Стоит ли покупать RTX 5080 в начале 2025 года
Плюсы и минусы новой видеокарты NVIDIA, и стоит ли апгрейдиться.
Выход нового поколения видеокарт — отличный повод собрать компьютер с нуля или проапгрейдить уже существующий. Вы гарантированно получите наиболее актуальное железо на текущий момент, однако при этом важно учитывать множество нюансов.
В том, что увлеченному геймеру сейчас крайне желательна видеокарта с поддержкой трассировки лучей, сомнений нет. Все большее число игр не просто поддерживает рейтрейсинг, но и вовсе не запускается без видеокарты RTX-серии (или аналога от AMD). Это, например, уже вышедшие Indiana Jones and the Great Circle и Final Fantasy VII Rebirth, а в ближайшем будущем — Doom: The Dark Ages.
Конечно же, при выборе новой видеокарты у геймеров возникает много вопросов. Стоит ли переходить на RTX 5080, если уже есть предтоповое решение от NVIDIA одного из прошлых поколений? А может и вовсе лучше рассмотреть что-то из моделей AMD? В чем преимущества конкретно RTX 5080? Во всем этом мы и разберёмся в нашем материале.
Технические характеристики и сравнение с другими моделями
Вначале рассмотрим основные характеристики новой видеокарты. В таблице для сравнения мы добавили видеокарты RTX 3080 и RTX 4080, а также наиболее близкую к ним RX 7900 XTX от AMD.
Как видно из таблицы, «на бумаге» прогресс относительно предыдущих моделей есть А что всё это даёт на практике, рассмотрим далее.
Что нового в RTX 5080
50-я серия построена на базе архитектуры Blackwell и «под капотом» она довольно сильно отличается от Ada Lovelace. Нововведений много, но в рамках этого материала мы рассмотрим лишь наиболее важные и интересные простым пользователям моменты, не погружаясь в технические дебри.
Видеопамять стандарта GDDR7
По сравнению с прошлым поколением объём памяти не изменился, однако важно не только количество гигабайт, но и пропускная способность. В этот раз используется GDDR7 — более быстрый стандарт памяти, поэтому RTX 5080 может похвастаться скоростью 960 ГБ/с, что практически доходит до показателей RTX 4090, у которой пропускная способность памяти равна 1008 ГБ/с. Кроме того, GDDR7 работает при более низком напряжении, что положительно сказывается на энергоэффективности.
PCI Express 5.0
Самый современный интерфейс PCI Express 5.0 теперь используется и в видеокартах (до этого через пятую версию можно было подключить твердотельные накопители). Правда, на практике это пока практически ничего не даёт. Судя по тестам Gamers Nexus, разница между PCIe 3.0 x16 и PCIe 5.0 x16 составляет от 1% до 4%.
То есть разницы нет даже между третьей и пятой версией, не говоря уже о четвертой. Хотя следует сделать оговорку, что это касается лишь 16 линий. Если видеокарта поддерживает 8 линий (например, RTX 4060), то подключать её через PCIe 3.0 не стоит. Но, разумеется, RTX 5080 все это не грозит.
DLSS 4
Напомним, что DLSS в текущей терминологии NVIDIA подразумевает сразу группу функций, объединенных одним названием, а не только технологию масштабирования изображения. Список функций и их совместимость с разными поколениями видеокарт NVIDIA — в таблице ниже.
Основное нововведение DLSS 4 для 50-й серии — функция Multi Frame Generation (множественная генерация кадров). В отличие от Frame Generation предыдущего поколения, теперь можно получить ещё больше промежуточных кадров. Что это даёт на практике? Картинка становится более плавной и приятной для глаз. Тем не менее отзывчивости это не добавляет (задержка даже увеличивается), что логично: отклик в первую очередь зависит от числа реальных, а не сгенерированных кадров, а оно, разумеется, выше не становится.
Важно также уяснить, что когда частота реальных кадров низкая, то и задержки при включении генератора ощущаются сильнее. Если же частота и без того высокая, задержки при включении генератора не такие ощутимые. Проблема отклика отчасти решается включением Reflex, технологии для снижения задержки. Вместе с 50-й серией и DLSS 4 представили уже её вторую версию. Правда, работать она будет пока только в некоторых играх. Со временем список игр должен расшириться, а технология может быть реализована и для более старых видеокарт.
Интересно, что в теории генерация кадров сможет работать даже на предыдущих поколениях RTX-видеоускорителей. Об этом рассказал Брайан Катанзаро, вице-президент NVIDIA, в интервью Digital Foundry. Поэтому нельзя полностью исключать, что технология будет реализована и для более старых видеокарт. Однако требования к тензорным ядрам довольно высокие, так что вряд ли на прошлом поколении генерация кадров сможет работать в точности так же, как на 50-й серии (напомним, что владельцы предыдущих поколений уже сейчас могут использовать генерацию кадров от AMD).
Отдельно стоит сказать и про новую модель, использующуюся в апскейлинге. Теперь вместо модели CNN используется Transformer. По заявлениям NVIDIA, она создает меньше артефактов и улучшает качество масштабирования. При этом обновление доступно на всех RTX-картах. Как отметили в своем видео специалисты Digital Foundry, новый апскейлинг не сильно снижает производительность на картах 20-й и 30-й серии (хотя и больше, чем у новых видеокарт). А вот остальные функции DLSS 4, например, новая реконструкция лучей снижает частоту кадров до 35%.
Версии DisplayPort и HDMI
Если собираетесь покупать навороченный монитор, оснащенный DisplayPort 2.1b с UHBR20, то без 50-й серии не обойтись. Обратите внимание, что версия DisplayPort 2.1 есть и у 7000-й серии Radeon, правда, пропускная способность там ниже. Грубо говоря, вывести несжатый HDR-сигнал 4К 240 Гц через RX 7900 XTX вы не сможете. Здесь важно сопоставить режимы, поддерживаемые монитором, с возможностями видеопорта видеокарты. Подробные таблицы есть, например, на Wikipedia.
Кодировщик видео
В 50-й серии впервые появилась возможность кодировать и декодировать видео в формате 4:2:2. Такая цветовая субдискредитация в первую очередь нужна тем, кто профессионально занимается видео.
Разумеется, это далеко не всё, что предлагает 50-я серия. Однако, как мы уже сказали в начале раздела, не все нововведения будут интересны простому пользователю. Например, Mega Geometry, которая улучшает обработку геометрии, не даёт ощутимых преимуществ прямо сейчас (первая игра с поддержкой этой технологии — Alan Wake 2). К тому же NVIDIA обещает поддержку всех моделей RTX, так что покупать 50-ю серию для этого не обязательно.
Производительность
Окончательный выбор нужно делать исходя из реальной производительности видеокарты в игровых и рабочих задачах. К сожалению, разница с предыдущим поколением оказалась не такой впечатляющей.
RTX 5080 vs RTX 4080/4080 Super: стоит ли обновляться?
В игровой производительности RTX 5080 находится примерно между RTX 4080 Super и RTX 4090. Точные цифры в разных тестах могут отличаться, но в целом прирост относительно RTX 4080 Super в играх без использования трассировки лучей и масштабирования составляет около 15%.
При включении трассировки лучей новинка показывает себя ещё скромнее. Преимущество над RTX 4080 Super в этом случае составляет примерно 10%. Разумеется, при использовании DLSS 4 (а точнее — многокадровой генерации) RTX 5080 легко обходит не только RTX 4080, но и RTX 4090. На словах хорошо, но про практическое применение этой технологии мы уже рассказывали выше.
Учитывая вышеизложенное, владельцам RTX 4080 и RTX 4080 Super обновляться не стоит. Прирост «сырой» производительности (без DLSS 4) получился незначительным. В то же время генерация кадров до сих пор остается весьма спорной технологией, которая хорошо работает только при изначально высоком честном FPS (выше 60, а лучше 100 кадров в секунду).
RTX 5080 vs RX 7900 XTX: что лучше?
Конкурент из красного лагеря — AMD Radeon RX 7900 XTX — по производительности находится примерно на уровне RTX 4080 и RTX 4080 Super, когда сравнение идет без рейтрейсинга, поэтому уступает RTX 5080 незначительно (в некоторых играх разницы может не быть или небольшое преимущество и вовсе остается за Radeon).
Однако при включении лучей разница уже существенная. Причем отстает RX 7900 XTX как от RTX 5080, так и от предыдущих моделей NVIDIA. Разрыв может достигать около 40% (а при использовании апскейла даже выше). Помним также, что поддержки DLSS у Radeon нет, поэтому придется довольствоваться только FSR.
Если вы играете в нативном разрешении без трассировки лучей, RX 7900 XTX выглядит предпочтительнее, так как она стоит дешевле. Однако, если вам важны новые технологии вроде рейтрейсинга и DLSS 4, лучше взять видеокарту от NVIDIA.
Что в итоге
Подводя итоги, отметим, что RTX 5080 — это отличное решение для самых требовательных игр в 4К и рабочих задач. Основное и самое заметное её преимущество относительно предыдущего поколения — функция Multi Frame Generation, которая позволяет существенно увеличить FPS.
Сырая производительность относительно RTX 4080 и RTX 4080 Super выросла не так сильно, однако владельцам более старых видеокарт (особенно с объёмом памяти ниже 12 ГБ) на новинку стоит как минимум обратить внимание. Впрочем, у них также есть вариант купить 40-ю серию или вовсе перейти к конкурентам и проапгрейдиться на RX 7900 XTX. Здесь вопрос упирается исключительно в бюджет, которым вы располагаете.
Также RTX 5080 может быть интересна тем, кому нужны отдельные функции 50-й линейки. Например, 2.1b с UHBR20 или кодировщик видео в формате 4:2:2, о которых мы писали в разделе «Что нового в RTX 5080». Да и на стороне RTX 5080 явно больший задел на будущее.
Чтобы помочь сделать выбор, мы собрали основные преимущества и недостатки новой видеокарты.
Плюсы:
- Поддержка Multi Frame Generation (многокадровая генерация)
- DisplayPort 2.1b c UHBR20
- Декодирование и кодирование видео в формате 4:2:2
- Память GDDR7
Минусы:
Небольшой прирост относительно RTX 4080 (без учета генерации кадров)
Объём видеопамяти не изменился относительно RTX 4080 (16 ГБ)
Высокая цена (на текущий момент выше рекомендуемой)
Требует более мощный БП (850 Вт против 750 Вт у RTX 4080)
Желательно использовать БП с новым разъёмом 12V-2X6
Купить видеокарты GeForce RTX 5080 и 4080, а также Radeon RX 7900 XTX можно в каталоге нашего магазина