«Пассажиры»: вырезанные сцены или всё, что не вошло из сценария в фильм
Возможно, некоторые из вас вспомнят, что фильм на выходе особо не жаловали: всему виной обнародованный ранний сценарий, включавший более смелый и трагичный конец космической драмы. Ну и, разумеется, для кого-то неубедительный сюжет получившегося фильма в целом. Что ж, пришла пора немножко отпрыгнуть назад во времени и соприкоснуться с тем, что от нас утаили.
И да, я буду разбирать две версии сценария: более раннюю и трагичную, и ту, на основе которой уже в большей мере снимали фильм, ибо и в него попало не всё.
Дисклеймер: и несмотря на то, что обзор получился в некотором роде пересказом всего сюжета, пускай я и позволял некоторые моменты перепрыгивать, я настоятельно рекомендую ознакомиться с оригиналом – ну или пересмотреть его. Так будет гораздо понятнее и интереснее. Может даже по прошествии лет получится взглянуть на него под другим углом?
Сцена с модулями гибернации
Вообще, стоит сходу упомянуть, что сценарный «Эксельсиор» и «Авалон» из фильма отличаются архитектурно: сценарный получился бы гораздо объёмнее ввиду большего количества так скажем «активных» палуб, ведь несмотря на то, что и в фильме нам представляют поистине грандиозное судно, в фильме оно демонстрирует лишь ограниченное количество помещений, пускай и не маленьких самих по себе.
Однако, чего сценарному космическому кораблю не доставало, так это голографических возможностей – чаще всего вся необходимая информация демонстрируется зрителю через очередной экран.
Касательно же отсека с модулями гибернации, то они, в отличие от фильма, встречали нас в вертикальном положении, в котором пассажиры буквально стояли (не без помощи вспомогательных устройств, разумеется). Перед пробуждением же, устройство благополучно переводило их в сидячее положение.
Кстати, из сценария мы можем узнать немного больше информации о нашем герое: помимо известного Джеймса Престона, механика второго уровня, нам также становился известен его возраст, а именно 38 лет, группа крови А+ (по-нашему, это, кажется, II положительная), класс пассажира «серебряный» и направление – в один конец.
Собственно, по пробуждении в сценарии Джиму ещё достаётся возможность оглядеться и обратить внимание на то, что остальные пассажиры до сих пор спят.
Он идёт дальше по коридору, где обнаруживает лифты – нужный лифт открывает перед ним, тот в него заходит и под музыку отправляется на Седьмую палубу.
Сцена в каюте
Сцена, где Джим, встречается с голографическим инструктором, моется в душе и, прихорошившись, думает, одеть ли ему куртку или же накинуть её себе на плечо, ни в том, ни в другом сценарии не было. Хотя вру - душ он примет, но попозже.
В сценарии же Джим слушает инструкции через систему оповещения, однако багаж ему доставляет в каюту лично робот. Кстати, вместо заявленных в фильме 4 месяцев пребывания на корабле, в сценарии говорилось о 2.
Далее, будучи до сих пор в халате и тапочках, Джим отправляется на Четвёртую палубу, где при нём «оживает» фонтан.
Сцена в конференц-зале
Наконец, конференц-зал. В целом, сцена ничем не отличается от финальной, разве что Джим просидел там целый час, пока наконец его терпение не лопнуло и он не отправился на поиске хоть кого-нибудь живого, преждевременно уточнив у видео-инструктора (да, вновь экран, напоминаю), почему он здесь один, на что получил отговорку «я не понимаю вашего вопроса».
В сценарии же, лёгшим в основу фильма, диалог представлен в несколько ином виде. Да, там уже это не видео-инструктор, а голографический, у которого Джим уточняет, почему тот один», на что уже получается ответ, что нет же, мы все здесь, после чего спрашивает: «Сколько человек находится сейчас в комнате?». Ответ инструктора лишь выдаёт в нём слепую говорящую голову.
Сцена в Вестибюле и не только
Вновь небольшое изменение – сцены с нулевой гравитацией в лифте не было, очевидно её досочинили позже. Но да мы едем дальше.
В целом, дальнейшая последовательность действий остаётся без изменений, разве что с каждым разом каждое из помещений «оживает» при встрече с Джимом, что в некоторой степени нагнетает чувство одиночества. И да, так как я уже упомянул однажды, что архитектурно сценарный корабль очень отличается от итогового, не будет и лишним сказать, что во время забега Джима нам демонстрируется несколько больше помещений, чем в фильме. И да, больше к этому факту я без особой необходимости возвращаться не стану.
Разве что вот сейчас. Несколько раз по тем или иным причинам Джим, а позже и Аврора, окажутся в Небесном променаде (Celestial Promenade в оригинале) – огромное помещение, в котором по всем сторонам развешаны панорамные окна, обозревающие мириады звёзд. Что сказать, выглядит величественно. И богато.
Расширенная сцена с отсеком гибернации
Прыгнем немного вперёд, где Джим узнал о том, что проснулся на 90 лет раньше, и попытался лечь обратно в закрытую капсулу, но она не поддалась. Проследовав дальше по коридору, он обнаруживает отсек со спящим экипажем, но он, разумеется, закрыт. Джим заглядывает внутрь, где замечает спящих стоя людей.
Сцена в баре №1
В отличие от фильма, в сценарии Джима (да и зрителя) ждал чуть ли не скример: Джим приходил в пустой бар, и стоило ему коснуться барной стойки, как из-за неё выскакивал бармен Артур. Возможно, конечно, никакого испуга не предполагалось, но он вполне мог быть ожидаем. Собственно, как и всё на корабле при столкновении с Джимом, Артур, по сути, тоже «ожил». И да, выяснил, что он робот (а точнее, андроид, технически), практически сразу, стоило ему подсмотреть за стойку. И да, здесь происходит диалог, который в фильме происходил позже, но к этому мы ещё вернёмся.
Сцена в Обзорной палубе
После Бара Джим следует прямиком в лаунж-зону, где сквозь панорамные окна наблюдает за несколькими солнцами, оставшимися позади корабля. Весь небосвод окропляют мириады белых звёзд.
Сцена после кафетерия
Как мы помним, в бесплатном кафетерии ему доступен лишь чёрный кофе, чему он особо не рад. В сценарии, собственно, за всем этим последует небольшая проходка мимо Командной рубки до помещения с аварийным снаряжением. Внутри, помимо инструкций к эксплуатации модулей для гибернации он находит скафандры, кислородные баки, огнетушители, топор и эпоксидный пенообразователь (на случай, если кому интересно).
После же того, как Джим отыскал необходимую ему инструкцию, также как и в фильме он отправлялся на Склад, где находил свой контейнер. В этом контейнере же, в отличие от фильма, его принадлежности были не какими-то серыми коробками, а коробками с надписями: «спортивные принадлежности», «одежда» и «рыбацкие вещи». Кстати, в непосредственно адаптируемом под фильм сценарии же «зимние вещи» и «кухонные принадлежности.
Сцена с капсулой
В общем-то, сцена в сценарии не отличалась от итоговой, кроме одно детали: будучи запертым, Джим находил в ногах ручку аварийного разблокирования, с помощью которой уже открывал капсулу – в отличие от фильма, где капсула поддалась от его ударов.
И да, по сценарию, на этом всё не останавливалось. Помимо того, что Джим пытался прорвать в Командную рубку, он также продолжал производить различные манипуляции над своей капсулой, о чём можно судить по различным инструментам, разбросанным вокруг неё.
Сцена в баре №2
И тут нас ждёт та самая небольшая перестановка из более раннего эпизода, а именно из конца «Сцены в баре №1»:
Ну и если разобраться, то очевидно, что диалоги передают одну и ту же суть, а потому одним заменили другой. Однако если эти строчки просто были перенесены, то последующие немного трансформировались, пускай и не существенно. Так или иначе, а Артур советует Джиму «немного пожить». Вдохновлённый речью Артура, Джим разворачивает на барном стуле… и пьяный сваливается с него. Осуждаем, хотя понять человека можно.
Сцена со сьютом «Берлин»
И перед тем, как осадить ломом дверь в роскошные апартаменты, сначала Джим выбирает себе подходящий: подойдя к информационному киоску, он рассматривает карту, на которой высвечиваются каюты второго класса, первого класса и роскошный люкс, каждый из которого назван в честь какого-нибудь европейского города. Собственно, отсюда и «Берлин». В фильме же апартаменты имеют название австрийской столицы - «Вена».
И да, почему бы не сходить в душ? Так как это люкс, в собственной помывке участвует не только Джим, но и роботизированная рука, которая моет ему спину. Будучи одиноким, можно было бы и сума сойти.
Но то было в ранней версии сценария. В адаптированной же он распаковывал и развешивал вещи и переодевался в кроссовки, в то время как на прикроватном столике бросалась в глаза электронная книга: «Вне этого мира: Руководство колониста по тому, как начать всё сначала» (переводил с Яндекс Переводчиком, не обессудьте).
Эпизод с развлечениями
В плане развлечений не то чтобы различные версии сценариев могли похвастаться – некоторые из них были просто другими: Джим посещал СПА и итальянский, а затем и мексиканский ресторан, вместо танцевального батла играл в Z Factor в «ультрасовременной» игровой комнате, и также забрасывал мячи на баскетбольном поле и ходил в кино. Не хватает также некоторых деталей: например, в кинотеатре Джим посещает кабину управления, где мы узнаём, каким количество фильмов располагает этот корабль, а играя в баскетбол, Джим спустя время в принципе перестаёт бегать за мячом, а берёт первый попавшийся, ведь все они разбросаны по залу, что лишний раз демонстрирует его депрессивное состояние.
Вдобавок к этому, Джим даже изучал русский язык, занимаясь по курсу Gudonov Russian Language Course (фамилия Гудонов, стало быть?), после чего шёл хвалиться своими навыками Артуру, который, между прочим, владел русским в совершенстве, ведь среди пассажиров были и наши соотечественники. Кстати, подобный эпизод был снят, но его вырезали – предположу, что из-за произношения актёров, но это не точно (смотрим с самого начала).
Скипаемся на три месяца вперёд, удовольствий от жизни не достаёт: все возможные рекорды в Z Factor побиты, русский выучен в совершенстве (за три-то месяца), а все новые коктейли перепробованы – Джим понимает, что развлекать себя больше нечем.
Оказавшись в ночном клубе (да, в фильме подразумевался ночной клуб), Джим стоит рядом с голографической певицей и пытается дотронуться её лицо, но… оно рассыпается в статике и собирается вновь, стоит Джим опустить руку. Он закрывает глаза в приступе одиночества.
И сцена, которая также была отснята, но не попала в итоговый фильм, происходила в фото-будке. Заглянув в неё, Джим делал несколько фотографий на сменяющемся фоне – везде каменное выражение лица.
[видео сверху, начиная с 01.50]
Альтернативная сцена до встречи с Авророй
Джим бродит по кораблю, хрустя чипсами и роняя крошки, которые тут же сметает следующий за ним робот-пылесос. Дойдя до Обзорной палубы и устремив взгляд на бескрайние просторы космоса, Джим разрывается в слезах, буквально валясь с ног. И, вдруг, комната стала куда-то смещаться…
Оказалось, что Джим сел прямиком на робота-пылесос, который покатил его по коридорам вплоть до Центра робототехники, который описывается как «механический улей»:
Откуда выбирается и оказывается в отсеке с модулями гибернации, где уже обнаруживает Аврору (которая по раннему сценарию не была писательницей, а конкретно журналисткой).
Собственно, почему я назвал эту сцену альтернативной, а потому, что она заменяла собой ту, где Джим в порыве отчаяния чуть не выбросил себя в открытый космос – эта сцена появилась только в адаптированном сценарии и как раз заменяла «механический улей» (ну почти). К вопросу о том, а не смогли бы эти две сцены вместе ужиться?
Однако, вернёмся к Авроре. Как я упомянул, в ранней версии сценария она является журналисткой, а потому Джиму не составляет труда найти некоторые из её работ и погрузиться в их изучение.
И да, вновь в отличие от фильма, встреча с ней сразу же не возвращала ему тягу к жизни – безусловно, она стала заниматься всё больше и больше его внимания, однако депрессивные настроения не отпускали – роботу-пылесосу, так рьяно рвущемуся к нему в апартаменты, до сих пор не было доступа (до поры до времени), а из его одежд было разве что накинутое поверх одеяло.
Эпизод до пробуждения Авроры
В один из дней Джим находится в Обсерватории, наблюдая за голографической диаграммой прогрессии перемещения корабля по направлению к Обители II. Время отправления показывают 30 лет, а оставшееся время – 90. Клик. Время отправления – 31 год, оставшееся – 89.
И если по раннему сценарию в баре Джиму не пришлось демонстративно давать Артуру пощёчину, чтобы доказать последнему (и зрителям), что тот человек и не способен отреагировать соответствующе, то «Зал веры» ликвидировали подчистую (уже на уровне адаптируемого сценария).
«Зал веры» по сути представлял из себя храм всех религий: круглое помещение, по центру фонтан и вдоль стен двери с названиями популярных и не очень религий. Джим не заходит ни в какую.
Вместо этого Джим идёт туда, где в фильме он оказывался до того, как нашёл Аврору – к люку, где, одевшись, выходил в открытый космос и смотрел наверх, как бы ища ответа. Но его не поступало (как по мне, сильная сцена).
И вот только после этого у Джима воля иссякает, и он решается разбудить Аврору. Даже разрешает роботы-уборщику навести в апартаментах порядок.
Эпизод после пробуждения Авроры
Собственно, Аврора так же, как и Джим, по пробуждении сразу же задаётся вопросом, а почему остальные пассажиры спят, после чего следует к своей кабине первого класса с окнами, выходящими на Вестибюль. Внутри её встречает система оповещения, которую Аврора тут же выключает. Вместо этого она берёт телефон и нажимает кнопку «Информация» - ответа нет. Вопрос, висящий в воздухе – что происходит?
И так как в раннем сценарии архитектура корабля другая, Аврора замечает Джима на другой палубе, после чего тот уже спускается к ней (в фильме же персонажи одновременно приходят в одно и то же место).
Познакомившись, они идут до Обсерватории, Аврора жалуется, что это всё некомпетентность компании, и упоминает, что ещё по пути к космопорту они потеряли её багаж. А уже после обнаружения того факта, что им лететь ещё 89 лет, Аврора грозится, что она такую статью напишет в New Yorker, что никому не поздоровиться.
И да, Авроре тоже приходили мысли с кем-нибудь связаться, будь то планеты или же корабли, до чего, кстати, сам Джим не догадался. Так они отыскивают корабли «Зефир», «Андромеда» и «Максимилиан», но до ближайшего сообщение будет доходить 89 лет.
По итогу, Джим и Аврора расходятся, при чём Аврора на всякий случай упоминает номер своей кабины – 9048 в ранней версии сценария и 973 в адаптируемом. К слову, о масштабах…
На следующий день Аврора посещает библиотеку, где пытается найти хоть какую-нибудь информацию о модулях для гибернации; сообщает из Центра коммуникации в New Yorker о том, что у той проблемы (в адаптируемом сценарии она отправляет сообщение в Random House – американское книжное издательство); а также заглядывает в Лазарет, где находит замороженные капсулы со спермой и яйцеклетками пассажиров в количестве 5000.
Позже она находит Джима в Элитном променаде (в адаптируемом сценарии - в знакомом нам Вестибюле), где расстроенная сообщает о том, что нет ни возможности построить новый модуль гибернации, ни волшебных пилюль, способных их погрузить в сон – лишь убеждение в том, что они крупно влипли.
Однако, знакомство Джима и Авроры продолжается в Мексиканской закусочной, где Джим делится тем, что он из Денвера и механик от мозга до костей, а Аврора – журналист (в раннем сценарии) и писатель (в адаптируемом). После предположения о том, что должно быть было невыносимо коротать время с «тупыми» роботами, Джим ведёт её знакомиться с Артуром.
Оказавшись в баре, Артур, как и раньше, выскакивает из-под барной стойки, однако, не растеряв своих манер, быстро входит в расположение новой посетительницы и наливает им выпить.
И далее следует разговор, который в фильме располагается гораздо позже: не дав Джиму упомянуть, что тот однажды 7 недель проходил без штанов, Аврора заявляет, что на секунду забыла, что её жизнь разрушена. Далее фильм верно следует букве сценария.
Вернувшись в свою кабину, Аврора раскладывает вещи, как вдруг её осеняет, что можно ведь развернуть корабль, однако Джим спешит её разочаровать, ведь, чтобы управлять кораблём, необходимо попасть в Командную рубку, куда доступа нет. Идеи, как при жизни сойти с корабля, закончились.
Сцена с ведением дневника
Собственно, на следующий же день и начинается её ведение дневника, но так как в фильм всё довольно-таки точно перенесено (разве что Джим параллельно не мастерил ей Эмпайр Стейт Билдинг), заострю внимание лишь на двух её фразах:
Какую роль они сыграют, однако, я сообщу в самом конце…
И к слову, о её профессиональной деятельности. Я неоднократно отмечал, что в ранней версии сценария Аврора называет себя журналисткой, когда как в адаптированной (да и самом фильме) – писателем, ради через были переписаны отдельные строки, где персонаж раскрывался соответствующе. Однако, во время той сцены в отсеке гибернации, где Джим проверяет Аврору на предмет того, как хорошо она разбирается в людях, последняя именно что называет себя журналистом:
Что забавно, в ранней версии сценария (где она именно что журналист из New Yorker) эта фраза отсутствует напрочь и была добавлена лишь в адаптированной, так что на опечатку не спишешь. И да, я понимаю, что одно другому не мешает, но как-то для меня лично это всё подозрительно.
Эпизод с совместными развлечениями
И так как в ранней версии сценария (равно как и в адаптированной) Джим не развлекал себя «плясками», Авроре того же самого предложить не мог. Зато они посещали Виртуальный музей, что представлял из себя помещение с белыми стенами, на которых подсвечивались работы художников. При чём можно было самостоятельно «пролистывать» работы, взаимодействуя с переключателем. И да, там же Аврора впервые берёт Джима за локоть.
Сцена с поимкой робота-уборщика
Мы помним, что Джим, а точнее робот пригласил Аврору на свидание. Однако, нам не показали, как он оказался у Джима. Вот, собственно, он к нему подошёл, взял на руки… и унёс.
И попался с ним на глаза Авроре, но она виду не подала. А так как она в ранней версии сценария журналист, то именно журналистским делом она и занимается, а именно нашёптывает своему планшету-самописцу статью (чего в адаптируемом не было, замечу).
И да, на свидание они добирались не на своих двоих, а на модифицированном грузовом роботе, к которому Джим прицепил loveseat. Со словами «Резерфорд, в бар!», туда они и отправились.
Прибыв в бар, Аврора сообщает, что нашла лекарство, способное их усыпить, однако есть нюанс – стареть они не перестанут, а потому оба соревнуются в придумывании названия к подобному фиаско:
Следом они отправляются в элитный ресторан Занаду, представляющий из себя заведение под куполом в верхней части корабля. Глядя вверх, они вместе наблюдают Млечный путь.
Но на этом их маршрут не заканчивается. Далее идёт Ночной клуб, где они наблюдают исполнение голографического джаз-бэнда, а затем фотографируются в фото-будке, в которой ранее фотографировался сам Джим.
А на том всё: Джим привозит Аврору к её номеру, а та затаскивает его к себе. Сцена же с выходом в открытый космос была добавлена лишь в адаптированном сценарии (там же не было сцены в Ночном клубе, а сцены с фото-будкой и Занаду были поменяны местами). Разговора об отце из фильма не было ни в одной из версий.
Эпизод счастливой жизни
Джим и Аврора не слазили друг с друга гораздо чаще - в фильме нам показали лишь сцену в Кафетерии, когда как в сценарии должно было присутствовать ещё три:
Альтернативный эпизод до роковой сцены в баре
Проходят очередные три месяца, Джим и Аврора переехали в сьют «Вена» (напомню, в фильме Джим переезжает туда в первую очередь). Позже Аврора идёт плавать в бассейн, когда как Джим отправляется в Грузовой отсек под предлогом провести ревизию.
Тем временем нам так же, как и в фильме демонстрируется череда сменяющих друг друга кадров, во время которых Аврора фоново зачитывает очередную статью, которая, в отличие от фильма, была о как бы полинезийцах, путешествовавших, не зная куда не зная зачем, но на самом деле о них самих. Джим же находил отдельный гибернационный отсек для домашних животных:
Прямо перед возвращением Джима с цветами Аврора находит инструкцию по эксплуатации модулей гибернации, которую первый припрятал после того, как разбудил вторую. В качестве закладки в одной из глав была использована фотография Джима, сделанная им в фото-будке – его потерянный вид её шокирует.
Однако возвращается Джим, из-за чего Авроре приходится быстро убрать инструкцию обратно. Она делится, что то ли она пишет книгу, то ли ведёт дневник – оба формата смешиваются воедино, при чём та не уверена, хочет ли она вообще писать. В свою очередь Джим делится, что умудрился найти аж подводную лодку, не считая самолётов, обычных лодок и бульдозеров – жаль, что при жизни им не предоставится возможности всем этим воспользоваться.
Изменённая сцена с солнцем
Да, в фильме сцена довольно-таки привлекательная (хотя я сомневаюсь, что можно было бы пролететь по орбите красного гиганта и, в принципе, выжить), однако в сценарии она описывалась чуть более красочно: Джим и Аврора взбегали на высшую обзорную точку, которую окружали лишь стёкла. Во время пролета ПОД красным гигантом корабль буквально целиком озарялся красным цветом – сам он занимал собой весь небосвод. Ничего не скажешь, зрелище поистине великолепное.
Расширенный эпизод ссоры
Во время того, как Аврора в очередной раз прихорашивается к ужину, Джим доделывает обручальное кольцо (которое в фильме он сооружал гораздо ранее). Уже после ресторана Джим и Аврора отправляются к Артуру в бар, где Джим отлучается, а Артур, перед тем как раскрыть секрет Джима, выдаёт шутку, немножечко завязанную на игре слов:
И вот, в кульминационный момент, когда Артур рассказывает Авроре о произошедшем, та спрашивает подоспевшего Джима, как тот посмел, на что Джим отвечает, что пытался этого не делать:
И да, в оригинале всё именно так и звучит, но в нашем дубляже Джим отвечает, что он «не мог иначе». Возможно, я докапываюсь, но для меня эти фразы передают немного иной смысл. Но мы идём дальше.
В отличие от фильма (и в определённой степени от адаптируемого сценария), Аврора тут же обвиняет Джима в том, что тот «убил» её. И если в фильме герои разлучаются, стоит Авроре подняться с барной стула, в обоих версиях сценария между ними происходили довольно-таки продолжительные выяснения того, как именно Джим это сделал:
Джим признаётся, что проверил свой модуль на предмет поломки и провернул точно такую же с её модулем. Аврора уходит в номер, позже приходит и Джим, но той и след простыл. К слову, вазу Аврора бросает в окно только в адаптируемом сценарии, при чём её осколки тут же сметает заботливый робот-пылесос.
Эпизод после ссоры
На следующий день Джим пытается поговорить с Авророй в Кафетерии, на что, в отличие от фильма, она не уходит, а велит первому не говорить с ней и, если её увидит сидящей за столом, садиться подальше, ибо мест предостаточно. Раздосадованный, Джим уходит, руки в карманах, пинает робота, переходящего ему дорогу, в то время как Аврора пытается побыть наедине с собой в бассейне.
К слову, сцена с избиением Авророй Джима появилась лишь в адаптированной сценарии – на её месте была другая (присутствовавшая и в адаптированном, но несколько позже), где Джим, управляя роботом, который ранее пригласил её на свидание, приезжает с запиской, гласящей, что всё было взаправду. Аврора такой подход не выносит:
В общем-то, чем Джим и занимается в дальнейшем, так это тем, что пытается установить с ней контакт. Из сценария в фильм сцена пробежки перешла в том же виде, но с изменёнными строчками, которые видоизменялись ещё от одной версии сценария к другой. Как бы то ни было, итог один – Джим потерял Аврору.
Сцена с фото-будкой, отправляющейся в открытый космос
Вновь пролетают три месяца, Джим опустил руки, когда как Аврора пытается оставаться продуктивной, в виду чего сочиняет новую статью и даже заводит новое хобби в виде рисования. Тем временем, Джим упивается, ругается на кольцо и, запив водкой, проглатывает его, а затем сносит свой гнев на фото-будкой, ворча на неё что-то на русском. Атаковав её, он больно ранит свою ногу, в отместку на что привязывает её к своему тюнингованному гольф-кару и отвозит к люку: одно мгновение, и будка отправляется за борт.
В адаптированной версии сценария подобного момента не было. Вместо него, мы встречали такого же потрёпанного жизнью Джима, который, однако, что-то да пытался сделать с выходящими из строя один за другим роботами. Аврора при этом не писала статью о продуктивности и не занималась рисованием, и даже пробежка ей, собственно, поднаторела.
В один из дней Джим садился на свой тюнингованный гольф-кар, надевал защитный очки и на огромной скорости мчался по коридорам. Встретив внезапно Аврору, он совершает опасный поворот, который приводит к аварии. Так, Джим отправляется в Лазарет, где ему диагностируют травму рёбер и велят неделю носить повязку, а также беречь себя. Сцены, в которой в номере Джима моргает свет, как в фильме, не было ни в одной из версий сценария.
Сцена в баре №3
И так как Джим пережил аварию, в момент беседы Артура и Авроры тот приходит с перевязанной рукой, когда как в ранней версии сценария Джим и Аврора пересекаются ещё на пороге (первый при этом пьяный). Обмен репликами также начинается с разговорами о вторнике, который день Джима, и среде, которая сейчас, однако по сценарию Джим вопрошает сам себя, неужели он проспал вторник? Аврора же, упрекнув того, что он жалок и ему стоит завязывать пить, уходит. Собственно, разговор уже между Артуром и Джимом протекает русле осознания собственно ничтожности и принятия вины, а заканчивается тем, что с выпивкой действительно стоит завязать. В фильме же сцена сведена до одного лишь слова со стороны Джима: «Кофе», - по сути перечёркивая около трёх страниц ранней версии сценария.
Эпизод после бара
Аврора пытается рисовать, что у неё получается: дело начинается с неумелых пейзажей и перерастает в автопортрет. Также она занимается пробежками, и однажды пересекается с Джимом, который на своём загруженном гольф-каре проезжает мимо ней, но, объезжая робота-уборщика, попадает в аварию – по сути, та же сцена, что и из адаптированного сценария, только на фоне трезвости. Аврора вновь пытается что-то написать, но не может, потому что, как ей кажется, разлюбила это занятие и не видит в нём больше смысла:
Пролетают три месяца, Авроре с трудом даётся уже рисовать, в то время как Джим во всю работает над обустройством Вестибюля под сад. Забегая вперёд, отмечу, что помимо дерева, Джим посадил несколько клуб и целый газон.
Находясь в своей каюте, Аврора пересматривает анимированные фотографии, на одной из которых, в отличие от фильма, обещание о том, что о ней будут ежедневно вспоминать, даёт не подруга, а мать. К слову, данная сцена происходит в фильме непосредственно после бара – и трёх месяцев там не проходит.
А уже только после этой сцены Джим заходит в бар, чтобы в ранней версии сценарии попить чая со льдом, а в адаптированной – кофе. В ранней версии сценария проходка Авроры в нижнем белье и сон в модуле гибернации не предшествовало.
И уже чего не было ни в фильме, ни в адаптированном сценарии, так это того, как Джим, прогуливаясь по Обзорной палубе, обнаруживал портреты Авроры, где на последнем та исчезала.
Тем временем, Аврора находилась в Лазарете, где находила как свою капсулу, на которой датой её рождения значились 27.04.2819, а Джима 09.09.2810. Путём нехитрых математических вычислений узнаём, что Авроре 29 лет. И да, не совсем понятно, что она со всем этим собиралась сделать.
Позже она подходила к Джиму в Вестибюле и обращалась к нему за помощью: в её номере буквально бесновалось всё, начиная с кровати, заканчивая телевизором и громкоговорителем.
Справившись с проблемой, Джим интересуется её состоянием, на что Аврора безэмоционально отвечает, что всё в порядке.
Эпизод с пробудившимся помощником капитана
Ещё до того, как Гас вышел на связь с бодрствующими пассажирами, в раннем сценарии Джим наблюдает, как роботы один за другим бьются кто об угол, кто о другого, когда как Аврора просто сидит за планшетом на Обзорной палубе.
Наконец, встретившись, помимо того, что герои представляются, Гас тоже называет своё имя и должность: Гас Манкузо, старший помощник капитана корабля. После вопроса о том, как давно они проснулись, Гас лишь констатирует: «Это плохо».
В то же время в адаптированном сценарии диалог у них чуть более перевёрнутый: Гас дополнительно уточняет, как долго ещё лететь, и напоминает, что уснуть больше не выйдет.
И нет, разбираться с поломкой в раннем сценарии они не спешили. Вместо этого они посещали Кафетерий, где за чашечкой кофе обсуждали произошедшее – собственно, в том же русле (и с теми же формулировками), что они успели побеседовать в адаптированном сценарии у дерева, то бишь две сцены просто ближе к производству фильма смешали в одну.
Уже на Мостике помимо прочего Аврора задаёт тот самый вопрос, который интересовал её ранее: что, если просто взять и развернуться? На что Гас более развёрнуто отвечает, что с учётом того, что придётся сначала затормозить, а потом развернуться и настроить навигацию, уйдёт ровно столько же, сколько на путь до Обители II. Далее они пробираются в Центр диагностики, где наблюдая на неработающий компьютер, озвучивает, что будь всё плохо, было бы много красных огонёчков, а огонёчков нет – значит всё очень плохо, на что Джим спрашивает, что же им необходимо. Гас выдаёт базу:
Герои отправляются в закусочную «Звёздная пыль», где Гас жалуется на худшее гибернационное похмелье в его жизни, а также рассказывает, откуда он и «как молод». Собственно, так мы узнаём, что с учётом продолжительного сна ему порядка 600 лет (или 56, если не учитывать гибернацию), а родом он из Чикаго, хотя большую часть времени прожил он на этом корабле, совершившим уже 5 меж-планетарных полётов. Новоиспечённая команда договаривается взяться за дело на следующий день.
На утро они встречаются в Центре диагностики, где Гас отмечает сгоревший центральный процессор, который был рассчитан на 500 лет и который теперь необходимо заменить. Обоих подъезжает забрать Джим, гольф-кар которой производит на Гаса впечатление.
Так они проезжают несколько отсеков, попутно развлекаясь тем, что до огромной скорости разгоняются на гольф-каре. В итоге они чинят диагностический компьютер, который начинает проверку, обещающую завершиться через несколько дней.
Герои отправляются в Вестибюль, где на Гаса накатывает чувство ностальгии. Там они посещают бар, в котором Артур тут же узнаёт старого постояльца, которого пост-гибернация не отпускает. Прибыв в свою каюту, Гас оглядывает своё имущество, которое, в отличие от фильма, было богато на воспоминания. Сев на кровать, его вдруг раздирает кашель с кровью.
На следующее утро Джим приносит стоящей у импровизированного сада Авроре чашечку кофе, а позже подходит и Гас, намечая последующий план действий по осмотру оставшихся поломок: собственно, как и в фильме, распределение по отсекам остаётся то же, а потому мы двигаемся дальше.
Касательно сцен в Отсеке гибернации и последующей беседы Авроры с Гасом добавить нечего, разве что слегка менялись формулировки: и на мой взгляд, сравнение с утопающим, присутствовавшее как в обоих версиях сценария, так и в фильме, звучит лучше в фильме. И да, так как в фильме только после последней сцены Гас отправлялся отдыхать и отхаркивался кровью, а в ранней версии сценария подобное произошло ранее, нас ждёт другая сцена.
Троица сидит за столиком в стейк-хаусе «Аргентина», где обсуждают процент сгоревшего ЦП, необходимости его замены и отсутствие необходимости какой-либо спешки. Там же Гас вновь напоминает, что у него плохи дела со здоровьем.
И вот они снова в баре. К слову, и по адаптированному сценарию они отправлялись в бар, но в угоду сокращения хронометража, предыдущую сцену смешали с текущей. В ней Гас делится, что всегда мечтал о космосе и вообще называет себя spacer, ибо успел сотню раз слетать на Венеру, а также Сатурн и Юпитер, а уже в 36 лет впервые увидел чужое солнце. В общей сложности он побывал на 17 планетах в пяти разных солнечных системах. Для Авроры он произносит ещё одну важную вещь:
А также мастерски играет на пианино и закручивает в танце Аврору, которая, при этом, всё равно переглядывается с Джимом.
Но то было в ранней версии. В адаптированном же сценарии руки до пианино и талии Авроры не доходят, ибо Гасу становится хуже, после чего тот отправляется к себе в каюту, где только вот отхаркивается кровью. Джим, оставшись в баре с Авророй, спрашивает у неё, как она, на что она холодно отвечает: «Застряла на космическом корабле».
Эпизод, где Гасу становится хуже
Не найдя Гаса на привычном месте по утру, Аврора и Джим отправляются к нему в каюту, где Гас сообщает, что ему плохо (а в фильме, как мы помним, Гас валился с ног после эпизода с нулевой гравитацией).
После того же, как Гас ознакомился со своим диагнозом, он садится на гольф-кар Джима и уезжает. Чтобы с ним в дальнейшем связаться, героям приходится искать его по всему кораблю, однако тот выходит на связь с ними сам и приглашает вечером в Занаду.
И перед тем, как отправиться туда, Гас устраивает последний обход своей каюты, оглядывая старые фотографии и сувениры. Одевшись по парадному, у Гаса вновь случается болезненный приступ, который он старается подавить.
И вот, они все в ресторане. К слову, вопреки отпущенным Гасу со слов диагностического аппарата нескольких дней проходит целая неделя, однако Гас не занимается самообманом, чётко осознавая, что конец близок. Они проводят душевный вечер за беседами, и Гас даже не теряет способности шутить:
Однако, болезнь вновь даёт о себе знать. Они вместе доходят до Шлюзового отсека, где Гас отдаёт инструкцию, объясняющую, как дальше работать в кораблём. Пожелав им удачи, Гас просит лишь дать ему исполнить намеченное, а именно не дать ему больше терпеть боль и позволить ему выйти в открытый космос… Так, жизненный путь Гаса и заканчивается. Поражённые горем Джим и Аврора расходятся.
Что же касается адаптированного сценария, то в ней ещё была та самая сцена с гравитацией и её возвращением, после которой герои прибегали в каюту Гаса. В отличие от фильма, в нём давалось объяснение, почему гравитация пропала, а потом вернулась, а также собираются произвести необходимые манипуляции, чтобы подобного вновь не происходило. Так они объезжают склады и запасаются всем необходимым, а затем чинят сам генератор, после чего Аврора уточняет, нет ли вероятности того, что он снова выйдет из строя? Данный вопрос их наводит на мысль о том, чтобы проверить, когда компьютер начал перегружаться. А уже далее, как по фильму: прогрессия повреждений корабля на временной шкале, Лазарет, и смерть Гаса. Единственно, они затем ещё выпускают его тело в открытый космос.
Финал
Что ж, мы приближаемся к самому главному, а потому, начнём с чего-то минорного, а именно с изменений в адаптированном сценарии.
После того, как герои попрощались с Гасом, Аврора отправилась к Артуру. Сообщив ему, что Гаса не стало, Артур проявляет крайне неестественную реакцию:
Аврора отступает в Вестибюль, в котором подсветка начинается сменяться согласно циклу дня и ночи, но на огромной скорости, как вдруг всё погружается в темноту. Однако, включаются вспомогательные огни, из-за чего весь Вестибюль становится тусклым. Ещё будучи в темноте, Джим подхватывает Аврору и, как свет возвращается, предлагает с ним отправиться в Инженерный отсек. А дальше, собственно, без изменений вплоть до эпилога.
Наконец, ранняя версия сценария. После того, как герои попрощались с Гасом, Джим, находясь в Механическом цехе, замечает, что робот-пылесос начал биться о стену - стоит ему затем посетить Центр робототехники, как там его встречает настоящий хаос:
Тем временем, и у Авроры не всё гладко. Заказав в Кафетерии стакан апельсинового сока и тост, она получает какую-то зелёную слизь и парочку угольков.
Наконец, Аврора и Джим приходят в Центр диагностики, где компьютер завершил свою работу: сотни огоньков зелёного и красного цвета. Красный цвет превалирует.
И, если разобраться, в фильм эта сцена перешла, только все негативные выводы приходилось делать Гасу, а так как его теперь нет, за него выступает Аврора. Наметив план действий, герои отправляются на Первую палубу.
По пути они проходят через Двигательный отсек, где наблюдают 36-метровую сферу, наблюдающее миниатюрное солнце. Вывеска гласит: «Термоядерный реактор» - зрелище завораживает обоих.
Оказавшись на нижнем уровне, Джим и Аврора подбираются к Центральному компьютерному комплексу, в который, однако, дверь не открывается (вспоминаем сцену из фильма, где внутри они находят пробоину). Сцена, однако, прописана иначе и чуть более драматичнее: во время того, как Аврору затягивает внутрь, Джим подпирает дверь молотком и забирается внутрь. Сопротивляясь чудовищным порывам ветра, Джим вытягивает Аврору из помещения и пытается следовать за ней, однако перед тем, как выбраться наружу, молоток срывается и Джим остаётся отрезанным от Авроры.
Джим остаётся в заточении в помещении, из которого вышел весь воздух, когда как Аврора безуспешно пытается вновь открыть дверь. Сорвав панель рядом с дверью, ей открывается кнопка «Чистка». Нажав её, она впускает воздух, давая Джиму как подышать, так и едва не улететь сквозь дыру в открытый космос.
После «чистки» воздух вновь заканчивается. Едва не лишившись сознания, Джим отрезает плазменным резаком металлическую стенку шкафчика и, при следующей «чистке», накрывает ею брешь – стоит воздуху вновь удалиться, Джим встаёт и заливает её эпоксидной пеной.
Джим отрубается. Аврора вновь запускает «чистку» - воздуху теперь некуда выйти, а потому дверь свободно открывается, она вбегает и делает искусственное дыхание, которое возвращает Джима в чувства.
В этом же помещении они замечают пострадавший от удара метеора основной компьютер. Так как все системы взаимосвязаны, одна поломка заставляла другие компьютеры работать на ещё больших мощностях, перегружая их. Джим и Авроре предпринимают очередную попытку остановить аварию.
Так герои заливают пеной ещё несколько дыр, после чего собираются починить основной компьютер, но Джим без сил, из-за чего они расходятся отдохнуть.
И тут начинается сцена с гравитацией и бассейном, которая в фильме была показана гораздо раньше, но развивалась иначе: гравитация не прекращалась, а Аврора в водяном пузыре не тонула, а цеплялась за поручень и выныривала.
Джим, тем временем, просыпается и «выплывает» из своего сьюта на поиске Авроры, с которой позже пересекается в Элитном променаде. Пересчитав все свалившиеся на их голову проблемы, герои следуют к основному компьютеру.
После отключения героями повреждённого компьютера, термоядерный реактор, он же миниатюрное «солнце», начинает бушевать. Джим и Аврора же, следуя оставленным Гасом инструкциям, переподключают основной компьютер и дёргают крупный рычаг, после чего весь свет на корабле гаснет. Спустя минуту, основной компьютер загорается, и свет возвращается вместе с гравитацией. Аврору берёт смех:
Идя по Променаду на Второй палубе, Джим и Аврора вдруг начинают слышать однотипный звук. Обратив своё внимание на окно, они вдруг замечают, как мимо корабля проплывает капсула с женщиной внутри…
Двое прибегают в отсек гибернации: оказывается, что с тем однотипным звуком корабль «катапультировал» модули, которые после перезагрузки системы воспринимал как пустые. Пытаясь, тем временем, открыть один из отсеков, герои ничего не успевают, и прямо перед их носом корабль катапультирует один из отсеков – но на этом всё не останавливается.
Джим и Аврора бегут в отсек, в котором спит экипаж. Выбрав модуль, в котором лежит капитан, Джим принимается за работу, однако один за другим катапультируются другие модули – на очереди капитанский. И вот уже капитан открывает глаза, видит героев, как уже и сам замечает, что корабль катапультировал соседский – как вдруг катапультируется и сам…
Джим и Аврора наблюдают за мерцающими, подобно бриллиантам, пятью тысячами модулями, дрейфующими в космосе. Аврора уходит, а Джим, проводив её взглядом, продолжает смотреть.
Проходит две недели. Аврора встречает Джима в Центре диагностики, где тот ей сообщает, что скоро все огоньки будут гореть зелёным. Но она желает разговора – довольно пронзительного:
Далее они хватаются за руки и произносят “Hell of a life”, что, в отличие от нашей «Отличная жизнь» гораздо правдивее описывает всё с ними случившееся (ИМХО).
И перед эпилогом, наконец, мы наблюдаем в крайний раз персонажей, вышедших в скафандрах наружу, где, соприкасаясь шлемами, глядят на бескрайнее поле голубых звёзд.
Эпилог
У порога к столице Обители II на посадочной площадке стоит космический корабль, истрёпанный временем. Колонисты собираются, ожидая прилёта нового, как вдруг словно новая звезда всходит из-за горизонта.
Звездой оказывается «Эксельсиор», который совершает посадку и выпускает не одного и не двух своих жителей: выходят дети всех возрастов и рас, за которыми следуют подростки, взрослые и даже пожилые (вспоминаем Генный банк, который обнаруживала Аврора).
Далее мы проносимся по внутренностям корабля, в котором трансформировалось всё, начиная с пола и заканчивая потолком. И да, здесь проще предоставить перевод, а не пытаться всё это пересказать (если что, пользовался Яндекс Переводчиком, не ругайтесь):
Дорожки на полу протерты, мебель отремонтирована или переставлена по назначению. Мы проходим мимо огородов. Потрепанные роботы-уборщики поливают растения, а мойщики окон обрабатывают землю. Над Вестибюлем возвышается дуб высотой в 30 метров. Его ветви задевают потолочное окно далеко вверху. Мы проходим мимо стен, украшенных фресками и резьбой. В баре вестибюля Артур нарезает овощи. Его поношенная форма была заштопана вручную. В дальнем конце зала - высокая стена с длинным списком дат. Последняя дата - прибытие корабля на Обитель II; первая - пробуждение Джима. В промежутке: дни рождений, смертей, браков, катастроф и достижений... столетие жизни на борту корабля. У основания стены мы находим стол, похожий на алтарь, на котором выставлена коллекция артефактов: метеорит, извлеченный из сердца "Эксельсиора"; потрепанная визитная карточка Гаса, на которой все еще видна его фотография; красивая книга в ручном переплете: “In the Blink of an Eye: Our Lives Between the Stars”, автор Аврора Данн (вы ведь помните ту самую фразу, значение которой я обещал объяснить в конце?). Под этими напечатанные слова и рукописное посвящение: "Джиму". В центре всего этого, на почетном месте, - фотография Джима и Авроры с их первого свидания. Они смеются. Они паясничают. Она целует его. Аврора смотрит в объектив камеры Джим смотрит на Аврору.
Послесловие
И да, книга в красивом переплёте и фотография с фото-будки присутствовали и в адаптированном сценарии, но всё пошло под нож – а жаль.
Вообще, скажу сразу, что мне фильм нравится и в том виде, в котором в итоге дошёл до зрителя, но несколько всё же обидно, что пострадала именно его научно-фантастическая сторона: пропала масса подробностей о мире героев, критически сократилось пребывание Гаса Манкузо, а на некоторые отсеки корабля так и не вступила нога героев. К тому же в ранней версии сценария было много задела на будущее, будь то обронённая фраза, или фотографии, или Генный банк. Что-то при этом сняли и можно найти в интернетах, но как-то до конца не дошло. Хотя бы есть сценарий.
А вам я говорю спасибо и на сегодня прощаюсь. Если вам понравилась эта статья, рекомендую прочесть и сценарий целиком. У себя в телеграм-канале я выложу обе версии, раннюю из которых я с лёгкой руки озаглавил как Passengers 0.9 – разумеется, о самой её версии я судить никак не могу.
Читайте также из серии «Вырезанные сцены»:
Офигенно. Прочитал с удовольствием, теперь хочу прочесть ориг сценарий)
С удовольствием прочитал. Фильм нравится за счёт оригинального сценария. Да и каст не плохой, но вот мне кажется, что поставь более серьезных актеров-отношение к фильму тоже получилось бы несколько другое у зрителей. Ничего не имею против Пратта и Лоуренс, прекрасные актеры, но для меня они оба более комедийные, нежели драматичные( особенно Пратт).
Комментарий удалён модератором
Спасибо за пост, прочитал целиком! Вырезанный сюжет трогает больше оригинала!
Лично для меня фильм стал не банальной Голливудской сказкой, а более человечный, что ли. Довольно качественная фантастика (из современной естественно.)
ппц... фильм, конечно, неплохой. Но не настолько, чтобы это полотно писать или читать
настолько, редкий фильм