гладко. Местами сценаристов прямо-таки заносит в дальние дали без чувства меры, а еще при обрисовывании зомбей и граждан Сигила они чересчур переусердствовали с описанием запахов мочи, прыщей и пуканья. Когда читаешь двадцатый раз подряд, это становится уже не так смешно, как в первый.
Что же там по геймплею
На удивление даже геймплейная основа вполне себе недурная, хотя сколько жалоб я перечитал про унылый геймплей, устаревший еще в год выхода игры.
Ну не знаю, в игре банально интересно шариться по углам, драться и лутать мобов, качаться, торговаться, отжиматься - то есть вполне себе нормальный игровой процесс, всё как в хороших РПГ вроде Вальгаллы и Элден Ринга, жалко, конечно, что нет точек интереса и аванпостов - так вообще по красоте было бы.
Ну и отдельно музыку отметить - Марк Морган просто гений
Хотя и злоупотребляет сэмплами из фолаута, я как минимум несколько знакомых дорожек в композициях насчитал)))
Вместе с привычным эмбиентом, который вполне мог играть и на Пустоши, тут появились отдельные композиции для напарников, крайне мелодичные и меланхоличные. Когда начал разговаривать с Дейонаррой и услышал ее композицию, я сразу понял - "Мне определенно понравится эта игра".