"Феномен 89": подводный ужас. Часть 0.

Кадр: фильм "Бездна" (1989)
Кадр: фильм "Бездна" (1989)

Фридрих Ницше сказал, а Джеймс Кэмерон повторил: "Если долго смотреть в бездну, бездна тоже посмотрит на тебя в ответ". Эта истрепанная повторениями фраза предваряет фильм "Бездна" 1989 года, поэтому не великой пошлостью будет выбрать ее эпиграфом для грядущей серии публикаций.

Иногда по неизвестной причине мир начинает синхронно выдавать одни и те же идеи, независимо создавать похожие изобретения и совершать открытия. В 1989 году нечто похожее произошло в кинематографе. Об этом не очень много говорят, хоть явление и было отмечено в открытых источниках, поэтому я оставлю за собой право назвать это "феноменом 89" и использовать этот термин в дальнейшем. "Феномен 89" коснулся преимущественно Голливуда, хоть и вышел за пределы сугубо американского кино. Заключался он в том, что в период с 1989 по 1990 год было выпущено по меньшей мере шесть фильмов, содержащих значительное количество общих элементов. В каждой из картин локацией были выбраны глубоководные станции и/или лодки, все они частично или полностью являлись фильмами ужасов в научно-фантастическом сеттинге, и во всех присутствовали глубоководные существа.

Изначально моей целью было создание тематической подборки фильмов о подводном ужасе в принципе (и она обязательно будет написана), но "феномену 89" я уделю отдельное внимание. Эта серия публикаций посвящена всем, кому интересно узнать о внутренней кухне кинематографа, и кто хотел бы ознакомиться с интересными образцами ретро-кино.

Культурные предпосылки

Кадр: фильм "20 000 лье под водой" (1954)
Кадр: фильм "20 000 лье под водой" (1954)

Конкретные причины происхождения "феномена 89" я буду рассматривать вместе с образцами фильмов, которые вошли в эту серию. Однако, чтобы придать введению хоть какой-то информативности, позволю себе небольшое лирическое отступление. Несмотря на то, что рассматриваемый феномен произошел в конце восьмидесятых, научно-фантастические произведения в подводном сеттинге, конечно, существовали и гораздо раньше. Самым ранним и популярным произведением на эту тему принято считать "Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна, опубликованный еще в 1870 году. С тех пор к глубоководной фантастике обращались такие глыбы писательского мира, как Герберт Уэллс, Артур Конан Дойл, Артур Кларк, Фрэнк Герберт и другие. Пик интереса возвращался каждое десятилетие в виде фантастических романов, рассказов, комиксов и фильмов.

Один из пиков популярности темы пришелся на пятидесятые годы: именно тогда вышла "Большая глубина" Артура Кларка и "Под давлением" Фрэнка Герберта, а также масса подражающих им произведений от менее именитых писателей.

В шестидесятые снималось множество фильмов, в том числе экранизирующих эти произведения. В семидесятые появились уже и мультсериалы на схожую тему. Этот период характеризовался главным образом романтическим отношением к исследованию океана, где водные просторы служили красивой декорацией к приключению героя.

Кадр: "Цель — подводная стихия" (1966)
Кадр: "Цель — подводная стихия" (1966)

Ближе к восьмидесятым тенденция начала меняться, и научная фантастика стала более пессимистичной и пугающей. "Феномен 89" даже не стал крайним вариантом настороженного отношения к глубинам океана, и тенденция делать подводные глубины все более пугающими продолжилась и далее. Однако именно серия фильмов 89-90-х годов стала выражением очевидного сдвига в настроениях, бытующих в обществе.

Причин тому может быть несколько. Вот несколько моих догадок на этот счет:

  • Расцвет хоррора категории Б в семидесятые. Многие из них даже не дошли до наших дней, но в то время были очень популярным развлечением в локальных американских кинотеатрах. Например, Тарантино в автобиографии нередко возвращается именно к периоду семидесятых, чтобы рассказать об очень плохом, но крайне увлекательном кино, которое было популярно во времена его детства и юности. То же говорит Стивен Кинг, в том числе обращаясь к низкосортным страшилкам как к источнику вдохновения.
  • Экологические катастрофы. Наиболее известной, конечно, является авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, но были и другие: и до, и после. Разливы нефти, угроза радиационного заражения и мутаций, страх перед техногенными катастрофами вообще: все это породило в обществе абстрактный страх перед неестественными формами жизни, которые обитают где-то вдалеке от человеческих глаз.
  • Холодная война. Отчасти это имеет связь с предыдущим пунктом, так как в семидесятые-восьмидесятые активно строились атомные подводные лодки, которые периодически терпели крушение. Гонка вооружений достигла вика как раз с середины семидесятых годов: с 1974 по 1996 Штаты спустили на воду 80 лодок, многие из которых несли на себе ядерные боезаряды.

К концу восьмидесятых все эти темы сплелись воедино, и все три пункта найдут отражение в дальнейших разборах фильмов периода "феномена 89". Но об этом речь пойдет уже в дальнейших статьях.

Подписывайтесь, дальше будет много интересного.

VVendigo.

4
2 комментария