Лучшие фильмы ужасов ДЖОНА КАРПЕНТЕРА
Трудно вообразить мир жанрового кинематографа, будь то научная фантастика или хоррор, без вклада Карпентера. Более того, кинематограф, расцветший в конце 1970-х и 1980-х годов, попросту не был бы тем, что мы знаем сегодня, если бы не творчество этого режиссера. Его влияние на формирование облика кино той эпохи колоссально.
«НЕЧТО» / THE THING (1982)
В антарктической изоляции группа исследователей сталкивается с инопланетной сущностью, обладающей способностью к мимикрии, принимая облик различных организмов.
Эталонный фильм Джона Карпентера 80-х, установивший высокую планку для научно-фантастического хоррора. Подобно тому, как «Чужой» Ридли Скотта определил жанр космического хоррора, «Нечто» стал образцом истории о внеземном проникновении на Землю. Незамысловатый, но блестяще реализованный сюжет с участием дюжины актеров (с Куртом Расселом в главной роли) сосредоточен на борьбе, пронизанной паранойей, против постоянно трансформирующегося монстра из космоса. Дизайн неуловимого существа разработан будущими мастерами жанра Стэном Уинстоном и Робом Боттином, создавшими впечатляющую коллекцию кошмарных образов, ставших каноническими для хоррора. Музыка, написанная Эннио Морриконе, выдержана в фирменном минималистично-электронном стиле Карпентера. Результатом стал, возможно, лучший ремейк в истории кино (оригинал 1951 года назывался «Нечто из иного мира»).
«ХЭЛЛОУИН» / HALLOWEEN (1978)
Безумный пациент, сбежавший из психиатрической клиники, возвращается в свой родной город, намереваясь совершить серию жестоких преступлений в канун Дня всех святых.
Этот культовый фильм Карпентера, оказавший огромное влияние на жанр ужасов и сделавший Джейми Ли Кертис знаменитой, считается одним из первых классических слэшеров. В нем собраны все основные элементы: молчаливый и неуязвимый маньяк, скрывающийся под маской, молодые люди, ищущие развлечений, и смелая "последняя девушка", которая отчаянно борется за выживание. Карпентер создал образец, на который впоследствии ориентировались многие режиссеры. Важность "Хэллоуина" была подтверждена Уэсом Крейвеном в его фильме "Крик", который увековечил его как идеальный молодежный хоррор. В этом году Карпентер снова принимает участие во франшизе, но уже в качестве композитора и продюсера.
«ЧУЖИЕ СРЕДИ НАС» / THEY LIVE (1988)
ездомный обнаруживает очки, открывающие истинную сущность элиты – инопланетян, маскирующих свой облик и манипулирующих человечеством, побуждая к неконтролируемому потреблению, размножению и следованию их указаниям.
Режиссер часто вкладывает политический смысл в свои произведения, но в фильме "Чужие среди нас", сценарий которого Карпентер написал сам, используя псевдоним Фрэнк Армитаж в честь Лавкрафта, он явно осуждает консюмеризм, характерный для эпохи Рейгана. Славой Жижек называет фильм "забытым шедевром левого Голливуда", критикующим идеологию потребления и показывающим, как диктатура скрывается в демократии, а пропаганда – в рекламе. Изначально на главные роли рассматривались Курт Рассел и Кит Дэвид, снимавшиеся в "Нечто", но роль Джона Нады в итоге досталась рестлеру Родди Пайперу. Шестиминутная сцена боя между их персонажами, а также фраза "Я пришел сюда жевать жвачку и надирать задницы, и жвачка у меня закончилась", стали культовыми.
«В ПАСТИ БЕЗУМИЯ» / IN THE MOUTH OF MADNESS (1994)
Агент страховой компании отправляется на поиски таинственного писателя-богача Саттера Кейна, чьи произведения лишают рассудка читателей и пробуждают на планете темные силы.
Этим хоррором в духе Лавкрафта режиссер завершает свою апокалиптическую трилогию, включающую также картины «Нечто» и «Князь тьмы». Сэм Нилл, ранее работавший с режиссером в фильме «Воспоминания невидимки», играет страховщика, теряющего разум, а Юрген Прохнов — автора, чьи книги пользуются огромным успехом. Саундтрек, созданный Карпентером вместе с Джимом Лэнгом, заслуживает внимания, на этот раз кинематографист отходит от синтезаторной музыки в пользу рока. Фильм, полный отсылок к творчеству американского писателя, затрагивающего темы страха перед неизведанным и безумия, многие считают последним выдающимся хоррором Карпентера, заставляющим зрителей сомневаться в реальности происходящего. Подобно мета-хоррору «Новый кошмар» Уэса Крейвена, вышедшему годом ранее, фильм изучает влияние ужасов на реальную жизнь.
«ВАМПИРЫ» / VAMPIRES (1998)
Отряд истребителей вампиров преследует сильного вампира, используя зараженную им проститутку в качестве проводника.
Карпентер всегда был способен создавать качественное кино, но 90-е оказались для него сложным периодом: небольшие удачи чередовались с неудачами. Хотя в это десятилетие он снял еще один культовый фильм, "Вампиры" - единственный фильм Карпентера 90-х, который можно назвать коммерчески успешным. В фильме присутствуют все характерные черты стиля Карпентера: немногословные и крутые главные герои (Джеймс Вудс и Дэниел Болдуин), удачное сочетание хоррора и экшна, минималистичный, но запоминающийся саундтрек. По сути, "Вампиры" - это не столько хоррор-боевик, сколько хоррор-вестерн, перенесенный из эпохи покорения Дикого Запада в наше время. Карпентер отмечал, что хотел снять фильм о вампирах в духе Говарда Хоукса (одного из любимых режиссеров Карпентера) и без привычных готических образов. В итоге карпентеровские вампиры - это безжалостные чудовища, которые поедают людей без всякой жалости.
«МЕШКИ ДЛЯ ТРУПОВ» / BODY BAGS (1993)
Патологоанатом с длинными волосами делится тремя историями о своих «клиентах». Первая рассказывает о маньяке, орудующем на заправочной станции, вторая – об инопланетных существах, похожих на волосы и пожирающих мозги, а третья – о бейсболисте с ослабленным зрением, которому пересадили глаз, принадлежавший серийному убийце.
Было бы неправильно не упомянуть этот фильм, говоря о режиссере. Во-первых, он исполнил здесь свою единственную полноценную роль, замаскировавшись под гримом Рика Бейкера, и воплотил харизматичного, остроумного и… мертвого патологоанатома-рассказчика. Карпентер признавался, что при создании своего персонажа вдохновлялся Битлджусом. Во-вторых, он спродюсировал настоящий подарок для поклонников хоррора. В фильме снялись многие деятели кино, связанные с жанром ужасов: Уэс Крейвен, Сэм Рэйми, Тоуб Хупер, мастер грима и будущий шоураннер «Ходячих мертвецов» Грег Никотеро, звезды фильмов категории B Джон Агар и Роджер Корман, а также Марк Хэммил в запоминающейся роли. Изначально планировалось, что проект станет альтернативой «Байкам из склепа», но Showtime отказался от его продолжения, и отснятые эпизоды были выпущены в виде телефильма. Спустя десять лет канал запустил более успешную хоррор-антологию «Мастера ужасов», в которой Карпентер снял две серии.