Чувство одиночества в Elden Ring. Наедине с уродами всех мастей.
Elden Ring стала моей первой игрой в жанре souls-like. Среди всего прочего я отметил для себя один момент во время прохождения - это какое-то давящее чувства то ли одиночества, то ли безысходности. Не знаю, намеренно создавалась ли такая атмосфера или это побочный эффект общего стиля. Думаю, конечно, не случайность, но для меня в итоге это было одним из самых яркий впечатлений от игры.
Я не очень далеко прошёл, до победы над Морготтом, королём знамений в столице, поэтому примеры могут быть не очень точными. Сразу скажу, что в целом мне игра понравилась, это был интересный опыт, некоторые моменты для меня оказались новыми и освежающими, хотя особого желания продолжать нет, т.к. немного не мой жанр, и очень уж затянуто прохождение. Скрины в посте не мои, просто взял из интернета.
Но возвращаясь к теме поста, что я для себя отметил:
Во-первых, в этом мире постоянно происходит какое-то движение - великаны тащат повозки, ходячие храмы бродят-прыгают-звенят, почитатели предков распевают перед обелисками, но всё это проходит как бы мимо, ты никак с этим не связан. Основной твой формат взаимодействия с местными обитателями - убить или пройти мимо. Между фракциями есть своя внутренняя борьба и связи, но всё это проходит мимо игрока. К тебе все они остаются одинаково враждебными, поэтому для меня это ощущалось, как набор разных моделек опробовать билд. Некому тут сочувствовать, не встать ни на чью сторону.
Во-вторых, внешний вид всех противников, созданий и боссов максимально фантасмагоричный. Даже человекоподобные солдаты или всадники ходят со скрытыми лицами, поэтому их тяжело воспринимать, как нормальных людей. Это создаёт интересную атмосферу и стиль, но через какое-то время начинаешь чувствовать, что тебя окружают сплошные уроды в буквальном смысле слова. Какие-то любопытные, какие-то даже красивые, какие-то отвратительные, но все равно уроды. Бывает, что те, с кем можно поговорить, выглядят получше, но не факт - старухи пальцев, говорящая черепаха, гигантский кувшин, великан-кузнец - чуть приятнее стандартной фауны, но сделаны в той же стилистике.
В-третьих, нет никаких мирных поселений, городов. Как вообще этот мир живет? Ок, понятно, что здесь всё такое а-ля мифическо-героическое, земли полубогов, но мне постоянно очень не хватало какой-нибудь хотя бы захудалой деревеньки, где бы бродили обычные жители, занятые своими делами. Да, есть база в виде Крепости круглого стола, но это скорее сборище одиночек с кучей своих личных проблем, чем полноценное поселение. Да и они тоже специфичные: Роджер гниёт, Хью в какой-то рабской апатии, в подвале вообще сидит крайне неприятный тип…ну хоть с Фией пообниматься можно, и на том спасибо.
В-четвертых, банально не с кем поговорить. Я всегда в Елдене с замиранием сердца подходил к неизвестной ранее модельке с мыслями “а вдруг не противник?а вдруг с ним можно поговорить”, а она в итоге “загоралась красным”.
И даже те персонажи, которые разговаривают...а их очень мало, зачастую несут какой-то бред, набор непонятных реплик или неочевидных отсылок. И даже за них я цеплялся, никогда не скипал и дослушивал до конца. Я до сих пор гадаю, что хотела сказать Латенна альбинорка, явно это было начало какого-то квеста, но я так и не понял какого - что я должен был делать, что она хотела сказать…и от этого только грустнее было после “диалога”, хотя я к ней несколько раз возвращался. Есть, конечно, самородки типа черепахи Мириэль, которая прямо отвечает на вопросы по лору, но таких персонажей буквально единицы.
А самой разочаровывающей была встреча с Золотой маской - бегу до конца моста, вижу, что не враг, думаю, что сейчас, наконец, пообщаюсь, а в итоге, это оказывается тощий “урод” с полсолнухом на голове, который выдаёт только многоточия. Поэтому я и вынес скрин с ним в тему.
Обратный пример, когда бродил по подземному городу и натолкнулся на торговца - как же я был ему рад; не знаю, для кого он там торгует, как он там вообще и какими судьбами оказался, и даже с учётом того, что он ничего не говорит, но мне прям полегчало, как я его нашел.
В-пятых, сообщения от других игроков. С одной стороны, это любопытный формат общения. Чувствуешь, что кто-то уже здесь был до тебя, что-то делал, сражался с боссом. Предупреждает тебя, пусть и кривыми, но полезными сообщениями (иногда троллит или даже вредит), но ты ощущаешь, что вроде бы не один. А с другой стороны, сообщения такие куцые, присутствие других игроков настолько опосредованное, что только сильнее чувствуешь одиночество в этом мире.
В общем, поначалу как-то не обращал на это внимание, но, чем дальше проходил, тем сильнее ощущал постоянное давление. Брождение вечный одиночкой, обреченным на бесконечную рубку со страхолюдинами, одна другой хуже, на редкое общение с психологически неустойчивыми и проблемными персонажами, чьи реплики ещё пойми, и постоянное напоминание сообщениями, что кто-то так же, как ты мучается в параллельном мире.
Честно, не встречал такого в других играх, но есть в этом что-то привлекательное - такая атмосфера упадка, разрухи, абсурда и меланхолии. В комплексе, меня это и не оставило равнодушным, и не слишком перегрузило. (Хотя, когда я попал в ловушку и через шахты выбрался на красное болото Эонии, то был готов дропнуть)