Бобби Котик: «Фил Спенсер должен был стать моим преемником»

Бывший глава Activision дал большое откровенное интервью

Бобби Котик: «Фил Спенсер должен был стать моим преемником»

На подкасте Grit Бобби Котик рассказал о знаковых моментах своей карьеры. Ниже представлены изложения из нескольких важных этапов его 32-летнего правления.

Про продажу

Котик не разочарован тем, что продал Activision Blizzard. Более того, его тяготила одна проблема. Раньше крупные студии вроде Disney, WB, Paramount, которые хотели откусить кусок игрового пирога, приходили в игровую индустрию, проваливались и так же быстро уходили (в отношении Disney такое случалось раз пять). Но до селе не приходилось соперничать с китайцами.

Их возможности и трудовая этика находятся на ином уровне: они ходят на работу в офис, они работают по 10 часов 6 дней в неделю, им не нужен веганский обед в столовой, они растут за счет рынка, на который иностранцами путь заказан. Их творческие способности превосходят все ожидания.

Бобби Котик

В добавок, теперь в индустрию зашли по-настоящему большие игроки: Amazon, Apple, Meta, которые не преследуют цель заработать в первый же год. Они, имея гигантские подушки безопасности, могут делать игры, работая в минус.

И тут мы такие независимые с рыночной стоимостью в 54 миллиарда должны с этими триллионниками соревноваться, при этом нам всё ещё нужно зарабатывать?

Бобби Котик

Котик так же вспомнил времена начала доминирования Netflix и становления собственных стриминг-сервисов у основных мейджоров.

Я видел, как голливудские мейджоры приходили на собственные стриминги и уничтожали свою же стоимость. Я понял, что то же самое будет с нами.

Бобби Котик

Бывший глава Activision рассказал, что хотел купить Time Warner, чтобы сделать по их IP игры, а по своим IP — фильмы и сериалы. Но в итоге он посчитал, что это просто были бы две сломанные системы, собранные вместе, да и ещё с неплатящей аудиторией. В итоге Warner'ов купил AT&T. Интересно, что Бобби Котика восхитили слова тогдашнего главы Time Warner Джеффа Бьюкса, что вся индустрия в дальнейшем обесценится, поэтому надо делать ноги пока есть время.

Акции голливудских мейджоров в середине 10-ых с началом появления своих стриминг-сервисов
Акции голливудских мейджоров в середине 10-ых с началом появления своих стриминг-сервисов

Про домогательства

Котик так же рассказал, как проходила спланированная кампания против Activision. Петицию, якобы подписанную "тысячами работников" он сразу назвал фейком, после чего прояснил ситуацию: в то время профсоюз CWA терял членов с огромной скоростью и, чтобы переломить ситуацию, решил искать новых членов в новых, неосвоенных до этого, компаниях: Google, Tesla, SpaceX, Riot, Activision и т.д. Но у них так же была одна хитрая тактика: профсоюз мог отправлять в федеральную Комиссию по равным возможностям трудоустройства и региональный департамент справедливого трудоустройства и жилья ложные иски против компаний, выдумывать обвинения и рассказывать, что там, дескать, плохая культура, третируют, унижают, и дискриминация во все поля. CWA наняла PR команду, которая атаковала конкретно Activision, наняла две юридические фирмы, которые занимались делами, связанными с сексуальными домогательствами (которые потом отозвали после ответных исков Activision). Но публичный ущерб, что и было основной целью профсоюза, уже был нанесён. Сам Котик придерживался стратегии немедленного увольнения проблемных сотрудников, поскольку в ином случае попустительство негативно сказывалось как на найме новых кадров, так и на удержании нынешних.

Глава CWA Крисс Шелтон и главный бухгалтер CWA Сара Стефенс пошли на тропу войны с Activision. Оба в союзе больше не работают.
Глава CWA Крисс Шелтон и главный бухгалтер CWA Сара Стефенс пошли на тропу войны с Activision. Оба в союзе больше не работают.

Про Microsoft

Бобби Котик был другом Стива Мнучина — министра финансов при первом сроке Трампа — со школы, и тот рассказал ему, что TikTok скоро заблокируют, что его нужно купить американской компании, и что Microsoft пока что единственный покупатель. Так что если Котик хочет что-то предпринять, то нужно торопиться. Бобби позвонил Дугласу Леоне — со-учредителю Sequoia Capital, имеющей долю в ByteDance — на что Даг назвал условия сделки и что они не обсуждаются. На все претензии Котика он отвечал: «Звони Чжан Имину (основателю ByteDance)». Котик позвонил и спросил прямо: «Вы хотите иметь дело со мной или с Microsoft?» Чжан выбрал Котика, после чего глава Activision решил уведомить об этом Сатью Наделлу (главу Microsoft)

Я не хочу перебивать вашу ставку, было бы хорошо, если бы мы были партнерами. Мы более консьюмер-ориентированная компания, чем вы и про социальные медиа знаем больше. Нам надо заниматься этим вместе.

Бобби Котик

На что Сатья ответил:

Мы уже продвинулись в переговорах дальше вас. Не знаем, сможем ли мы закрыть эту сделку в конечном итоге, но здесь нам партнеры не нужны. Но если сделка всё же не пройдет, нам следует поговорить о том, чтобы мы купили вас.

Сатья Наделла

Самого Наделлу Котик назвал руководителем с выдающимся интеллектом, который переходит сразу к важному. Бобби восхищается его ясным видением того, что нужно делать в первую очередь, и где восполнять недостаток в талантах в конкретных сферах.

От сделки Бобби Котик так же ожидал и ещё одной подвижки: дело в том, что в игровую индустрию трудно привлечь специализированные кадры будь то AI или Data-аналитик, и, если специалист сам не хочет идти в игры, то его приберут к рукам Meta, Google, OpenAI и др. И Котик полагал, что Microsoft смогут ратировать специалистов внутри себя, что 200 тыс. светлых голов всей корпорации смогут стать частью разработки игр, однако этого так и не произошло.

Сама сделка прошла за три дня и единственное разногласие заключалось в Game Pass. Бобби Котик настаивал:

Один World of Warcraft приносит с каждого игрока $15 в месяц. Зачем мне добавлять его в Game Pass? Зачем менять гибкую бизнес модель, при которой ты можешь делать то, что в интересах пользователя? В Candy Crash мы монетизировали только 2% пользователей. Добавив рекламу, мы получили +400 млн операционной прибыли за два года. Сатору Ивата однажды спросил у меня: «Что ты думаешь про Free-to-Play?» На что я ответил: «Сатору-сан, Free-to-Start». В среднем F2P имеет 25 центов/час, WoW — 26 центов/час. Я не верил в это (Game Pass). Но сила Microsoft в том, что они имеют возможности сделать ставку на это.

Бобби Котик
Котик назвал Наделлу главой с мышлением основателя
Котик назвал Наделлу главой с мышлением основателя

Бывший глава Activision поведал и историю о том, как решил нанять Фила Спенсера, чтобы тот, в конечном итоге, стал его преемником. Но в телефонном разговоре Фил ответил, что Microsoft предлагает ему стать главой всего Xbox. Котику оставалось лишь развести руками, ведь такой случай происходит лишь раз в жизни и будущий глава Microsoft Gaming не должен был его упускать.

Про железо

Пусть в Microsoft для Котика не было места, все интересовались, чем бы тот мог заняться в стенах корпорации. И Бобби ответил, что всегда хотел заняться лишь одним — собрать команду для создания нового железа, сделать консоль. Котик отдал должное Playstation 3, которая опережала своё время и являлась образцом вдохновляющего железа, аналогичного которому сейчас попросту нет; процессору Cell, который был предвестником AI-ориентированных чипов с его возможностью параллельных операций с плавающей запятой. Он так же отмёл пример облачного вычисления как будущего гейминга, вспомнив встречу с регуляторами из Великобритании, пытавшихся выдумать причины для блокировки сделки. Котик тогда только-только купил новый Samsung, и, когда регуляторы заговорили о будущем облачного гейминга и неконкурентном преимуществе Microsoft с их Azure, Бобби сказал, что те не понимают, о чём говорят, достал телефон и сказал:

В этом телефоне 8-ядерный процессор, а графика мощнеe, чем на Playstation 5. Ему не нужно подключаться к облаку, платить за это, да еще и жертвовать задержкой. Всё здесь, в этом телефоне! Я могу через Wi-Fi 7 подключиться к телевизору и это будет лучше, чем любая консоль.

Бобби Котик

Котик так же считает, что VR потребуется очень много времени, чтобы достичь успеха:

Если у 25% пользователей возникает тошнота в первые 15 минут пользования устройством — этот продукт не для масс-маркета

Бобби Котик

Еще несколько интересных фактов из интервью:

  • Самая большая трансформация всего видеоигрового бизнеса произошла благодаря выходу первой Playstation
  • Тони Хоуку заплатили $300 тыс. пока тот жил в трейлере после второго развода
  • Activision должна была делать игру по «Парку юрского периода» (Котик знал автора книги Крайтона лично), но Konami их обошла
  • Первый инвестор Котика продал свою долю в середине 90-ых за $60 млн, сейчас это было бы $25 млрд
  • Три технологические вещи которые восхитили Котика больше всего в жизни: оригинальный Macintosh, Nintendo Wii и ChatGPT
146
3
13
2
45 комментариев