Немного критики KCD2, чтобы разбавить потоки па́токи
Здесь будет много спойлеров, если что. Но сразу скажу, что, несмотря на нижеописанное, в целом игра достойная и могу рекомендовать ее всем, кто любит RPG.
Прошел игру, с почти всеми квестами (квест с цыганским бароном я пропустил, потому что умыкнул у него кольцо) на это ушло около 144 часов. В общем, годно, но во второй половине квесты заметно проседают по качеству, видно, что почти все силы пустили на основную сюжетку, что, в принципе, логично. Лучший квест среди основных, на мой взгляд, "Ограбление по-влашски" (Italian job в оригинале), там очень забавные сцены с переодеванием, разучиванием итальянского и в целом ход событий смотрится почти как классический фильм про ограбление банка. Но последняя цепочка квестов с осадой очень выматывает: длинные серии боёв, немного стелса, и опять бои.
Среди сайдквестов всё намного преснее, в основном просто ездим туда-сюда из одного конца карты в другой и воруем/убиваем, хотя есть и те, что немного выделились из этой картины: в одном некий слепой священник поручает собрать кости внутри склепа и сложить из них пирамиды, а после этого он внезапно исчезает и в разговоре с другим персонажем оказывается, что священник давно умер. Забавно, ведь до этого игра вроде как упирала на реализм, а что тогда это вообще такое было - ответа нет. Такое впечатление, что этот квест был высосан из
пальца
только ради того, чтобы была причина упомянуть костницу.
В другом квесте надо расследовать некую "адскую яму" в старой шахте, в процессе ГГ падает в глубины этой шахты и натыкается на некоего полубезумного рыцаря, который тут же обирает его до нитки. Казалось бы, что будет дальше - прятки в темных коридорах как в хорроре? А вот и нет, просто пройди пару поворотов, и вот тебе удобно подкидывают меч и шнапс для сейвов, пройди ещё чуть дальше - и можно драться с этим рыцарем или не драться, если найти один документ в запертом сундуке. Задел интересный, а вот дальше пшик.
Сайдквест с открытием купальни в Кутна-Горе, пожалуй, лучший. Не буду спойлерить, что именно там происходит, но катсцена в нем действительно забавная, и задачи сразу после нее тоже.
В остальном довольно стандартные покатушки, нередко бывает, что ты просто следуешь за кем-то, перекидываешься парой фраз и потом молча идёшь или едешь оставшийся путь, как в квесте с мужиком, которому стрела попала в лоб. Буквально просто идёшь с мешком на спине, задал пару вопросов, пошел дальше молча несколько минут времени. Всё.
Нормальных наград тоже нет. Какие-то интересные уникальные вещи дают очень редко, а те, что дают, обычно хуже тех, что на тебе сейчас. Лучшее оружие только куется в кузнице с перком на высший уровень мастерства, близкую к лучшей броню можно снять с рандомного разбойника или просто стащить у бронника. Денежные награды почти всегда ни о чем и перекрываются лутом с одного разбойника в пластинчатых доспехах. Денег в игре можно заработать тучу просто продавая этот лут, но тратить их особо не на что кроме фехтовальных приемов. То есть по сути смысла заниматься сайдквестами практически нет, разве что прокачать статы и навыки, и в паре квестов награждают новыми уникальными фехтовальными приемами. Но надо признать, что чертеж лучшего короткого меча в игре был случайно найден в квесте, который вообще никак не выделялся.
Крупных багов в игре практически нет, но мелких раздражающих просто вагон: то кривые анимации, то всратая камера в диалоге смотрит через дверь или спинку стула, то кто-то посторонний крутится перед камерой, модельки людей буквально сливаются в нечто непонятное, то текстурки мерцают черными квадратами, когда подходишь к какому-то зданию и так далее. Некоторые метки "новый квест" на карте остаются даже если ты уже прошел всё, что было связано с персонажами под этой меткой, и это часто сбивает с толку при взгляде на карту. С некоторыми людьми можно поговорить только вечером, хотя метка висит на них круглые сутки. В общем, перечислять можно долго.
Игру нередко сравнивают с ведьмаком 3, но как по мне, ведьмак выигрывает за счёт более колоритных персонажей с большей индивидуальностью. И не только потому, что у них есть книжный бэкграунд - сдпроектные сценаристы придали им достаточной глубины даже если не читать книжную серию вообще, и немало из них остаются с нами две, а то и все три игры (как тот же Золтан, Трисс, Лютик и другие). В случае ккд2 же у нас есть две игры, но по сути общих персонажей у них только 3: Птачек, Богута и ГГ. В нескольких катсценах появляются ещё отец-кузнец и отец-аристократец Генри (хе-хе, сын двух отцов), говорят несколько фраз и на этом их роль заканчивается. Впрочем, здесь из приемного отца Генри решили сделать эдакий голос совести: если ты много воровал и убивал даже во имя мести, тебя за это ругают, а если щадил сюжетных злодеев, то хвалят. Но это будет аж в самом конце игры и довольно внезапно, до этого в снах ГГ после определенных событий тебе только намекают вести себя прилично. Ещё в нескольких диалогах упоминается Тереза, которая в игре так и не появляется, и... на этом всё.
Игру часто хвалят за максимальный реализм, но в некоторых вещах возникают вопросы, такие как:
- почему собаку нужно кормить ради послушания, а лошадь - нет? К слову, собаку можно кормить даже всякой гнилью, и ничего ей не будет (не повторяйте это в жизни!)
- почему NPC умеют есть из тарелок, а Генри только ложкой из котелка или за кадром через инвентарь?
- как вообще работает волшебное зелье "сыч", которое позволяет видеть в темноте?
- что это было в уже упоминавшемся квесте с костницей, который даёт тебе "призрак"?
- уже на второй карте почти все разбойники ходят в пластинчатой броне, которая стоит как хороший дом, и трясут жалкие крохи с крестьян. А какой смысл? Были в истории, конечно, всякие дезертиры, но не в таких же количествах, да и со временем разбойники попроще просто перестают попадаться. А кроме разбойников, волков и диких собак врагов-то особо и нет. Выглядит это скорее как автолевелинг в стиле старого доброго обливиона, чтобы высокоуровневому игроку не было слишком скучно за постоянными покатушками туда-сюда
Хвалёная система отношения к тебе в зависимости от одежды в некоторых квестах просто отключается. Никто не удивится, когда ты, закованный в хорошую броню рыцарь, которого все называют паном, устраиваешься по квесту батраком на виноградник и ворочаешь мешки как обычный холоп прямо в дорогущих доспехах. А потом за целый игровой день работы тебя хвалят и за прекрасную работу выдают аж целых... 10 грошей.
Про громоздкий интерфейс говорили ещё на релизе первой части, и здесь практически ничего не поменялось, только добавили комплекты одежды. Но даже тут есть проблема - игра частенько раздевает тебя в ходе разных квестов, а потом тебе каждый раз приходится заново собирать комплект.
Ну и очень достали постоянные драки в Кутна-Горе: все вокруг сбегаются на них посмотреть, даже квестовые персонажи. Стоят два идиота, вяло мутузят друг друга с грацией буратин и длинными паузами между ударами, а ты стой и жди, пока они закончат, чтобы можно было поговорить со зрителем такого эпичного махача.
Есть и ещё одна проблема - по части механик почти все, что есть во второй части, уже было в первой. По сути из нового только ручница, которой практически нереально попасть в кого-то на расстоянии дальше трёх метров, и перезаряжается она настолько долго, что в бою практически бесполезна, разве что только для первого выстрела, который скорее всего промажет. Ах да, и ещё кузнечное дело, которого почему-то не было в первой части, несмотря на то, что Генри сын кузнеца и обучался этому. Само кузнечное дело представляет собой нудную долбежку по болванке в размеренном ритме, и нужно только для того, чтобы выковать лучшее оружие с высшей степенью качества. Видимо, других мастеров-кузнецов кроме Генри и его приемного отца в этих землях нет, поскольку больше никто не может выковать ничего подобного. И это при том, что с начала первой части у ГГ было всего лишь несколько месяцев, чтобы научиться ковать как боженька. Ну да ладно, спишем на игровые условности.
Из других вещей, которые вроде бы очевидны: на карте отмечаются места для рыбалки, но рыбалки в игре нет. Некоторые продукты можно сушить или варить, но хотелось бы видеть полноценную готовку с бонусами к статам, например, которая прямо напрашивается при виде пустого котла.
Тем не менее стоит сказать, что вторая часть лучше первой практически по всем параметрам: и оптимизация есть, и боевка не так душит, и багов заметно меньше, и даже в сюжете наконец-то появилась логическая концовка: король сбежал, злой главарь наемников убит, и даже приемные родители ГГ вовсю гордятся (ну или не гордятся - смотря как себя вести). Кривость анимаций, впрочем, так и не излечили до конца.
Судя по временному периоду и вниманию к Яну Жижке, а также критике церкви в некоторых диалогах, потенциальная KCD3 будет про Гуситские войны. Что ж, посмотрим.