Монстр на свободе: 24 года насиловавший в подвале собственную дочь Йозеф Фритцль может выйти из тюрьмы в нынешнем или в 2026 году, несмотря на пожизненное заключение!
Общая информация о преступлении и праве на досрочное освобождение
Йозеф Фритцль, инженер-электрик из Австрии, 24 года прятавший в подвале и насиловавший собственную дочь, может выйти на свободу. В 2009 его приговорили к пожизненному заключению, однако адвокаты считают, что у него немало шансов на освобождение. Фритцль начал приставать к дочери, когда ей было 11 лет. Как многие маньяки, он умел производить впечатление добропорядочного гражданина, и никто не догадывался о его наклонностях, напоминает издание RadarOnline.
Задумав преступление, Фритцль согласовал с властями строительство бункера в подвале. Это было помещение с низкими потолками, в котором невозможно было выпрямиться в полный рост. Стены бункера были обиты резиновыми покрытиями, заглушавшими звуки. Жене и детям маньяк запретил приближаться к подвалу, объяснив это тем, что их может там убить током.28 августа 1984 года Фритцль, предварительно усыпив, затащил в подвал уже теперь 18-летнюю дочь Элизабет. Он надел на нее наручники и приковал к стене. Изображая взволнованного отца, он сообщил в полицию о пропаже ребёнка.
Через некоторое время супругам Фритцль якобы пришло письмо от Элизабет с сообщением, что она ушла из дома и у нее все хорошо. Конечно, его написал "любящий" отец. Также появилось письмо и с другим содержанием - злые сектанты жестоко обращаются с дочерью, она умоляет не искать ее, ибо это "только преумножит мои страдания и страдания моих детей", вероятно, насилуют ее, и она трижды (!), как в "Назад в будущее" время от времени идет домой под покровом темноты к своим родителям только, чтобы оставить им корзину с младенцем, которого "нагуляла" неизвестно где и от кого, с сопроводительной запиской позаботиться о малышах, и неизменно той же тропой возвращается обратно в ад, не прося при этом помощи у прохожих! И ничего из этого у правоохранительных органов не вызвало ни сомнений в тексте писем, ни подозрений!
Элизабет искали по всему миру, а в подвале дома отец регулярно насиловал ее. Это продолжалось 24 года. За это время Элизабет родила от отца семерых детей, шестеро из которых выжили. Трое жили наверху, с супругами Фритцль: маньяк подстроил так, что якобы мать-кукушка подбрасывает своих детей бабушке и дедушке. Трое детей и одновременно - внуков извращенца оставались с Элизабет в подвале, никогда не видев дневного света (лампочки не принимаются во внимание), без образования и социальных навыков. Также Йозеф не дал им и нормальную аптечку, никогда не водил в поликлинику и не вызывал врача на дом, и то, как дети выжили при простуде, единственным средством от которой были аспирин и сироп от кашля, а также от судорог и приступов эпилепсии, вызывает изумление и одни лишь вопросы.
Несмотря на чудовищные условия, девушка старалась максимально улучшить их жизнь, насколько была способна. В 2008 году дочь Элизабет, 19-летняя Керстин, серьезно заболела, Фритцль вынужден был отвести ее в больницу. Врачей поразил внешний вид девушки и отсутствие документов, они потребовали, чтобы приехала мать Керстин. Фритцль был вынужден привезти Элизабет, которая, убедившись, что она в безопасности, рассказала ужасающую историю своей жизни.
В 2009 году маньяка под натиском общественности приговорили к пожизненному заключению. Несмотря на это, по сообщению RadarOnline, в марте нынешнего года адвокаты Фрицтля подготовят документы на условно-досрочное освобождение уже почти девяностолетнего старца. Они уверены, что из 89-летний клиент может покинуть тюрьму, поскольку не представляет опасности для общества."Он хочет жить рядом с тем местом, где жил раньше, и хочет жить один, но я думаю, что это маловероятно, учитывая его возраст и состояние. Ему нужна будет сиделка, а никто из его друзей или родственников не хочет об этом знать", - рассказала новая адвокат Фритцля, Астрид Вагнер, опубликовавшая в прошлом году книгу с автобиографией маньяка под названием "Бездны Йозефа Ф." (ориг. нем. "Die Abgrunde des Josef F."). Как ни странно, сие "произведение" таки опубликовали! Книга поступила на продажу на сайте Amazon и доступна на двух языках - немецком (в оригинальной версии) и английском. Как и следовало ожидать, сам Йозеф в своих показаниях буквально упивался жалостью...к себе самому, по-прежнему мнил себя Зевсом - жиголо со стажем и рассказывал о своих сексуальных похождениях. А также обмолвился, что в Гане у него есть внебрачный сын-юрист, и эту информацию пытались проверить с помощью ДНК - теста. Чем все закончилось, не сообщается.
Однако, и сам Фритцль неоднократно давал о себе знать через СМИ - то рассказывал о своем быте в камере, просмотре сериала "Два с половиной человека", праздновании Рождества и благословении епископа, то обсуждал с сокамерником несостоявшийся план утопить узников в подвале в ванне с серной кислотой, а то - и вообще последовал примеру своей дочери, за 545 тысяч евро сменив фамилию на "Майрхофф" в судебном порядке. Дело в том, что в 2016 году сокамерники Фритцля создали поддельный аккаунт на сайте знакомств от его имени, и вскоре завязалась драка, в ходе которой Фритцль лишился зубов. После этого инцидента маньяк потребовал дать ему охрану из надзирателей из соображений безопасности, и его просьба была исполнена в точности и без возражений. А вот, откуда у пожизненно заключенного вообще взялась крупная сумма денег, несомненно, вызывает вопросы к правовой системе Австрии.
При этом каждая деталь отбывания мужчины пожизненного срока скрупулёзно фиксировалась в местеных СМИ и сорокой разлеталась по всей стране, ежегодно напоминая пострадавшим о травмирующих событиях из их жизни. Также стало известно, что несмотря на свой солидный и преклонный возраст - 90 (!) лет - столько ему исполнится в апреле нынешнего года, Йозеф Фритцль заработал целый "букет" болезней - он описывается, как слабый и физически немощный старик, который полностью ушел в себя, ему требуются ходунки для передвижения. У Йозефа якобы диагностировали болезнь Альцгеймера и говорили, что у него прогрессируют признаки слабоумия или деменции. На наш взгляд, это довольно ошибочное решение, так как преступник уже показал себя искусным симулянтом.
В 2022-24 годах у Йозефа Фритцля официально появился новый адвокат. Астрид Вагнер вспоминает, как преступник, по ее собственным словам, по электронной почте отправил ей свою автобиографию с сопроводительным письмом, текст которого гласил: «Я, Йозеф Ф., написал рукопись о своей жизни. Я хотел бы издать это в виде книги. Я обращаюсь к вам с вопросом, можете ли вы поддержать меня в этом?». С того самого дня эта столь эксцентричная женщина стала представлять интересы подследственного. На возмущение общественности насчет выпуска скандальной книги Астрид Вагнер ответила так: "Я опубликовала эту книгу, потому что каждый заслуживает того, чтобы его выслушали! Ему (Фритцлю, прим. ред.) нужна помощь с публикацией, а также юридическая помощь. Йозеф Фритцль - всего лишь человек, а не зверь. Он человек, который не справился со своими внутренними демонами. Он жил не только двойной жизнью, но в принципе - четверной жизнью. Фритцль — мастер подавления».
Второй момент, который также возмутил общественность Австрии - это борьба за условно-досрочное освобождение девяностолетнего "дедушки", который на протяжении долгих лет являлся мучителем своей дочери и, как минимум, половине из числа рожденных от нее детей. Пострадали от рук Фритцля и жена Розмари, и двое родных братьев и четверо сестер Элизабет, рожденных от законного брака Йозефа с Розмари. Также после того, как правда всплыла наружу, на Йозефа Фритцля подали заявления и другие женщины, на которых тот напал в молодости. Согласно австрийскому законодательству, несмотря на приговор к пожизненному заключению, Фритцль имеет полное право подать прошение об условно-досрочном освобождении спустя 15 лет, согласно австрийскому законодательству. Стоит сказать, к этому решающему и прецедентному шагу преступника стали готовить еще с 2021 года. Дважды подавалось ходатайство о переводе Фритцля из отделения для душевнобольных в обычную тюрьму и, как минимум, дважды оно было отклонено и передано в вышестоящие инстанции с требованием пересмотреть дело. Однако, как оказалось, Фритцль явно не из тех, кто так легко сдаётся.
Совсем недавно вместо государственного адвоката - Рудольфа Майера, представлявшего его интересы во время судебного процесса в 2008 -09-х годах, появился новый - в лице некоей Астрид Вагнер, историю которой мы ранее публиковали здесь. 25 января 2024 года Высший земельный суд одобрил перевод Фритцля в обычную тюрьму на фоне сообщений о том, что он страдает деменцией. Еще когда в 2017 году Йозеф Фритцль за неизвестно откуда взявшиеся 545 тысяч евро сменил свою фамилию в судебном порядке, издание "The New York Times" тогда писало: «Маловероятно, что господина Фритцля когда-нибудь освободят, но такая возможность все же есть». Но Астрид Вагнер, видимо, женщина без принципов. Когда в 2024 году коллегия из психиатров, в число которых входила и знаменитая врач Австрии - Адельгейд (Хайди) Катцнер, коей было поручено проверить преступника на вменяемость, и результаты экспертизы показали, что Йозеф не несет опасности для общества, ликованию адвоката не было пределов. Фрау Вагнер назвала судебный процесс, который состоялся 25 января того же года, успешным, ведь тогда в судебном порядке Йозефа позволили наконец-то перевести из спецучреждения в обычную тюрьму.
Астрид Вагнер рассказывала журналистам, что ее подзащитный в очередной раз раскаялся и «был на грани того, чтобы расплакаться/слишком близок к слезам». Решение вышестоящих органов создало дальнейшие предпосылки для освобождения Фритцля в предстоящем марте 2024 года. Было поставлено условие, что при положительном вердикте мужчину выпустят на свободу и переведут в дом престарелых, что, в свою очередь, вызвало резкое осуждение и протест. В мае 2024 года суд отклонил жалобу и снова постановил, что Фритцля следует перевести. Однако, при этом была следующая оговорка: «В том же решении коллегия из трех судей также постановила, что условное освобождение из-под стражи, то есть освобождение, невозможно по особым превентивным причинам», — говорится в заявлении, имея в виду «беспрецедентную преступную энергию», которую он применил. Поэтому в заявлении говорится, что не следует ожидать, что он будет освобожден окончательно. Издание Daily Mail также подчеркнуло, что Фрицль будет отбывать десятилетний испытательный срок в обычной тюрьме, что означает, что его могут вернуть в исправительное учреждение более строгого режима. Чем завершится в итоге эта "эпопея", неизвестно.
Однако, и Астрид Вагнер дали понять, что надолго на своей должности правозащитника она не останется - если состоится очередной судебный процесс, связанный с досрочным освобождением Фритцля, то австрийский суд назначит другое лицо, которое будет действовать и принимать решения от его имени, поскольку сам преступник признан недееспособным. Но и Астрид Вагнер, и сам Фритцль, несмотря на свой диагноз, похоже, настроен бороться до конца...В феврале нынешнего года появилась информация, что в марте будет подано очередное ходатайство об условно-досрочном освобождении Фритцля из тюрьмы. «Если суд отклонит наше решение, мы подадим апелляцию, и, учитывая его состояние, я полагаю, что он будет освобожден к следующему году», — заявила адвокат Астрид Вагнер изданию Mirror.
Сам Йозеф Фритцль не сомневается, что при выходе из тюрьмы его ждут музыка и аплодисменты фанатов. Адвокаты считают, что преступник не отдает себе отчет, какова была и остаётся реакция общества на его злодеяния. "Он разрушил свою жизнь. Он всегда говорит о том, что сожалеет о своих преступлениях. Он думает, что у него есть друзья на воле, но это не так. Единственное, с чем он смирился, - это с тем, что его семья больше не хочет его видеть, и он это уважает", - поделилась юрист. В интервью таблоиду она сообщила следующее: «Я пошла навестить герра Фритцля в тюрьме [...], и он все время говорит о том, что хочет жить в доме, когда выйдет из тюрьмы, и он очень, очень ясно дал понять, что в доме должен быть подвал. Он говорит, что ему нужен подвал, потому что у него так много вещей, которые нужно хранить. Конечно, его перевели из тюрьмы строгого режима в обычную тюрьму, но у него все еще есть все его вещи, которые он собирал годами. Я говорю о куче-куче файлов и папок. Вот почему он сказал, что в его новом доме обязательно должен быть подвал». Этот раздел статьи подчёркивает, что даже спустя много лет после трагедии жертвы продолжают сталкиваться с нарастающим давлением со стороны СМИ, а вот из преступника создают целый "культ личности", что делает борьбу жертв за приватность и спокойствие сложной и более продолжительной.
Эксклюзив любой ценой. Нарушение этических норм со стороны представителей СМИ по отношению к жертвам Фритцля
После освобождения из плена дочь Фритцля, Элизабет, сменила имя, фамилию и место жительства и продолжила воспитание и образование детей. Сейчас пострадавшей женщине уже 59 лет, но известно о ней немного, так как она живет в условиях госзащиты и строгой анонимности. Тем не менее, даже эти меры не помогли избежать преследований со стороны папарацци. После того, как информация о заточении Элизабет в подвале стала публично обнародована, СМИ устроили настоящую охоту за любой сенсационной новостью о женщине и ее детях, несмотря на то, что всем требовался покой и реабилитация. Элизабет Фритцль пришлось маскироваться под медсестру, носить парик и темные очки, дабы тайно посещать больницу, где лечилась ее дочь (и одновременно - сестра!). через черный ход в сопровождении охраны или персонала, ища любой возможности навестить её. СМИ пытались проникнуть в палату к 19-летней Керстин, более того - осаждали психиатрическую клинику, где лечились все жертвы Йозефа Фритцля, предлагали огромные суммы денег за эксклюзивные снимки и даже пытались их продать! Цена за одну фотографию Элизабет и ее детей после освобождения достигала миллиона евро.
Вместо того, чтобы позволить жертвам восстановиться и вернуться к нормальной жизни, журналисты сделали все, чтобы превратить трагическую историю в шоу, а страдания участников - в некий товар. Журналисты преследовали Фритцлей буквально везде, где о них бы ни узнали! Караулили у школы троих из шести выживших детей, которые жили все эти годы с бабушкой Розмари и своим дедушкой Йозефом, не ведая всей правды, маскировались под садовников, медицинский персонал, пытались заснять семью во время прогулки через щель забора и даже использовали вертолеты для съемок сверху. Власти Австрии были вынуждены пойти на крайние меры - усилили меры безопасности, наняли дополнительную охрану и привлекли сотрудников полиции для поддержания порядка. Были задержаны десятки человек, пытавшихся незаконным способом получить доступ к Элизабет и ее детям.
Не обошлось и без инцидентов - помимо многочисленных драк с врачами и охраной, один сотрудник безопасности получил серьезные травмы, упав с крыши здания в попытке остановить папарацци. Несмотря на все принятые меры, журналистам всё-таки удалось сделать и добыть несколько снимков Элизабет. Британский журналист издания "The Sun" Скотт Хонбри выследил секретное убежище жертв, раскрыл ее новые личности и местоположение, а после публикации эксклюзивных фото в газете проник в дом, вызвав переполох. Элизабет Фритцль в тот день вернулась из магазина с покупками и находилась на кухне. От неожиданности и страха бывшая пленница потеряла дар речи и испытала тяжелый нервный срыв. Все усилия лучших австрийских психотерапевтов в одночасье пошли прахом. Сообщается, что пострадавшей женщине пришлось повторно пройти курс лечения, а после она обратилась к общественности с таким заявлением: "Я не хочу никаких контактов с прессой! Агрессивные попытки отдельных представителей средств массовой информации, которые хотят войти в контакт как со мной, так и с моими детьми, представляют собой одновременно невыносимое и вредное влияние". Неизвестно, сама ли она это все высказала, или же персонал больницы позволил ей под диктовку что-то произнести, искренне надеясь на то, что от Элизабет и ее детей наконец-то все отстанут и все же позволят ей хоть немного адаптироваться после освобождения, жить спокойно в условии полной анонимности. Но вот кто ее послушал и внял просьбе?! Стоит сказать, что на данный момент подлинные фотографии Элизабет Фритцль в сопровождении ее черноволосой дочери -тёзки, Элизабет -младшей, все еще можно найти в интернете, однако лица пострадавших на них заретушированы:
26 мая 2008 года, буквально через месяц после освобождения Элизабет Фритцль из подвала журналисты запланировали эксклюзивное интервью с ней. Предполагалось, что оно будет транслироваться на 300 федеральных каналах по всему миру, а вести его должен был известный австрийский телеведущий Кристоф Фойрштайн, двумя годами ранее бравший интервью у другой жертвы похищения, соотечественницы Элизабет - Наташи Кампуш. Оно затрагивало обсуждение крайне интимных и болезненных тем. Перечень вопросов, которые хотели задать журналисты Элизабет Фритцль, включал в себя следующее:
- Как Элиза сумела выжить после стольких лет в заточении и сохранить рассудок?;
- Как произошло первое изнасилование со стороны отца в подвале?;
Как Элизабет справлялась с родами в одиночестве и без медицинской помощи?;
Какие у Элизабет Фритцль имеются надежды и мечты на будущее?
Как она переносила мысли о том, что больше никогда в жизни не увидит солнечного света?;
Что она чувствовала, когда один из ее семерых детей либо родился мертвым, либо - умер вскоре после рождения от недостатка кислорода, и отец кремировал его тело?;
Эти вопросы поразительно схожи с теми, какие гораздо позже, уже в 2021 году телеведущая Ксения Собчак задала скопинскому маньяку Виктору Мохову и одной из его жертв, Екатерине Мартыновой. Перечень вопросов, заданных Ксенией преступнику, состоял из того, сколько раз и в каких позах совершались половые акты, также ведущая назвала неоднократные акты изнасилования "сексом", а жертве и вовсе предложила посмотреть видеозапись с записанными на ней извинениями от Мохова, причем искренности в них не было абсолютно никакой - Виктору просто нужно было что-то публично заявить!
Подобного рода интервью становятся ярчайшим примером того, как журналистика переходит все грани допустимого, превращая серьёзное преступление в материал для развлечения и привлечения аудитории. Ещё одним таким примером является комментарий предстоящего интервью с Элизабет Фритцль о том, что ее "ненависть к отцу - бездонная яма", и что "это может быть нехорошо для процесса психологического исцеления, но сердце Элизабет источает для него (то есть - Фритцля) чистый яд". Подобная реплика указывает на весьма противоречивые ожидания общества на интервью с жертвой преступления. Желание увидеть Элизабет Фритцль в качестве удобной всем и идеальной жертвы насилия - молчащей, страдающей, рыдающей, выражающей ярость по отношению к своему отцу, говорит о сложившихся в обществе стереотипах. Комментарий о ее ненависти к отцу Йозефу ярко иллюстрирует эти противоречия.
С одной стороны, ожидается, жертва будет демонстрировать на публике сильные эмоции, соответствовать образу "слабачки", несчастной и сломленной женщины. С другой - такие проявления могут сильно навредить процессу ее восстановления, вызывая дополнительные страдания. Общество, полхоже, не совсем понимает, что оно поистине хочет: увидеть реальную борьбу Элизы Фритцль за возвращение к нормальной жизни или насладиться зрелищем горя и ярости с ее стороны?! Эти ожидания отражают потребность в упрощённых и драматичных образах, которые легче всего воспринимаются и обсуждаются. Однако, реальная жизнь гораздо сложнее, и процесс исцеления требует времени, тишины и уважения к личным границам.
Изначально запланированное СМИ и долгожданное всеми зрителями Австрии интервью с Элизабет Фритцль, ко всеобщему разочарованию, так и не состоялось, что вполне объяснимо. Женщина, пережившая долгие годы заточения и насилия, с самого начала не горела желанием снискать всемирной известности за счет собственной беды, а не личных достижений, и вряд ли была готова открыто говорить о своем опыте перед камерами. Более того, она не присутствовала даже на закрытом заседании, где вместо нее транслировалась видеозапись показаний, сделанных в больнице, в присутствии врачей и психологов. Этот факт подчеркивает, насколько важным является право жертвы на приватность и контроль над своими эмоциями и воспоминаниями. Ожидания общества, что Элизабет Фритцль должна была легко и непринужденно рассказывать о своем плене длиною в четверть века, сравнимы с требованием выступить на сцене, как будто она посетила концерт популярной группы. Скажем так, условного "Раммштайна". Реальность такова, что жертвы подобных преступлений ну.ждаются в поддержке и понимании, квалифицированной и профессиональной помощи взрослых людей, а не в требованиях открыть душу перед публикой со стороны подростков, запертых в телах 30 - 50 летних дядь и тёть. Их отказ от публичных выступолений должен вызывать уважение, ведь восстановление после пережитого требует немало усилий, времени и пространства.
Однако, даже спустя пятнадцать лет после освобождения женщины из плена СМИ продолжают искать любую возможность для создания новых сенсационных материалов. Они не гнушались действовать даже через родственников, выуживая из них необходимую информацию. Так, в 2010 году прервала молчание тётя Элизабет, Кирстен (или Кристина) Реннер, сестра матери пострадавшей, Розмари Байер, поведала о том, как ее племянница возвращается к нормальной жизни: она ходит по магазинам и даже сдала экзамены на водительские права, получив собственную машину. Эти новости вызвали новую волну обсуждений и спекуляций. Журналисты начали задаваться вопросами о том, сможет ли Элизабет безопасно управлять автомобилем, и что произойдет, если она попадет в аварию или совершит ее умышленно? Кроме того, возникает вопрос относительно достоверности информации, предоставленной тётей Элизабет. Заявления Кирстен Реннер не вызвали активной негативной реакции как со стороны общества, так и самой Элизабет и ее окружения. Возможно, пострадавшая считала, что открытая конфронтация и очередной конфликт привлечет ненужное внимание к ее персоне, а любая ее реакция станет поводом для обсуждений. Вероятно, тётя жертвы действовала из благих побуждений, как врач Альберт Рейтер, желая показать, что Элизабет успешно адаптируется к обычной жизни.
Для полной иллюстрации неправомерных действий со стороны СМИ в нашумевшем деле Йозефа Фритцля является вопиющее поведение со стороны, как представителей прессы, так и редакции британского таблоида "Daily Mail", нередко злоупотребляющего правом распространения информации. В последние годы общественность уже неоднократно сталкивалась с примерами неэтичного поведения со стороны папарацци, стремящихся к сенсации любой ценой. И даже это уголовное дело не стало исключением миз правил. Сразу после общественного резонанса преступления Йозефа Фритцля, который удерживал свою дочь Элизабет в плену более двух десятилетий, "Daily Mail" опубликовал целый ряд статей, вызывающих серьезные сомнения в этичности их подхода. Так, в одной из ранних публикаций сразу после раскрытия преступления утверждалось, что детям Фритцля в процессе реабилитации предстоит "научиться доверять миру" и "понять, что не все мужчины с усами - воры жизни". Эти слова, очевидно, имели цель вызвать эмоциональный отклик у читателей, но они также демонстрируют пренебрежение к психологическому состоянию жертв, которым предстоял долгий и без того нелегкий путь к восстановлению.
Кроме того, в статье приводились подробности личной гигиены Элизабет, что явно нарушает границы приватности и уважения к человеку, пережившему столь ужасное испытание. Так, СМИ писали, что женщина пытается "отмыться от плесени, зловония и сырости в подвале", а также "от грязых прикосновений (со стороны отца) к ее нежной коже". Описание того, как Элизабет принимает душ и ванну ежедневно, "по нескольку раз за день", казалось бы, призвано подчеркнуть страдания женщины, однако на деле, это - лишь эксплуатация её личных моментов для привлечения внимания читателей. Еще одним примером неэтичных действий со стороны СМИ стало раскрытие информации о препаратах, назначенных психиатрами для реабилитации жертв Фритцля. Это не только вторжение в медицинскую тайну, но и потенциальная угроза безопасности пострадавших, ибо подобные детали могут использоваться злоумышленниками. Также издание сообщило о том, что после плена в подвале Элизабет Фритцль страдает гипербдительностью и проблемами со сном, назвав также и клинику, где она проходила лечение со своими детьми. Детей тоже не пощадили - издание сравнило их друг с другом, упомянув о том, что все росли в разных условиях и столкнулись с проблемами адаптации к обществу. Более того - в статье были названы настоящие имена детей, несмотря на необходимость обеспечения их анонимности.
Британский таблоид "Daily Mail" также отметил, что Элизабет на тот момент пока не намерена была менять полностью свое имя, ограничившись сменой фамилии. В статье утверждалось, что эта женщина, находясь в плену, якобы "спасла детей своей любовью", что противоречит реальным обстоятельствам дела и представляет собой попытку романтизации преступления в целом. В попытке усилить драматизм издание отметило, что Элизабет хотела и пыталась покончить с собой в подвале, но чисто физически не смогла это сделать, и что будто только рождение детей якобы остановило ее от рокового шага! Эти заявления не только спекулятивны, но и потенциально вредны, так как они создают ложные представления о том, как жертвы справляются с насилием и жестокостью. Таблоид сообщил, что Фритцль лишил своих детей базовых радостей детства, таких, как школьные дни, игры в снежки, дружба, поцелуи, объятия. Хотя, это правда, что дети были лишены многих важных аспектов нормального развития, использование этих деталей направлено скорее на создание эмоционального отклика у читателей данной статьи, чем на информирование общественности. Подобные методы подачи материала превращают человеческую трагедию в источник сенсаций и играют чужими чувствами.
Были в статье "Daily Mail" распространены и сведения о том, что старшие дети, Керстин и Штефан, которые провели всю жизнь в подвале, учатся с репетиторами, чтобы получить образование и освоить базовые социальные навыки, такие как: общение в супермаркете, знакомство с новыми людьми, построение дружеских отношений и доверие. Эти детали не только нарушают право детей на конфиденциальность, но и служат для создания иллюзии "чуда" или "восстановления", что опять-таки является манипуляцией эмоциями читателей. Просочилась информация и о том, что Элизабет якобы устроила скандал и выгнала свою мать из виллы, предоставленной клиникой. Эти сведения, безусловно, носят личный характер, и не должны были становиться достоянием общественности. Тем не менее, "Daily Mail" все же решил обнародовать этот эпизод, демонстрируя полное пренебрежение к праву пострадавших на личную жизнь. Особенно возмутительным выглядит описание в статье шестилетнего Феликса, который, как сообщалось, также рос в подвале вместе со своими старшими братом и сестрой до 2008 года. Мальчика представили читателям, как "ягненка" или "щенка", полного радости и восторга, познающего окружающий мир с широко открытыми глазами. Использование таких метафор в отношении ребенка, пережившего тяжелую травму, не только неуместно, но и аморально. Оно создает ложное представление о том, что мальчик наслаждался своим опытом, хотя на самом деле он был лишен нормального детства и подвергся жестокому обращению.
Финальные стоки статьи "Daily Mail" подчеркивают, что "неясно, сможет ли Элизабет Фритцль когда-нибудь залечить разрыв с матерью" и утверждают, что "обломки, которые оставил после себя Йозеф Фритцль, будут продолжать отравлять, сбивать с толку, вызывать ярость и слёзы, страх и отвращение долгие годы". Такое заключение статьи не только оставляет читателей с чувством безнадежности, но и фактически предрекает продолжение страданий для жертв Фритцля - не физических, так моральных...Вместо того, чтобы выразить надежду на их выздоровление, поддержать Элизабет и ее семью, "Daily Mail" выбрал тактику драматизации и манипуляции эмоциями, что лишь усугубляет моральные и этические нарушения, совершенные изданием. Примечательно, что британский таблоид продолжает преследовать Элизабет Фритцль и ее детей даже спустя пятнадцать лет после раскрытия преступления. В 2024 году ситуация повторилась - местный журналист Ник Пиза проник в редакцию и опубликовал статью о том, как он обнаружил секретное место, где живет Элизабет, и описал подробно местоположение дома, едва не раскрыв название населенного пункта, цвет здания (оранжевый), два гаража и наличие камер наблюдения.
Он также сообщил о предполагаемом "принудительном браке" Элизабет с телохранителем, который значительно младше ее (на 23 года!), и рассказал о её редких общественных выходах, включая посещение местного ресторана. Интервью с владельцем этого заведения добавило еще больше деталей, создавая впечатление слежки за женщиной, пытающейся начать новую жизнь. Эти примеры показывают, что "Daily Mail" ставит стремление к сенсациям выше этических норм и уважения к правам человека. Похоже, редакция никогда не осознавала всей серьезности последствий публикации подобной информации! Это свидетельствует о том, что "Daily Mail" не только не извлек уроков из прошлых ошибок, но и продолжает сознательно нарушать права пострадавших на частную жизнь. Вероятно, столь пренебрежительное отношение к правам Элизабет Фритцль основано на предположении, что она не способна и не горит желанием защищать себя юридически, и "Daily Mail" считает, что отсутствие судебных исков в прошлом дает ему карт-бланш на дальнейшее вмешательство в её жизнь! Более того, раскрытие приватной информации о жертвах предварили таким сообщением: "MailOnline известны их нынешняя фамилия и другие подробности новой жизни, но они не разглашают их из-за строгих австрийских законов, запрещающих их разглашение в целях защиты Элизабет". Это ставит под вопрос профессиональную репутацию издания и требует серьезного пересмотра его подходов к работе.
Однако, представители СМИ не остановились на этом и пошли еще дальше, опубликовав показания жертвы о том, как ее отец в подвале угрожал детям, бил и пинал их, если Элизабет не давала своего вынужденного согласия на сексуальное насилие. Также стали известны факты о том, что Йозеф держал Элизу на цепи, как собаку, воспроизводил с дочерью непристойные сцены из эротических фильмов, морил пленников голодом и грозился пустить газ или подать электрический ток на дверь в случае попыток побега дочери и детей. Еще одним грубейшим нарушением стала утечка в сеть выдержек из дневника Элизабет, который она вела в период своего заточения. Можно только представить, какую ярость и боль испытала бы Элизабет, узнав о том, что ее дневник, содержащий самые сокровенные мысли и переживания, был не только использован в качестве улики против ее отца, но и выставлен на всеобщее обозрение! Эти действия являются не чем иным, как откровенным вторжением в самую интимную сферу жизни жертв. Публикация таких сведений не только унижает достоминство пострадавших, но и наносит дополнительный и непоправимый урон по их психике, усугубляя состояние. Это также подрывает доверие к системе правосудия и медучреждениям, которые должны были обеспечивать защиту и грамотную реабилитацию жертв.
Уголовное дело в отражении в массовой культуры. Как трагедия Элизабет превратилась в товар и развлечение
После ареста Йозефа Фритцля история преступления продолжила развиваться в самых неожиданных направлениях. Как мы уже упомянули, сам Йозеф Фритцль, находясь в тюрьме, стараниями СМИ неоднократно привлекал к себе внимание. В 2016 году он участвовал в драках с другими заключенными, создавшими поддельный профиль от его имени на сайте знакомств, потерял несколько зубов и потратил около 545 тысяч евро на изменение своей фамилии в судебном порядке. По некоторым данным, 81-летний пенсионер, отбывая пожизненный срок, получил эти деньги неизвестно откуда, что добавляет ещё больше вопросов к его делу. Фритцль также последовал примеру своей дочери, потребовав приставить к нему охрану из надзирателей из соображений собственной безопасности. Между тем, предприимчивые бизнесмены также не упустили свой шанс заработать на скандальном имени. В Австрии и в Польше появились рестораны и блюда, названные в честь Фритцля, что вызвало немало возмущений. Особенно запомнился в Австрии "Фритцль - шницель". Название торговой марки, по словам прежнего адвоката Йозефа, Рудольфа Майера, появилось благодаря одному странному инциденту - перед началом очередного заседания Фритцлю подобрали в сокамерники местного людоеда и, то ли самого Йозефа подселили к нему, то ли людоеда - к Йозефу. Фритцль сразу оказал на преступника крайне неприятное впечатление, и тот стал угрожать "инцест-монстру" расправой в духе: "Слышь, Фритцль! Я из тебя шницель сделаю!". Сотрудники колонии посмеялись над этим высказыванием и обнародовали ситуацию в СМИ, а вот самосуду свершиться не позволили. Предприниматели и подхватили эту странную идею для названия блюда, которое, впрочем, так и не попало на прилавки и на стол!
Писатели и режиссеры тоже не остались в стороне. Так, немецкая писательница Нора Гомрингер в 2012 году посвятила целую поэму Элизабет Фритцль, предварив ее цитатой из Шекспира: "Ад пуст, все демоны здесь!". Ирландская писательница Эмма Донохью в 2010 году опубликовала свой роман "Комната", который был основан на некоторых элементах из реальной истории плена Элизабет Фритцль и ее детей. Книга мнговенно обрела известность и в 2015 году получила экранизацию с Бри Ларсон в главной роли. Хотя сюжет романа отличается от уголовного дела Фритцля, некоторые параллели были очевидны. Так, у жертв часто выпадали зубы, они ловили крыс голыми руками, даже возраст главного героя Джека и сам мотив заточения напоминают историю Феликса, одного из детей Элизабет, рожденных в плену, на момент освобождения которому исполнилось пять лет. Однако, в самом романе Эммы Донохью мать Джека, девушка по имени Джой, находятся в плену в гараже или в сарае, а не в подвале, и ее похититель, Старый Ник, не является ее родственником.
Фильмы "Девушка в подвале" (англ. "Girl in the Basement") и "Последний код" (англ. "The Final Code"), снятые в США в 2021 году, пошли дальше, напрямую копируя реальные события и перенеся действие картин в американский пригород. В "Девушке в подвале" главную героиню зовут Сара, и у нее по сюжету есть бойфренд Крис, лишь единственная сестра Эми вместо реальных двух братьев и четырех сестер Элизабет. Плен Сары в подвале составляет всего 20 лет, во время которого она производит на свет от властного отца - Дона Коди - троих детей, а не семерых, которых зовут Томас, Мари и Майкл, а четвертая беременность заканчивается выкидышем. Примечательно, что после своего многолетнего плена Сара внешне не стареет и воссоединяется со своим возлюбленным, катаясь на мотоцикле. Сам фильм при этом служит своеобразной рекламой местного реабилитационного центра в США. В "Последнем коде" же нам с первых кадров демонстрируют уже взрослую, депрессивную женщину по имени Шэрон. От своего уже престарелого отца, в титрах названного Баком, она производит на свет пятерых детей - Джулию, Майкла, Кристиана, Джорджа и Мэттью, соответственно, которые упоминаются в начале фильма и показаны лишь мельком - на фото в бассейне и выходящими из дома ближе к финалу.
Бак, властный отец семейства, всех до единого забрал к себе, оставив с Шэрон только младшую, шестую дочь... Угадайте, как её зовут?! Конечно же, опять - Сара! Никакой оригинальности...При этом предыстория плена Элизабет Фритцль остается за кадром, а действие сюжета происходит уже в подвале, где зритель видит явную параллель с фильмом "Комната" - и там, и тут сценаристы решили сконцентрироваться на отношениях матери и сына или матери и дочери, чтобы глубже исследовать их эмоциональную связь и динамику. Но другие дети при этом не играют существенной роли в сюжете, тогда как разделение на тех, кто живет в нормальных условиях и тех, кто находится в заточении, могло бы добавить глубины истории и позволить рассмотреть разные аспекты влияния такого опыта на развитие личности. Это открыло бы возможность для изучения темы адаптации и интеграции в общество после долгих лет изоляции. Кстати, по сюжету синопсиса, отец держит Шэрон в подвале семнадцать лет, однако в самом фильме женщина ведёт подсчет срока, проведённого в неволе - 8082 полных ужаса, безысходности и безнадёги дня, а значит - где-то 22 года, один месяц и 16 дней - заточение длится чуть больше, чем у Сары из "Девушки в подвале" и немногим меньше, чем у реальной Элизабет Фритцль.
Есть в "Последнем коде" и литературная отсылка - к диснеевской экранизации сказки Братьев Гримм "Рапунцель", героиня которой также проводит долгие годы заточения в башне, что выглядит символично в контексте сюжета. А название последнего ребенка в честь Паскаля из диснеевского мультфильма показывает стремление Шэрон и Сары к светлому и доброму даже в мрачных условиях. В отличие от требовательного Дона Коди, который только и делает, что занимается сексом с дочерью и кричит на нее, Бак выглядит неоднозначным персонажем - с одной стороны, он - жестокий тиран, с другой - он проявляет мимолетные признаки заботы, принося в подвал фрукты, аквариум и рождественскую елку.
Но есть и свои минусы - финальные сцены в обоих фильмах выглядят поспешными, снижающими напряжение и доверие к происходящему на экране. В финале "Последнего кода" мы видим кадры освобождения Шэрон на скорой помощи и митинг жителей в ее поддержку, а эпизод ареста отца остается за кадром. Также сценаристы позволили себе некоторые значительные вольности - в "Девушке в подвале" сразу оба ребенка Сары - Майкл и Мари - страдают от приступов астмы, а не от почечной недостаточности, судорог, простуды и эпилепсии, а в "Последнем коде" дочь Шэрон, которую тоже зовут Сара, умирает от укуса крысы, которую хотела погладить, в отличие от реальной истории, где тяжелобольная дочь Элизабет выжила и постепенно пошла на поправку. В фильме "Последний код" также присутствует сцена, где отец семейства - Бак, убивает свою дочь, спустившуюся в подвал, чтобы спасти сестру. Еще одним "штрихом" являются кадры настоящего отпуска Фритцля в Таиланде в 1998 году, что усиливает ощущение реальности происходящего.
Но самое главное, что НИ НА ОДНУ из этих картин согласие самой Элизабет и ее детей не было получено, что повлекло бы за собой судебные последствия. Помимо Эммы Донохью, в 2012 году стали известны и другие авторы. Так, итальянец Паоло Сортино написал роман "Элизабет", а француз Режис Жоффре создал книгу "Клаустрия", в которой переименовал реальную жертву заточения в Анжелику и попытался переосмыслить судьбу Элизабет Фритцль чрез призму античного мифа о пещере Платона. Однако, ни одна из этих работ не стала бестселлером. Журналисты Найджел Кауторн, Джон Глатт, Алан Холл, Стефани Марш и Боян Панчевски вскоре выпустили свои собственные книги, основанные на собранных ими материалах и репортажах о деле Фритцля. А рок-группы, такие, как Benighted, Gloria Morti, Satrapy и Rammstein упомянули Фритцля в своих песнях, используя его имя для создания мрачной атмосферы. Причем, были песни, где лирической героиней выступала жертва похищения, требующая объяснений и жаждущая возмездия и справедливости, как у группы Caliban "24 years", так и другие, где пелось от лица самого Фритцля (Rammstein "Wiener Blut"), так и шизофреника, ассоциирующего себя с ним (Benighted "Fritzl"). Примечательно, что трек "Tier" индастриал-метал группы Rammstein, вышел в эфир в 1996 году, за 12 лет до того, как о Фритцле узнали, однако затрагивал похожую тематику кровосмесиительных отношений дочери с отцом, что также могло вызвать нежелательные ассоциации.
Дошло до того, что театры Австрии и Франции поставили свои пьесы "Conte D Amour" и "Фаустин и выход" с явными аллюзиями на судьбу Элизабет Фритцль, а режиссер Хубси Крамар и вовсе умудрился поставить комедию, посвященную этому случаю! Сатирические постановки вызвали неоднозначную реакцию у зрителей, ведь многие считали неуместным высмеивать столь трагичное событие. Дальше - больше. Вскоре по мотивам Фритцля появились мерч и всевозможные отсылки в сериалах вроде "Сверхъестественного", а дом на Иббштрассе, 40 в 2013 году стал туристической достопримечательностью.
Власти Амштеттена были вынуждены частично залить подвал бетоном, потому что подростки устроили там вечеринку, а тремя годами позже дом приобрел застройщик Герберт Хоуск, который отремонтировал здание, перекрасил из серого в оранжевый и зарабатывает на жизнь сдачей квартир в аренду иностранцам. Но даже режиссеры мультипликации не обошли эту историю стороной - так, в одном видео в стиле "Луни Тюнз", в пародийной песне "Under the floor" на мотив краба Себастьяна из диснеевской "Русалочки" мультяшный Фритцль пел песню о том, как хорошо жить в подвале. А в одном из эпизодов "Гриффинов" глава семьи Питер навещает свою подвальную семью, невероятно похожую на обитателей дома этажами выше:
Также 7 лет назад в Челябинске организаторы квеста на выживание под названием "Чокнутый папаша" использовали преступление Фритцля для своего мероприятия. Участникам предлагалось прочитать выдержку из дневника Элизабет и провести время в подвале, имитирующем заточение реальной женщины. Этот феномен показывает, как чудовищное и серьезное преступление может стать источником вдохновения для творчества, но также и являться предметом коммерческой эксплуатации. Создание произведений искусства на основе реальных событий требует особой деликатности и уважения к потерпевшим. Использование имен и образов пострадавших в коммерческих целях без их согласия вызывает вопросы о границах допустимого. Театральные постановки и сатирические комедии, направленные на критику прессы, также стали способом осмысления случившегося. Они позволили зрителям взглянуть на ситуацию с разных точек зрения и задуматься о роли СМИ в освящении подобных дел. Однако, это также требует осторожного подхода и уважения к жертвам преступления.