Банши Инишерина (2022)
— Думаешь, Богу не плевать на осликов?
— Боюсь, что плевать. И боюсь, поэтому всё пошло наперекосяк.
На одиноком острове, который отделён от большой суши проливом, живут два друга — Подрик и Колм. Каждый день они ходили вместе в единственный на всём острове бар, чтобы выпить пинту пива. Подрик обычно заходил за Колмом в строго определённое время и часто убегал вперёд заказывать бокалы для себя и своего друга.
Но в один день Колм не захотел идти в бар. На все уговоры Подрика он лишь молчал. В итоге Подрик ушёл один. Все местные решили, что два товарища поссорились. И самому Подрику так показалось — вдруг он по пьяни ляпнул что-то не то и теперь Колм на него дуется?
Увы, всё оказалось по-своему прозаичнее — Подрик просто-напросто перестал нравится Колму. Действительно, бармен и его дружки подтвердили, что Колм и Подрик всегда казались им странной парой — Колм интеллектуал, играет на скрипке, даже сочиняет собственную музыку, а Подрик лишь обычная деревенщина, что пасёт скот.
Колму надоела глупая болтовня Подрика. В душе он ощутил, будто теряет время понапрасну, хотя вместо безделья и глупостей мог бы оставить своё наследие в истории. Поэтому старый скрипач решается на радикальный шаг и угрозой мазохистского характера отдаляет Подрика от себя, чтобы полностью сосредоточиться на сочинении музыки, которая останется в веках.
Несмотря на множество метафор и аллюзий на всякие вещи, вроде ирландской гражданской войны (действие фильма происходит в 1923 на самом её излёте), мне показалось весьма любопытной одна деталь, а именно то, как автор фильма показывает разрушение жизни одного человека, в общем-то, «хорошого парня». Под гнётом обстоятельств, часто абсурдных, он потерял всё, что творило смыслы в его жизни. Взамен же получил лишь чувство неутолимой злобы вкупе с одиночеством.
Как часто бывает, на человека лавинообразно обрушивается поток ужасных событий, обстоятельств. Они выжимают из него жизненные соки, душевные силы, если угодно, превращая его в подобие живого человека. Лишь только подобие — он ещё дышит, ест и спит, но внутри у него всё выгорело до основания, а такое место пусто не бывает. Оно вновь чем-то наполняется, чем-то печальным и злобным. Это может быть чувство мести или непреодолимой тоски (депрессии), тяга к неоправданной жестокости или другие дурные помыслы самого разного содержания.
Фильм «Банши Инишерина» — именно о таком преображении. И, конечно, чувство тоски будет всё нарастать, ведь чем дальше, тем печальнее наблюдать за героями, за разрушением их душ. Но самое ужасное — они внутри снежного кома и никак не могут остановиться. Очень похоже на то состояние, которое часто преследует реальных людей — состояние потерянных ориентиров, состояние «выжженной земли».
Пожалуй, это один из самых грустных фильмов, которые я видел в своей жизни. И при всём том, что он заявляется как драмеди, юмор здесь едва-ли подслащивает горькую пилюлю...