[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

Для меня, как и для многих миллениалов, творение хорватской игровой студии Croteam является одним из лучших FPS старой школы, наряду с такими хитами ушедшей эпохи как Return to castle Wolfenstein и Half-Life. В этом посте я предлагаю отправиться в ранние нулевые и посмотреть с чего начиналась серия, пожалуй, самых мясных шутеров.

Часть I - Alpha Build

[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

"Alpha" - это единственный ранний рабочий билд Serious Sam доступный в сети. Скачать можно здесь.

Для изучения игроку доступно большое количество уровней, которые зачастую содержат баги и нерабочие скрипты. Однако процентов 70 от всего контента вполне себе играбельны.

Помимо старых карт, игроки также могут обнаружить старые модели оружия и врагов, которые не дожили до финальной версии.

По сюжету (как я предполагаю) крутой Сэм должен был телепортироваться из будущего в древний Египет и половину игры сражаться с армией врагов в пустынной локации.

После победы в Египте, главный герой, скорее всего, приобретал некий артефакт позволяющий путешествовать между разными планетами, среди которых была водная, лавовая или каменная планеты. На каждую планету выделялось в среднем по три-четыре уровня. Такая концепция смены тематик локаций найдет через несколько лет в Second Encounter.

В конце концов Сэм прилетал на планету главного злодея и давал ему бой. Далее видимо был хэппи энд.

Достоверно неизвестно когда был снят дамп этого билда, однако в сети нередко всплывает 1999 год.

Часть II - First Encounter

[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

В марте 2001 года выходит финальная версия первой части приключений Сэма Стоуна под названием First Encounter.

Из игры вырезается все, что касается других планет и остаются только египетские уровни. Допиливается интерфейс, враги и оружие.

Компания насчитывала дюжину локаций, среди которых нередко встречаются открытые пространства. Это по сути и являлось “киллер фичей” движка Serious Engine: много врагов на огромных аренах и это при минимальных требованиях в 64 Мб оперативной памяти, что по нынешним меркам звучит немыслимо.

Игра собрала положительные отзывы у критиков и игроков, а значит продолжение было не за горами. Особенно с учётом того, что наработки для сиквела уже были ещё два года назад.

Часть III - Second Encounter

[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

Почти ровно через год выходит независимый аддон - Second Encounter, что по сути является второй главой приключений Сэма.

Ранние наработки 1999-го года пригодились и тут: снежная планета превратилась в древнюю зимнюю Польшу, а водная планета в долины центральной Америки.

Добавилась пачка новых врагов, пару новых пушек и несколько пауэрапов.

“Кор геймплей” не изменился - игроку также нужно бегать по большим аренам сражаясь с монстрами и боссами собирая различные пикапы.

Игра также собрала теплые отзывы критиков и игроков, а движок Serious Engine уже во всю использовался в проектах сторонних студий. А парочке из них я расскажу ниже.

Часть IV - Игры на Serious Engine 1

[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

В первую очередь я расскажу о проекте, который, знаком многим любителям мясных шутеров нулевых - Nitro Family.

Мне удалось ее застать в год выхода и будучи школьником сильно недоумевал почему эта игра так похожа на Serious Sam. По большому счету это рескин оного, только бои теперь придётся вести на территориях современных военных баз и исследовательских центров. Правда, сами локации стали менее масштабными, врагов на карте поубавилось, а пушки потеряли свой яркий мультяшный шарм.

Но, делает ли это игру плохой? Конечно же нет, это отличный FPS использующий хорватский движок на полную. К прохождению советую всем любителям пострелять по монстрам.

Вторая игра о которой я хотел бы упомянуть это Lost Chaos, которая является (внезапно) MMORPG, выглядит как клон некогда успешной корейской LineAge 2, большего я сказать о ней не могу, так как не играл.

Ну и конечно я не могу не упомянуть Carnivores: Cityscape - продолжение легендарной серии игр про отстрел динозавров. По сравнению с игрой 1998 года геймплей стал быстрее, динозавров убивать чуть проще и в целом игра дарует не самый тривиальный для FPS опыт.

А теперь вернемся к нашему Сэму.

Часть V - Serious Sam - ремейки, порты и переиздания

[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

Сначала расскажу про переиздания, которые выходили ещё в начале нулевых:

Serious Sam: XBOX - игра вышла примерно через полгода после релиза Second Encounter и являлась эксклюзивом для свежевышедшей приставки от Microsoft, включала в себя уровни и оружие из FE и SE и несколько незначительных косметических и технических изменений.

[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

Следом в 2003 выходит похожий сборник для ПК под названием Serious Sam: Gold Edition, помимо двух “прешествий” сборник содержал в себе модификации Dark Island (одиночная игра) и Seriously Warped Deathmatch (многопользовательская игра). На территории РФ данный сборник издавался компаний 1С, а значит все было озвучено и переведено, даже включая модификации.

[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

Ещё через год выходит Serious Sam: Next Encounter для PS2 и GameCube. Игра была разработана Climax Group по лицензии от Croteam.

Примечательно в этом релизе то, что Climax писали свой движок под системы Sony и Nintendo. Доподлинно неизвестно писался этот движок с нуля или были использованы ранние наработки Croteam, однако сказать можно точно одно: игра явно потеряла в масштабах происходящего и сравнима возможно с первой частью Timesplitters.

Однако это всё ещё неплохой шутер по мотивам вселенной Serious Sam, могу рекомендовать его для расслабленной игры на эмуляторе Dolphin для Android или слабого PC. Игра забавная, ни больше ни меньше.

Есть такая поговорка: “В семье не без урода”, и это древнее изречение также подойдет и семейству классических Сэмов. Речь идет о Serious Sam Advance.

Я не понимаю почему нельзя было сделать из SS изометрический шутер, как это было сделано с портом Max Payne на GBA. Вместо этого сделали тормозной клон Doom в который играть на GBA было невозможно… просто посмотрите на это убожество сами:

В 2010 году уже можно было поиграть в HD переиздания обоих пришествий. Движок был уже версии 3, а значит крутых технологий там минимум в три раза больше. И тут я не утрирую: освещение, физика, постобработка - все это на высоте, в полном масштабе и с отличной оптимизацией.

Через 10 лет после этого, один энтузиаст из России портировал Serious Engine 1 под ОС Android и теперь каждый желающий может пройти оба пришествия на своем телефоне. С учётом того что синглплеерных FPS на смартфонах и так раз два и обчелся, то появление такого шедевра как Serious Sam на Android заставит любого любителя классики пройти игру ещё раз.

[ЛОНГ] Старый добрый Serious Sam (PC, Android и консоли)

Часть VI - Заключение

Лично для меня Serious Sam является вторым после Half-Life шутером ,выполненным в полном 3D, в который я поиграл в жизни, поэтому я просто не могу не любить эту игру. А благодаря “мастерской” в Steam я могу легко накинуть пару понравившихся модов на старую игрушку и сыграть в нее по-новому. Кайф.

Если после моего поста вы захотите немного ностальгировать, то я советую брать Serious Sam Revolution, это FE+SE на Serious Engine 1 с мастерской Steam и рабочим мультиплеером.

Для новых игроков я советую приобрести HD версии First и Second Encounter. И бонусом сможете поставить себе Serious Sam Fusion бесплатно для установки и запуска большего количества модификаций.

Спасибо, что дочитали/проскроллили до конца! Ставьте реакцию, пишите комментарий, а если лонг понравился, то можете и репост бахнуть.

И в качестве бонуса вот вам несколько мемов по франшизе (осторожно! матюки и не смешные шутки):

71
1
1
1
1
50 комментариев

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

18

Гифка со звуком

6

Всегда было не понятно, почему Сэм на первом и втором арте так отличается.

4

Изначаьно Семен был пародией на Дюка нюкема, и собственно тут он очень на него похож.
Думаю эту обложку сделали заранее когда концепция персонажа постоянно менялась но в итоге решили оставит такой.

Меня лично смущают больше летающие клиры на обложке.)

2