Миростроение в литературе и РПГ — идея для вашей вселенной
Этой заметкой я хочу начать серию статей с рекомендациями, лайфхаками и размышлениями о том, как создавать миры для литературных произведений, ролевых сеттингов, компьютерных игр, ролевых игр живого действия и любых других направлений, где вам может захотеться создать свою вселенную с блэкджеком и распутными законами физики.
Сам я создаю миры уже более 20 лет, применяю их для ролевых партий, которые вожу, а также в качестве плацдарма для своего литературного творчества. Как минимум, первый блок статей я, в основном, хочу посвятить фэнтези, поскольку с большим теплом отношусь к этому жанру. Но фантастику, киберпанк, всякую мистику и постапок тоже не оставлю без внимания, если это будет интересно аудитории.
Я не подвожу под свои размышления какого-то научного или формального знания, просто делюсь опытом о том, что получалось у меня и рассказываю, как это может работать. Материалы других авторов о миростроении — Сапковского, Лавкрафта, Желязны, Толкина, Стругацких, я могу рассмотреть отдельно, если это будет кому-то интересно.
Начну с простых вещей. Как мне кажется, в основе каждого жанрового мира есть идея, некий краеугольный камень, с которого вселенная начинает вращаться, наносить вред своим обитателям и причинять радость игрокам / читателям, которые с нею знакомятся.
Фэнтези
Идеей для фэнтези, высокого фэнтези, эпического фэнтези и прочих производных (жанров, блин, как в норвежском металле) становятся принципы работы мистики. Фэнтези, по большей части — это волшебные миры. На том, как работает магия, колдовство, некая Ци, мана, прана и тому подобные штуки, выстраивается дальнейшая цепочка миростроения — от великих богов и могущественных магов, до способностей рас и возможностей героев повествования. Это может быть источник, вроде драконов у Мартина в Песни льда и пламени, могут быть лей-линии, потоки маны, энергия, заключенная в каждом живом существе, просто магическая энергия, разлитая в пространстве, боги или некие изначальные высшие существа. Смысл в том, что, начиная создавать свой фэнтезийный сеттинг, вам стоит подумать, как в нём работает мистическая составляющая и сразу проще станет обосновать все прочие детали во взаимосвязи с базовой идеей.
Высокое фэнтези
Отдельно отмечу, что высокое фэнтези тяготеет к гигантомахии, огромному мистическому потенциалу обитателей мира и чудотворству. Условно, я полагаю, что создавая миры высокого фэнтези, стоит сделать акцент не только на самих законах работы мистики, но и на ярких представителях сил мира. То есть, для высокого фэнтези имеет смысл сразу продумать богов, титанов, неких древних, что угодно, создающее устойчивую мифологию и способное активно вмешиваться в процесс формирования мира и его законов.
Тёмное фэнтези
В тёмном же фэнтези, особенно низком, магии может не быть вовсе, или она может быть в совершенно незначительном объеме. Для тёмного фэнтези важнее всего определить причины, по которым обитатели мира страдают. Произошла катастрофа? “Упала” местная Римская империя? Расы начали рождаться без души? Сформировались социальные и моральные условия, по которым “все за раз стали мудаками”? Подумайте над тем, почему ваше фэнтези стало тёмным (и не пора ли обратиться к психиатру).
Городское фэнтези
Городское фэнтези — ещё одно ответвление жанра, где не так важны правила работы мистики. В городском фэнтези вам нужно ответить на вопрос — о чём не знает большинство обитателей мира? И почему это скрывают? Возможно, это вампиры, возможно, маги, или люди со сверхспособностями? А почему они не раскрывают себя напрямую, не захватывают власть, не утверждаются раздольно среди простых смертных? Отвечая на вопрос — что скрывают городские улицы по ночам и почему это скрыто, вы начинаете понимать, как устроено тайное общество городского фэнтези, как оно оберегает свои тайны, как может быть нарушен этот хрупкий баланс и кто постарается этого не допустить. Может быть, есть правительство, способное подавить магов-одиночек? Может быть, работает вера и сила толпы с факелами, против ваших могучих, но редких оборотней? Или ваших иксменов могут подавить роботы-стражи? Жанр тяготеет к тайне на виду и особым правилам для избранных. Так раскройте эту тайну для себя и обитатели вашего мира смогут навсегда затянуть её туманами Авалона для непосвященных, которым не вынести правду.
Фантастика
Фантастика может быть проще в плане отправной точки формирования мира (за исключением того факта, что хорошая фантастика требует от автора солидных знаний в области ряда научных дисциплин). Для фантастики важно определить, в начале, какая научная теория в ней достоверно работает. Как правило, речь идёт о принципах перемещения в космосе (фантастика же происходит в космосе, да?). Варп-двигатели, технологии криогеники, кротовьи норы, черные дыры. Что работает у вас и позволяет осваивать далекие звёзды? Отталкиваясь от рабочей модели физики можно легко выстроить в вашей фантастике остальные элементы — промышленность, государства, моральные парадигмы, структуру общества, философию, религию и т.д.
Киберпанк
Киберпанк изначально был жанром вектора фантастики, но развитие вселенных высоких технологий и низкого уровня жизни позволили там поставить вопрос иначе. В киберпанке вам не важно, как работает физика, как развиваются технологии, даже наличие магии вполне возможно (как нам подсказывает Шэдоуран). Во главе угла миров киберпанка стоит социальное допущение. Почему технологии велики, а жизнь бедна и тяжела? Виной тому корпорации, бездушные тоталитарные правительства, алчность на фоне экологической катастрофы? Возможно, есть какой-то ресурс, недостаток которого или наоборот, избыток, требующий построения эффективных производственных цепочек, делает людей жестокими и бескомпромиссными? Ответьте на вопрос, что не так с обществом в вашем киберпанке и получите основу для развития цельной вселенной недалекого будущего.
Постапокалипсис
Постапокалипсис — один из моих любимых жанров. Меня очаровывает идея падения высокой цивилизации и постепенного возрождения из пепла, где лучшие и худшие качества общества сталкиваются, создавая новое начало и мириады потрясающих возможностей. Идея для вашего постапокалиптического мира очень проста: а что, собственно, случилось? Упали бомбы, вырвался на свободу смертоносный вирус, планета устала терпеть кровожадное расхищение своих ресурсов? Появилась магия? Отказало электричество? Смоделируйте, как была уничтожена цивилизация и вы поймете, кто выжил, как они смогли выжить, какие трудности встретили на этапе возрождения. Даже географию и законы физики нового мёртвого мира определяет изначальная катастрофа, которую важно придумать в первую очередь.
ЛитРПГ
ЛитРПГ — один из самых нелюбимых мной жанров, но популярный и затягивающий, когда написан хорошо. Тут тоже нет великой сложности. ЛитРПГ повествует о приключениях персонажа в компьютерной игре. Протагониста ли живого человека, или самостоятельной цифровой личности, но ограниченной игровыми условностями. Собственно, для старта мира онлайн-игры вам нужно представить себя на месте разработчиков этой игры. Первым делом — придумайте правила этой игры. Как работает экспа, как создается имбовый билд, какие есть предметы и как работает их дроп? Сколько в игре уровней у персонажа, есть ли данжи, есть ли цель, к которой стремятся все игроки? Понятные правила увеличат вероятность того, что читатели или игроки воспримут вашу ЛитРПГ всерьёз и поверят в происходящее, даже если в основе своей, оно виртуальное. Такая вот рекурсия.
Утопия и Антиутопия
Утопия и Антиутопия — одни из старейших квази-жанров, к которым нередко обращаются в ролевых и в компьютерных играх. Тем более — в литературе. Утопия хороша своей радостной истомой, полной недостижимого идеала. Антиутопия — это как ночной кошмар, пробирающий до костей чувством безысходности, которое закончится для вас, когда закроете книгу или прекратите играть. А вот персонажам этого мира сложнее. Одни — очарованные странники. Другие — жертвы тоталитарной машины угнетения. В любом случае — они не совсем целые, поскольку, не могут существовать в реальности. В основе утопии и антиутопии лежит социальная гиперболизация, позитивная или негативная. Автор утопии хочет показать пасторальную картинку, о том, как все может быть, если все мы будем лучше. Автор антиутопии хочет предостеречь от ошибок в области морали и этики. В обоих случаях миростроение начинается с вопроса о гиперболе — что в обществе начало работать СУЩЕСТВЕННО лучше или хуже. И позволило сформировать утопические условия со знаком + или со знаком -. Появился искусственный интеллект, новая социальная парадигма, универсальное учение о добре и зле, оружие или технология, способствующие процветанию или подавлению? Выстройте свою гиперболу, которая не позволяет разрушить рамки утопической пасторали (или кошмара) и вы получите старт для своего мира, общества в нем и перспективы развития конфликта.
Детская литература
Детская литература — она предполагает некий высокий уровень сюжетной брони для протагонистов и, часто, фантастические обстоятельства, не обязательно требующие логики. Суть в том, что если мы говорим о детской литературе формата фэнтези, фантастики, сказки, просто фантазии, наконец, мы должны взять за основание два принципа. Номер один — мораль: мы хотим чему-то важному и правильному научить юного читателя, дать ему, лучше не в лоб, модель поведения и пример достойных поступков. Номер два — достоверная недостоверность. В детской литературе, даже если это “Тимур и его команда” достоверно не работает, если не физика, то, по крайней мере, общество. Алиса Селезнёва живет в обществе, которое позволяет маленькой девочке отправляться в космос, в общем-то, наплевав на массу стандартов технической безопасности. Персонажи Крапивина сталкиваются, часто, с жестокостью и несправедливостью, но они могут преодолеть зло своим добром и доблестью. У Дяди Фёдора офигенный кот, да и Шарик тоже красавчик. Мир Незнайки, мир Алисы в Стране Чудес, миры адаптированных сказок (кыш, кыш отсюда, Андерсен) тем привлекательнее, чем лучше в них выстроена их особенная, недостоверная логика, которая лишает приключения скучных реалистичных преград, но создаёт новые, фантастические границы, правила детской игры, если угодно, позволяющие не воспринимать происходящее как картонные декорации. Достоверная недостоверность — это бежать еще быстрее, чтобы куда-то попасть, и машины, работающие на вишнёвом сиропе.
Мистика
Мистика — от городского фэнтези отличается меньшим объемом нереальности происходящего. Мистика не предполагает, что у вас есть настоящие волшебники с авадакедаврой, или пришельцы из космоса, скрытые среди простых смертных. Мистическое миростроение — тонкое и аккуратное, как сам жанр. Тут вам нужно понять, какой миф (египетские боги, друидское жречество, оккультные тайны Папюса, загробный мир с призраками) реален, или почти реален в вашей мистической парадигме. Если городское фэнтези — это наша реальность с большим объемом структурных допущений, то мистический жанр — это почти наш мир, где что-то немногое, вроде дыма и зеркал, или Лохнесского чудовища, оказалось правдой. Поймите, какой миф должен работать ради вашего произведения, обрежьте остальное универсальным устройством Оккама и вы получите достойную основу для своего мистического повествования.
Альтернативная история
Альтернативная история — жанр люблю, особенно, если он без грёбаных попаданцев. Идея о сослагательности истории занимает меня как прекрасная зарядка для ума. Да и построить альтернативную историю, в формате мира, очень легко. Альтернативный мир начинается с развилки. Того самого события, где всё пошло по-другому. Убили Гитлера, предупредили Сталина, спасли Николая II, не сожгли Жанну Д`Арк, Юлий Цезарь стал пиратом, СССР не развалился, Екатерина II реализовала греческий проект. Начинайте с того, что пошло иначе и постарайтесь подключить логику. На что повлияла инаковость события, как пошли судьбы всех причастных, как эти причастные повлияли на судьбы других государств и персонажей в истории? А дальше, есть два варианта — “крылья бабочки” или исторический детерминизм. В первом случае одно событие создаёт условия для кардинального изменения дальнейшего течения истории. Например: Кублай Хан захватил Японию, в XIX веке у нас была не Британская, а великая Монгольская империя с колониями по всему миру и востокоцентристский мир. Во втором — события в истории детерминированы не отдельными эпизодами, а общей тенденцией развития науки, техники, глубинных общественных процессов, где отдельная личность не важна. Например: Ленина убили, но СССР создал Троцкий, а затем его, все равно, победил в политической борьбе Сталин, который так же сумел воспользоваться номенклатурной конъюнктурой.
Ужасы
Ужасы — не знаю, на сколько, в этом жанре необходимо миростроение, но готов сделать допущение, что для штук типа SCP или Гигахрущовки, очень даже. Для формирования мира, населенного ощущением непреходящего ужаса и подходящего для литературы или приключений в векторе данного жанра, важно ответить на вопрос: “почему это страшно?” Ваших героев будет пугать неизвестность? А может быть бессилие? А может быть безумие? Определите источник страха, наиболее подходящий для дальнейшего повествования и вы станете на солидный шаг ближе к тому, чтобы напугать свою аудиторию до седых волос.
Идея — это не ключевая необходимость в миростроении, просто она помогает разрешать противоречия и видеть путь более чётко. Многие успешные вселенные совмещают разные жанровые особенности, используют больше одной идеи или вообще обходятся без какой-то центральной парадигмы. Например, в Звездных войнах есть варп-перемещения, а еще есть сила (и мидихлорианы), то есть, сочетаются идея для обоснования фантастики и крепкий фэнтези-элемент. А в Мире Тьмы особенности реальности зависят от того, играете ли вы по вампирам, оборотням, магам, падшим, и сеттинг, события в нём и способности обитателей немного меняются от акцента. Творите, экспериментируйте, проявляйте фантазию, и, наверняка, получится нечто прекрасное. Успехов вам, великолепные миростроители!
Немного ссылок, если вам была интересна статья:
Мой ТГ : тут я пощу всякие мысли, мемчики про ролевые игры, цитаты из произведений, иногда новости про науку, историю, искусство, игры
Моё творчество на авторудей : пишу книжки про пиратов, вуду, наёмных убийц, событий происходят в авторском мире высокого фэнтези