Почему Мартин Лютер бросил вызов католической церкви?

Иконоборчество в церкви, Дирк ван Делен, 1630. Источник: Wikimedia Commons
Иконоборчество в церкви, Дирк ван Делен, 1630. Источник: Wikimedia Commons

В начале XVI-го столетия католическая церковь, подвергавшаяся критике касательно ее финансового злоупотребления и морального разложения, продолжала доминировать над всей духовной жизнью Европы. Мартин Лютер, немецкий монах и теолог XVI-го века, был главной фигурой протестантской реформы. В 1517 году он публикует 95 тезисов, в которых выступает против злоупотреблений, совершаемых католической церковью. Все это привело к началу великих религиозных и политических потрясений в Европе тех лет.

Но все же, почему он решил бросить вызов Ватикану?

Злоупотребления католической церкви

Католический епископ, предоставляющий пленарные индульгенции для общественности во времена бедствия, Лоренцо Лотто, ок. 1524 года. Источник: Wikimedia Commons<br />
Католический епископ, предоставляющий пленарные индульгенции для общественности во времена бедствия, Лоренцо Лотто, ок. 1524 года. Источник: Wikimedia Commons

Католическая церковь обладала обширной властью в Европе XVI-го века в контексте духовной жизни, подвергавшаяся, однако, значительной критике за свои злоупотребления финансового и морального характера. Одной из самых неоднозначных практик была торговля индульгенциями, практики отпущения грехов за деньги, которая позволяла верующим сократить их время пребывания в Чистилище в обмен на определенную денежную сумму. Мартин Лютер видел в этой практике проявление разложения христианской веры.

Помимо практики индульгенции, папский престол обвиняли в лоббировании своих материальных интересов. Высшие духовные посты часто распределялись согласно связям наверху и богатству, в то время как вера не играла никакой роли. Подобные злоупотребления вызывали глубокое недовольство среди верующих.

Теологическая критика

Мартин Лютер, однако, не был удовлетворен лишь одним разоблачением злоупотреблений Церкви: он решил поставить под сомнение сами фундаментальные принципы католической церкви. В его понимании, спасение не может быть достигнуто Великим деланием или через посредника в виде Церкви, а лишь посредством веры и божественного благословения.

Данные идеи нашли свое подтверждение в чтениях Священного Писания, которое Мартин Лютер считал единственным источником авторитета с точки зрения веры. В Писании Лютер отвергает власть пап и соборов, которые он считает людскими, а значит и потенциально ошибочными.

Публикация 95 тезисов

31 октября 1517 году Мартин Лютер развешивает 95 тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге. Данный документ разоблачает практику торговли индульгенциями и призывает к публичному обсуждению церковной реформы. И хотя сам Мартин Лютер не желал немедленного разрыва связей с Церковью, эти тезисы вызвали небывалый скандал.

Благодаря книгопечатанию, идеи Лютера начали распространяться по всей Европе с удивительной скоростью. Они нашли отражение не только в чаяниях верующих, но также и среди аристократии и интеллигенции, заинтересованных в изменениях.

Последствия протеста

Лютер на Вормсском сейме, Антон фон Вернер, 1877 год. Источник: Wikimedia Commons<br />
Лютер на Вормсском сейме, Антон фон Вернер, 1877 год. Источник: Wikimedia Commons

В 1521 году Мартин Лютер был отлучен от Церкви, позже его призвали к ответу на заседании Вормсского рейхстага, где он отверг предложение об отказе от своих идей. Данный акт неповиновения являет собой начало эпохи Реформации, давшей жизнь новой христианской конфессии – лютеранству.

Реформа оставила глубокий след на теле Европы: она не только ослабила авторитет католической церкви, дав толчок развитию национальных государств, но, также, проложила путь самому большому религиозному многообразию. Учение Лютера также делало акцент на индивидуальном прочтении Библии, что положительно сказалось на подъеме уровня образования и распространению книгопечатания.

Полезные ссылки и ресурсы

Lucien Febvre, Martin Luther: Un destin, Fayard, 1928.

Heiko A. Oberman, Luther: Man Between God and the Devil, Yale University Press, 1989.

Перевод с французского от 27.01.2025. Материалы с сайта Revue Histoire.

10
1
22 комментария

А его разве не в США убили?

2
1

это другой, Мартин-Лютер Кинг

2

Осень познавательно и интересно

1

Благодарю:) Советую к прочтению оригинал, если владеете языком.

1

ага, вот только благодаря ему появилась куча ересей среди христиан - пиетисты, якобиты и прочие

1

И до него были гуситы, лолларды, катары и много кто ещё, пускай и не в таком масштабе

1