Расставляю точки на "И" в вопросе поиска исполнителей в проект
Тут могло быть содержание, но я не разобрался как его сделать
Почему я решил написать об этом? (немного не о геймдеве)
Буквально на днях меня доканали нападки одного перца, по поводу оформления постов о поиске специалистов для игры. И я взорвался, проявив себя не самым лучшим образом. Однако ни о чем не сожалею. Я видел как часто люди пытаются парировать его налёты вежливо или с интересом и в ответ получают все те же токсичные ответы. Так что заслужил.
И ладно бы это было в первый раз, но этот безумец явно принял для себя решение продвигать в массы свой тупизм, маскируя это под соусом "ну я же как лучше! Всё для новичков!". А тем временем он поливает почти каждый пост в подсайте "Ищу команду" максимально токсичными комментариями, которые могут кому-то из новичков оставить негативный опыт и затруднить дальнейшие попытки поисков команды и реализации себя.
Да, я про тебя, @Kocherga. Пусть этот пост принесет немного известности твоему маршу безумия. Достаточно открыть профиль с его комментариями и сразу сложится картинка о личности.
Вот поэтому я и взялся написать лонг о важности принципа уместности в жизни каждого "геймдевера" и не только. И надеюсь что пост сможет выйти в массу и его прочитает не только кочерга xD.
За ошибки не ругайте, я в целом коряво пишу всегда, можете убедиться в этом посмотрев на девлог моей игры.
А теперь о геймдеве
Так вот предметом моего с кочергой обсуждения стал мой пост, в котором минимум ненужной инфы. Объявление содержит строго то, что требуется знать художнику ищущему работу для понимая - хочет ли он за это браться.
В ответ на этот пост мне в телеграм написали 7 человек в течение 30-40 минут после публикации. Три из них оказались ну прям совсем уж сырыми новичками, кто был готов даже бесплатно работать, лишь бы получить опыт и стать соучастным к чему-то большему чем Roblox. А среди остальных оказался один из VFX артистов, предлагавший мне свои услуги ранее, но я в тот момент не нуждался в них. А теперь - да. И мы начали с ним работу.
При этом у меня есть и другие примеры объявлений, где я подробно описывал все детали задачи.
И они тоже были успешными! Исполнители найдены, но поиск шел даже дольше, чем для объявления размером с твит в 2010 году.
Почему же я так делал?
Мораль кейса
В каждый момент своей жизни ты должен ощущать уместность того, что ты хочешь сделать
И вот тогда будет тебе счастье. Ведь уместность - это навык, благодаря которому другие будут формировать своё мнение о вас. О том, насколько с вами комфортно взаимодействовать (работать или просто общаться) и захотят ли они еще раз испытать такой опыт с вами?
Примеры:
- Шутка про говно может быть невероятно взрывной, но вставь её в непонимающей компании - и ты резко станешь чудаком, которого больше не позовут
- Начни срать в каждом посте в разделе "Ищу команду", что он неправильно оформлен - и тебя пошлют куда подальше, хотя ты преследовал цель популизации хорошего подхода
- Опубликуй объявление о поиске художника для отрисовки одного камня и заставь его изучать твой GDD - потеряешь 80% потенциальных исполнителей
Категоризация
Правило которые я вынес - идеально работает в любом аспекте жизни. От написания ads на DTF до желания пошло шуткануть на созвоне с командой. Чтобы лучше понять, давайте структурируем кейсы. Ну и так как мы с вами в Gamedev подсайте - рассматривать будем именно кейсы про поиск людей в команду разработки видеоигры.
По сути, все типы работ можно разделить буквально на 4 категории:
- Разовая работа по независимому элементу
- Разовая работа по связанному элементу
- Долгосрочная работа
Всё что я напишу далее - касается строго инди-разработчиков и малюсеньких студий. Не важно у вас 2 человека в команде или 20. Важно какие у вас внутренние процессы, как выстроено взаимодействие в команде и какой продукт вы создаете.
Я видел компании размером в 70 человек, но уже 5+ лет работающие как стартап без процессов и хоть какого-то документирования. И им норм! И они зарабатывают бабки.
1. Разовая работа по независимому элементу
Как раз под эту категорию попадает мой кейс с обсуждением "как же плохо я написал объявление".
В эту категорию попадают задачи в стиле:
- нарисовать новый объект для уже имеющейся базы спрайтов
- создать визуальный эффект
- написать трек
- анимировать уже имеющегося персонажа
- и т.д.
Преследуемая цель: быстро найти любого исполнителя для разовой работы и после выполнения разойтись как в море корабли
Что важно: не переплатить; найти того, кто сможет сделать в нужном стиле
Поэтому такое объявление должно содержать следующие поля:
- Кого ищешь? Опиши конкретную роль: Художник, Разработчик или Нарративщик и тд.
- Какая задача? Расскажи как можно подробнее о результате, за который ты готов заплатить
- Приведи примеры! На описании особенностей своего проекта можно здорово съэкономить, если привести хорошие референсы. Приложите пару скринов, видео - это поможет быстрее сориентироваться человеку (для каждой роли - могут быть свои материалы для примеров). Если есть примеры уже ваших работ, то это еще лучше поможет понять задачу
- Что по оплате? Круто, если готов сразу назвать сумму, но для этого надо хорошо знать рынок. Часто достаточно просто указать что работу готов оплатить, а детали уже обсуждать с конкретным исполнителем в личке
- Как с вами связаться? Никто не любит e-mail. Указывайте вашу телегу, вотсап, вайбер, аську или где вы там сидите (:
И это всё? Да, всё!
И ни каких GDD и BPMN схем, заметьте. Уже после того как исполнитель откликнется вы обсудите его возможности, срок исполнения и запросите цену. Каждый будет давать разный срок и цену и вы сможете выбрать исполнителя на основании ваших финансовых возможностей, сроков и желаемого качества исполнения.
2. Разовая работа по связанному элементу
Это достаточно сложная категория. Исполнитель потребует от вас больших инвестиций времени для погружения его в проект. Я сам редко ищу людей для этой категории работ. Потому что гораздо эффективнее погрузить человека один раз и потом долго и плодотворно работать вместе над проектом, но об этом расскажу в третьей категории.
Часто для этой категории уместна ситуация, когда вы хотите один раз нанять эксперта для решения задачи, а параллельно учитесь у него и затем остальное делаете уже самостоятельно, в целях экономии или собственной жажды знаний.
В эту категорию попадают задачи в стиле:
- Разработка главного персонажа
- Написание сценария
- Левел-дизайн
- и другое
Преследуемая цель: найти отличного специалиста, который способен въехать в ваш проект и создать материал подходящий к нему
Что важно: найти того, с кем комфортно общаться; специалист должен быть вам по деньгам, потому что оплата будет не разовая
Такое объявление должно содержать следующие поля:
- Кого ищешь? Опиши конкретную роль: Художник, Разработчик или Нарративщик и тд.
- Опиши проект! Сочно, ярко, в красках расскажи о своем проекте так, чтобы заинтересовать исполнителя. Но не приукрашивай! Тебе с этим человеком работать ещё
- Опиши весь объем работ! Хотя бы перечень, чтобы человек мог ориентироваться в количестве предстоящих задач
- Приведи примеры! Без них никуда, это всегда будет полезно: покажет исполнителю вашу насмотренность и позволит находиться в одном инфополе
- Что по оплате? Ровно та же ситуация что и в первом примере. Укажите что работа оплачивается или ждете бесплатную помощь. Конкретику обсудите в личке
- Дедлайны? Да, здесь уже на берегу нужно поделиться сроками привлечения, а иначе будет обидно провести какое-то время за беседой в личке и уже проникнуться человеком, а окажется что на этот период он уже занят или не готов работать с вами одним следующие 3 месяца
- Как с вами связаться? Никто не любит e-mail. Указывайте вашу телегу, вотсап, вайбер, аську или где вы там сидите (:
Обратите внимание - и тут я не указал на GDD и другие материалы. Не нужны? Да нет, вот тут они уже могут пригодиться. Вот только прикладывать их к объявлению нет ни какого смысла. Это всё равно что изучать схему канализации и электроснабжения города, когда выбираете себе место для прогулки.
Это просто не уместно. Позже, после ряда обсуждений, вы обязательно поделитесь этой информацией с исполнителем, потому что для такого рода задач ему важно быть в контексте и понимать не только текущее состояние проекта, но и куда он будет двигаться дальше. А объявление нужно для того чтобы заинтересовать и пройти валидацию возможностей человека.
3. Долгосрочная работа
И только вот в этой ситуации сразу кидайте в человека GDD и больше ни чего не нужно!
Шучу (: Даже когда вы ищите человека на долгосрок - вываливать ваш GDD в объявлении это моветон. Ну кому он нахрен нужен в первые минуты знакомства с вашим проектом и задачей? В этом кейсе будут уместны описания требований к самому специалисту, а уже тем кто откликнулся можно будет выслать GDD.
Более того - вы серьезно думаете что публиковать GDD в открытый доступ это круто? Я никогда этого не сделаю! GDD хранит в себе кладезь информации о механиках проекта, особенностях, киллер фичах и так далее. Зачем делиться этим в сообществе, где потенциально сидят ребята, способные за считанные дни запилить у себя в проекте украденную у тебя фичу? (эта тема конечно холиварная и тут не буду отрицать что это чисто субъектив)
В категорию задач на долгосрок попадает:
- "Найм" сотрудника для участия в полноценном развитии проекта: любая роль
- Поиск единомышленника для соучастия в проекте: речь о любой помощи - быть на равных
- Привлечение "бизнес-ангела"/ментора: денег ради или опыта
Преследуемая цель: найти коллегу, с которым будет комфортно работать вместе ради будущего проекта; сэкономить бюджет сейчас, в пользу шеринга дохода потом
Что важно: уметь в выстраивание долгосрочных отношений и чтобы тот кого вы найдете - так же был в этом силён
Здесь должна быть уже совсем другая структура объявления:
- Что за проект? Расскажи подробно про проект, сильные стороны, в чем кайф работать именно с тобой, почему ты сможешь взорвать рынок и тд. Идеально - если сделаешь питч-док нацеленный на привлечение члена команды
- Кого ты ищешь? Подробно опиши не только роль, но и качества, которые ты ожидаешь от человека
- Какие задачи? Расскажи без деталей о предстоящей задаче, особенности вы обсудите потом
- Че по баблу? Уже на берегу нужно предупредить об условия сотрудничества. Часто здесь может быть предложена не только оплата из твоего кармана, но и процент от будущей прибыли или доля и тд. Но это уже совсем другая тема
- Roadmap! Даааа, подготовься хорошенько. Ведь именно роадмеп даст другим участникам проекта понять насколько ты дружишь с головой: ставишь реалистичные сроки и в целом понимаешь что делаешь
Этого достаточно чтобы человек с улицы прочитал ваш пост и понял что хочет с вами взаимодействовать и достигать успеха. GDD кинете в него позже, после личной беседы и понимания что вы отлично притретесь.
Вердикт: выше описана не универсальная схема действий, но базовая рекомендация, позволяющая разграничить кейсы и понимать как и в каких ситуациях действовать.
Каждый случай уникален. Часто достаточно просто поговорить в личке и кинуть ссылку на заготовленную страницу Onboarding в проект. Так же часто все ваши старания в описании "правильно" объявления никто не читает или читают по диагонали. Тригерятся на заголовок "ИЩУ 2D ХУДОЖНИКА", а дальше всё как в тумане.
Поэтому просто подходите с умом и не слушайте всяких кочерг. Мира вам!
Если кому интересен моя игра про самураев и зомби в киберпанк Японии - вот тут я пишу про её разработку.
__________________
Создам универсальный шаблон поста для поиска исполнителя в проект, если этот пост получит хоть какую-то адекватную огласку, а не потонет среди мемов.