«Непобедимый» | Победа Лема
Слова Лема уже давно написаны на моей офисной кружке: «There are no answers, only choices». Когда-то они были конструкцией из строгих, юных принципов в моем сознании. И тогда, когда я наивно думала, что Тарковского следует целовать в лоб за то, что, словно Солярис, он цеплялся за работу и рассказывал текст с таким высокомерным величием, — я слышала раздражение и нетерпение Лема по отношению к нему. И немало. По его словам, появлялись новые подходы. Он глубоко сожалел, что этот по-прежнему романтический режиссер взял космическое величие построенного им Соляриса, прославившего научную фантастику, и осмелился сделать его лишь фоном, чтобы показать какую-то человеческую психологию, отношения. Стоило ли ради этого вообще «нести» человека в Про-странства? (...лишь для того чтобы узнать, от чего умер Гибарян)
До «The Invincible» я пребывала в таком же сомнении, уже предрасположенная к очередному эмоциональному Вавилону, фоном которого явно должна была стать Вселенная. Но игра неожиданно бросила вызов нашему человеческому пониманию — и высмеяла наши наивные прометеевские амбиции.
Лем, возможно, не счел бы эту игру нарочито романтизированной или слащавой научной фантастикой, а скорее — эмоциональным предсказанием — ярким напоминанием о сырой, нефильтрованной человечности, абсурдности и бессмысленности существования, нашей хрупкости и незначительности во всех космических реалиях.
Исход игры, как и в начале текста, — выбор: упорствовать в борьбе с бессмысленностью или поддаться отчаянию.
Я решила упорствовать. Похоже, эти конструкции все еще в моей голове — чтобы среди руин иллюзий находить красоту, разум и смысл.