Sid Meier´s Civilization
Признаться, это вот всё родилось спонтанно. Не планировал ничего писать. Думал, картинку закину, чтобы триггернулись, как старые бабки начали галдеть "ко-ко-ко, зачем предзаказывать цифровую копию", "купил бы через 6 лет полную версию" и всё такое.
Но, чутка порефлексировав, понял, что из всех игр, с которыми я познакомился в середине 90х, цива - буквально одна из тех трех-четырех, в которые я играю до сих пор.
Цивилизация так или иначе была рядом со мной почти всю мою игровую жизнь.
Где-то в 1997-1998 годах в гостях у одноклассника мы играли в самую первую на немолодом ноутбуке Toshiba; красили карту в белый за Иосифа Виссарионыча. Напару с X-COM: UFO Defense это была первая стратегия в моей жизни.
Игра была весьма базовой, можно сказать даже примитивной, но сама идея, возможность взять и провести народ от кучки первобытных голодранцев до исследователей космоса - это было что-то.
Конечно, в те золотые времена цивилизация уже не была единственной в своем роде 4Х - примерно в то же время я познакомился и с MoO, и Ascendancy, и с более красочной и продвинутой Sid Meier's Colonization (тоже важная веха, именно в ней появились всякие прикольные товары и полезные ресурсы, которые должны были обрабатывать колонисты).
Но все эти игры либо концентрировались на более узком промежутке времени, либо существовали в фантастическом сеттинге, где технологический разрыв между лазерами и фазерами весьма проблематично.
А вот в цивилизации масштаб развития от алфавита то космического корабля взрывал мозг.
Третья часть уже стояла на моём первом ПК спустя несколько лет, наряду с HoMM4. И, надо сказать, из всех она нравится мне меньше всех.
Ванилла была ощутимым шагом вперед - города начали производить культуру, появилась возможность культурных же захватов и победы, на карте возникли стратегические ресурсы, а страны, наконец, перестали отличаться лишь цветом - появились уникальные юниты и различия в стартовых технологиях.
Но третья часть не очень нравилась мне графически, а всю эту "первобытную" перкуссию из ранних веков я не переношу до сих пор.
Дополнения до нас докатились сильно позже, Conquests я смотрел уже достаточно поздно. И хорошо, ведь местами там была натурально жесть - типа статуи Зевса или ордена Тамплиеров. Желания в это играть было мало.
А потом была четверка, о-о-о.
Четвертую часть в 2005 я сначала не раскусил - увидел в гостях, как играет другой товарищ. Но он, судя по всему, тыкался на низких уровнях сложности, где все получается без особых усилий и интереса не вызывает.
Так что игра со строны показалась мне какой-то бестолковой. Но, через годик-другой, распробовал как следует - Civ 4 в значительной мере работала на Python, видимо потому почти без проблем бегала через cedega (был такой игровой форк эмулятора wine) на моей домашней Ubuntu. Был такой период в моей жизни, когда я фор фан пробовал всякие дистрибутивы для повседневного использования.
Думаю, именно тогда я больше всего часов в циву и наиграл, четверка была прекрасна.
Прежде всего - это я понял сильно позже - в ней очень приятно реализованы аграрные революции, когда с развитием способов хозяйствования увеличивается количество производимой еды. И уже не каждый житель города должен заниматься аграркой и обрабатывать тайл, еды хватит даже на тех, кто занимается каким-либо ремеслом. И тут на сцену выходят специалисты - в городах могут работать всякие кузнецы, ученые, всякие ремесленники.
Ну и, разумеется, чем больше у вас, скажем, кузнецов в стране, тем выше шанс на то, что один из них будет сильно ловчее и талантливее остальных. И тут впервые появились Великие люди - ученые, инженеры, художники, торговцы, генералы...
Появились мировые религии, привязанные к определенным технологиям (мистицизм изучил - держи буддизм) - если раньше мы просто строили храмы ради культуры, то сейчас можно основывать полностью свои верования и распространять по планете. Или устраивать религиозные войны, кому как больше нравится. В поздней игре по похожему принципу начинают работать корпорации.
Ряд чудес света строился быстрее при наличии ресурсов поблизости, что тоже крайне разумно. В реальности же намного быстрее получится построить, скажем, пирамиды, если источник камня поблизости и не придется его тащить за тридевять земель.
Словом, игра была чудо как хороша, в ней всё было вкусненькое, логичное, интересное. Она давала невообразимое количество возможностей для отыгрыша за счет новой системы цивиков, религии, специалистов, великих людей. А какая там была озвучка! При изучении каждой технологии диктор проговаривал цитату или афоризм, многие из них врезались в подкорку, и я использую их и по сей день.
Так что, когда спустя несколько лет я узнал, что выходят пятая часть - я побежал оставлять предзаказ на коллекционку. Стоило такое в 2010 году, как сейчас помню, 999 рублей. По тем временам весьма немало. Кто помнит свои зряплаты пятнадцатилетней давности - прикиньте сами.
Тут я было хотел написать, что пятая цива была вообще моей первой игрой, активированной в стиме, но это не совсем так.
Первой была всё же Fallout: New Vegas, а физика пятой цивы доехала чуть позже. Но не суть.
И, знаете, как-то не сложилось поначалу с пятой частью - неоднозначный ОЮНТ, штрафы за всё подряд, счастье на всю империю, платные дороги. Казалось, что игра про строительство цивилизации слишком сильно штрафует меня за строительство цивилизации.
Она очень круто выглядела (и до сих пор визуал нисколько не устарел), нереально круто звучала, всё в ней было сильное дороже и моднее..
Но если четвертая часть была огромным скачком в качестве, то пятая ощущалась как маленький шажок в неудобных ботинках.
Как же жаль, что что в пятой, что в шестой, пошли по схеме упрощения. Если раньше было несколько уровней, то сейчас любая геймплейная задумка одномерна. Научная ветка маленькая и совершенно не разветвленная в новых частях. В четвертой продвижение по науке возможно и с помощью дипломатии, в дальнейшем все забили на это. Дипломатию даже в визуальном плане порезали: если раньше было видно кто с кем и как взаимодействует, то сейчас ничего такого нет. Влияние культуры на границы вернули только в шестой, да и то в урезанном виде - никакого поэтапного отжима нет. Влияние дорог тоже на развитие убрали, да даже железную дорогу и ту убрали. Карта маленькая, режима планеты нет, морские проходы на полюсах часто отсутствуют. Систему паромов убрали. Единственное развитие в пятерке это один тайл - один юнит, а в шестерке это районы. Но как же много они похерили.
В то время я уже начал встречаться (а потом и жить) со своей будущей женой, потому интерес к играм немного угас, а свободного времени почти не осталось. В пятую часть я наиграл сильно меньше, чем в четверку.
А зря, игра нисколько не устарела до сих пор - хотя кому я рассказываю, вы и сами всё прекрасно знаете. Кто-то до сих пор за неё топит, как за вершину серии.
Шестую часть осенью уже 2016 (блин, как будто совсем недавно было) я предзаказывал за 2499 рублей за делюкс-издание. На старте она мне тоже чем-то не глянулась, так что я тоже подзабросил после нескольких партий. И тоже зря. Довели до ума, пропатчили, обновили.
Сейчас вот поставил на работе, чтоб запускать в перерывах - роскошная игра, одна из самых красивых, глубоких и комплексных стратегий, в которые я играл. Со множеством контента, механик и способов достижения цели.
Просто - как и всегда в серии - надо делать сложность повыше, чтоб не фейсроллить и строить всё подряд, чтоб игра в бесконечный скип ходов не превращалась. Чтоб ценность каждого хода и управленческого решения была выше. Вот тогда хорошо, тогда здорово будет.
Все эти прозрения и вдохновения, районы-кварталы, сотни чудес, куча лидеров и наций, вера и ресурсы, археология и туризм, наводнения, вулканы, грызня за политическое влияние - конфета, а не игра. Глаза разбегаются от изобилия возможностей.
И вот, наконец, анонс седьмой части. Сначала встретил со скепсисом, потом заценил внешний вид, потом потихоньку стали на глаза попадаться дневники разрабочеков.
И чем больше я читал, тем больше проникался их подходом к решению проблем предыдущих частей. Там всё не так однозначно, люди действительно хотели сделать игру интереснее, динамичнее, избавиться от проблем, которые тянутся еще с третьей части.
И для смены стран есть причины, и для новой системы городов-поселений (?? city-town не знаю, как переведут), и для изменений в боёвке и политике. Да, возможно, не всё пройдёт удачно, где-то староверы будут в ярости, где-то интерфейс будет неудобным и некрасивым.
Но это Civilization - ни одна из игр в серии не была заброшена и, в итоге, каждая была по-своему гениальной. В конце концов, эти люди еще ни разу не подводили. Из раза в раз они создают лучшую 4Х стратегию, кредит доверия огромный.
А еще выход новой цивилизации никогда не ставит крест на предыдущих частях, не отменяет и не делает их "неактуальными", как выражаются некоторые. Если не нравится новая - можно спокойно играть в пятую. Или шестую. Или четвертую. Каждая предлагает свой взгляд и свой подход на развитие целого народа.
Так что Цивилизация Сида Мейера - мой хлеб с маслом, моя игра на десятилетия. Я играл в неё в детстве, юношестве и зрелости. Играл, будучи школьником и отцом детей. Это игра, которая привела меня в Steam (ну, почти) и которая научила покупать DLC (хе-хе).
A game is a series of interesting choices
Отыграть реалистичный сценарий или пойти по какой-то своей безумной ветке альтернативной истории? Играть мирно или кататься танками по всем встречным-поперечным? Играть в огромную империю или в несколько развитых городов? А может, вообще сыграть через религию, раз уж неподалёку оказалась гора с бонусом к вере?
Это вечная серия с безграничной реиграбельностью, и я искренне рад, что моё знакомство со стратегиями началось именно с неё.