«Ущелье»: почти идеальное развлекательное кино

Или краткий экскурс по тому, как подружить романтику с хоррор-боевиком.

«Ущелье»: почти идеальное развлекательное кино

За последний год мое отношение к фильмам стриминговых платформ поменялось кардинальным образом. В середине десятых Netflix казался мне спасительным кругом для кинематографистов с необычными, но сомнительными идеями. Со временем количество контента возросло, а качество заметно просело. И меня постигло разочарование.

Возомнив себя киноэстетом, на долгие годы перестал прикасаться к продукции стриминговых платформ. Это было ошибкой. Возможно мною было упущено что-то такое, что запало бы конкретно мне в сердце и душу. Как в свое время «Спектральный анализ», «Яркость» или «Арк: Ковчег». Да, просто, да, прямолинейно, да, глупо, но в них было что-то такое, что цепляло. Из современного могу назвать «Рики Стэники», «Одинокие волки», «Ребел-Ридж» или «Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Фоули».

Кадр из «Спектрального анализа»
Кадр из «Спектрального анализа»

И вот мы плавно подходим к предмету нашего сегодняшнего разговора. Скотт Дерриксон довольно любопытный режиссер. В свое время он запомнился мне за специфичный «День, когда Земля остановилась» с Киану Ривзом, атмосферный «Синистером» с Итаном Хоуком и любопытный «Избави нас от лукавого».

Но трейлер новой ленты как-то совершенно не настроил на позитивный лад. Что уж там говорить, никаких надежд на картину в принципе не возлагал. Ожидал максимум проходное кино, за которым приятно проведу вечер, потягивая горячий чаек и поглощая вкусняшки. А «Ущелье» оказалось почти идеальным фильмом… категории Б.

Предлагаю пока закончить основную мысль клиффхэнгером и сначала обсудить различные «технические» аспекты новой работы Дерриксона.

«Ущелье»: почти идеальное развлекательное кино

Первым в нашем импровизированном списке будет сюжет. Чтобы сильно не спорить, хоть и особо нечего, затронем только завязочку. Она максимально проста: некой важной шишке срочно нужны два свободных профессионала, не связанных какими-либо обязательствами с внешним миром, готовых целый год в гордом одиночество стеречь суперсекретное ущелье, чтобы на свободу не вырвались они — «полые люди».

Здесь-то и вступают в игру наши герои в исполнении Ани Тейлор-Джой и Майлза Теллера. Оба — профессиональные снайперы по разные стороны баррикад. Оба — фрилансеры. И обоих на дно тянет собственное прошлое. Когда им предлагают послужить на благо родине, они без особых раздумий соглашаются. Всяко лучше, чем просто прозябать на гражданке, не понимая для чего и зачем.

На месте Аню и Майлза встречают нынешние сторожа, годовой контракт которых наконец-то подошел к концу. Те быстренько проводят инструктаж: вот башня, вот ущелье, вот оборудование, по ту сторону в точно такой же башне — твой коллега. Вступать с ним в любую связь строго запрещено, как-либо коммуницировать тоже. Ну и дальше всякое по мелочи важное рассказывают, нагружая зрителя лорными деталями. Чтоб мир казался шире и продуманнее.

«Ущелье»: почти идеальное развлекательное кино

Жанрово «Ущелье» представляет из себя любопытный коктейль: первый час можно отнести к романтике с вкраплениями ужасов, а второй — к хоррор-боевику. Оба сегмента по-своему привлекательные, как и наши герои. Но все-таки стоит признать, что больше всего положительных впечатлений дарит именно первый час. Дерриксон грамотно знакомит с персонажами, довольно неординарно раскрывая их, умело нагнетает напряжение (один раз даже невольно дернулся, настолько погрузился) и красиво держит интригу. Любо-дорого смотреть.

Второй час вышел не таким однозначным. Для меня главный плюс этого сегмента — густая атмосфера знакомства с неизведанным в стиле джексоновского «Кинг Конга». Следом идет арт-дирекшн. Над дизайном локаций и монстров хорошо поработали, для стримингового кино такое редкость. Как по мне, смотрится максимально органично и не слишком вычурно. Эдакий сплав «Одни из нас» и «Пиратов Карибского моря 2» (немного напомнили команду Дэйви Джонса).

Здесь же появляются первые вопросики к сценарию. Например, есть момент, где авторы не придумали ничего лучше, чем сначала заявить одно, а потом резко включить «сюжетную броню». Да, после идет прикольная сцена, где снова хвастаются тем, какой у нас арт-дирекшн, но, блин, можно было и лучше. Главная же моя претензия — слитый финал. Заявка была на что-то большое, а в итоге как-то несерьезно закончили.

И, как ни странно, мне понравилась экшн-сцена с джипом. От нее веет видеоигровой киношностью, словно Дерриксон подрезал ее из какого-нибудь «Анчартеда», например.

«Ущелье»: почти идеальное развлекательное кино

Настала пора вернуться к основной мысли и закончить ее. Почему же это почти идеальная «бэшка»? Начнем с того, что «Ущелье» представляет из себя такой любопытный эксперимент по смешению жанров. Как часто крупные голливудские студии балуют подобными коктейлями с большими бюджетами? Невероятно редко. Они не рискуют, когда на кону сотни миллионов долларов, поэтому идут проверенными путями.

Дерриксон же, снимая для стриминга, был свободен от оков. Он взял за основу хоррор, а уже к нему сначала добавил романтики, а потом щедро замешал все боевиком. Это кино было снято без претензий на глубину. Оно максимально развлекательное, чем и являются в своей сути «бэшки» (исключения тоже есть). И с данной целью кино справляется на ура. Зрительские оценки не дадут соврать. А вот что говорят критики кратко и четко резюмировал Поиск с Нейро, выделив главное:

«Ущелье»: почти идеальное развлекательное кино

Не каждый хоррор-боевик может похвастаться 61 процентом свежести от критиков на Rotten Tomatoes. Некоторые даже заметили легкий флер Resident Evil, что вполне справедливо. Есть чувство, словно это экранизация видеоигры. Ну и про концовку верно замечено.

Из плюсов критики выделили романтическую составляющую. И я с ними согласен. Было бы большой ошибкой обойти актеров, благодаря которым ставка режиссера сыграла. Аня и Майлз весь фильм тащили на своих плечах, между ними странная, но притягательная «химия». Возможно из-за того, как персонажи взаимодействуют друг с другом. Это, кстати, тоже приятная находка. Не менее порадовали маленькие отсылки на их прошлые работы — приятная деталь для киноманов.

Что по итогу? «Ущелье» — это хорошее стриминговое кино. Одно из немногих, которые не стыдно порекомендовать. Да, создателям стоило чуточку тщательнее поработать над финалом, но все же первый час и немного второй перекрывают недостатки картины. В первую очередь она мне понравилась за актеров, которые здесь хороши настолько, насколько нужно, за жанровый микс, выгодно выделяющей эту картину на фоне многих, за арт-дирекшн с клевыми дизайнами локаций и монстров, а также за экшн. Местами было прямо хорошо.

Рекомендую, если еще не смотрели.

P.S. На правах автора напомню о существовании тг-канала, где чаще пощу новости и разные мыслышки.

14
34
2
3
3
71 комментарий