Как я поиграла в одну там остросюжетную RPG со множеством концовок

Присоединилась к простолюдинам, возглавила восстание против оборзевшего дворянина. Восстание провалилось, виновных перевешали...

Меня нашла инквизиция и заставила работать на себя. Стала тройным агентом, петляла между дворянством, простолюдинами и церковью, пытаясь сохранить друзей и семью, втайне готовя революцию. В итоге дворяне на меня ополчились, семья развалилась, мать померла, единственный друг уехал и стал селюком, революция провалилась, а меня нашли свои же кураторы и придушили в подвале.

Разозлилась, начала жизнь по новой, думая, что на этот раз буду умнее. Плюнула на восстание, поступила в университет, получила дворянство, стала судьей, вернулась в родной город, пыталась засудить мудилу-военного, который терроризировал всю округу, поддержала начальника и местного магната, в итоге меня всё равно невзлюбили дворяне, магнат устроил пороховой теракт, простой народ слетел с катушек от вседозволенности, и восстание началось раньше срока.

Вся многолетняя работа по сбору улик против военного пошла прахом. Революцию возглавила безбашенная баба, которая утопила город в крови, провинция разорилась, семья обанкротилась, империя развалилась, а я сбежала через вонючую канализацию и осталась нищебродить до конца своих дней.

Да, это я описываю, как весело сыграла в «Жизнь и страдания господина Бранте» Да, это текстовая RPG, ну и что же? Это действительно маленькая жемчужина российского игростроения следи кучи невнятного хлама. Свою основную задачу игра выполнила — мне действительно интересно было играть в нее целый день, несмотря на простейший геймплей в виде чтения текста и выбора из нескольких вариантов ответов.

Как я поиграла в одну там остросюжетную RPG со множеством концовок

Тем не менее, по итогу я оказалась в глубокой фрустрации. В начале игра предлагает выбрать, кто решает судьбу человека — он сам, общество или боги. В конце задает тот же вопрос. Я, конечно, сначала выбрала вариант «сам», но оказалось, что как ни крутись, всё равно будет происходить какой-нибудь звездец, в котором кто-то помрет, потеряет репутацию, разорится. Всё равно кто-то будет тебя ненавидеть - не родители, так начальство - какими бы благими намерениями ты ни руководствовался. Хорошую концовку здесь получить крайне сложно и, кажется, это сделано намеренно. Игра прозрачно намекает, что не так уж и «сам» человек вершит свою судьбу.

Каждый первый отзыв на «Бранте» в стиме — о том, что это не РПГ, а симулятор калькулятора. Мол, без тщательного подсчета статов с самого начала игры хорошей концовки не добиться. Я с этим согласна, и это действительно обидно — «Бранте» возмутительно слабо зависит от ролевого отыгрыша. В этой игре какую линию поведения ни выбери — альтруиста или циничной мрази, занять чью-то сторону, или скользить между каплями — во всех случаях можно не добрать по одному баллу в нескольких статах — и привет ужасный финал, где все умерли. Получить счастливый финал можно только с помощью тщательного подсчета и контроля очков по каждому параметру, которых тут не так уж мало.

Тут есть режим, где сразу показано, какие баллы за что даются и все возможные исходы главы, но даже это слабо помогает прохождению, т.к. выход на некоторые концовки требует сочетания нескольких статов.
Тут есть режим, где сразу показано, какие баллы за что даются и все возможные исходы главы, но даже это слабо помогает прохождению, т.к. выход на некоторые концовки требует сочетания нескольких статов.

Но кажется, это не баг, а фича, о которой всех предупредили еще на стартовом экране. Тут у нас жизнь и страдания господина Бранте, а не радость и успехи господина Бранте. В игру нужно играть именно без подсчета статов, чтобы честно получить свой жизненный крах. К тому же, учитывая, как много места тут отводится религии и рассуждениям о свободе воли, пресловутая игра в калькулятор начинает выглядеть как попытка хакнуть божественный замысел, обхитрить саму судьбу.

Не все игровые условности мне понравились. Допустим, игра жестоко наказывает, вплоть до смерти, если какой-то стат уходит в ноль. При этом не вознаграждает за максимальную прокачку. Попытка сохранить единство семьи неминуемо приведет к потере репутации, потому что безродная сестра останется с нами и это, по какой-то причине ужасно и безвозвратно всех возмутит, даже если мы к тому моменту станем богатыми и уважаемыми. Игра временами как будто вообще смеется над игроком под девизом «потомучтоидинахуйвотпочему».

Визуал игры очень лаконичен и бюджетен, но авторы удачно подали это как фишку
Визуал игры очень лаконичен и бюджетен, но авторы удачно подали это как фишку

А вообще, заметила, что фрустрация — очень частая эмоция от игр родом из СНГ и восточной Европы — от маленьких текстовых квестов типа «Бранте» до богатых RPG типа того же Kingdom Come: Deliverance и частично даже третьего «Ведьмака». Разный визуал, истории, геймплей, а чувство того, что ты маленькая песчинка в круговороте хаоса — непреходяще. Выбирай-не выбирай сторону, качай статы или не качай — все равно кто-то близкий от тебя отвернется, какое-нибудь благое дело потерпит поражение, а сам ты помрешь в канаве от дизентерии, съев гнилую луковицу. Американские или азиатские игры у меня такой эмоции никогда не вызывали. Специфика родной культуры-с.

Кстати, я играю в текстовые игры не только ради развлечения, но и чтобы следить за индустрией. Ведь я и сама делаю свою игру в близком жанре — это "Волшебная свадьба гусляра Ивана", романтическая визуальная новелла о приключениях гусляра в древнем Великом Новгороде. Там тоже придется копить статы, но совсем не так мучительно, как в «Бранте».

17
12 комментариев