Слава богу, ты ушёл: обзор «Бамблби»
Без Майкла Бэя «Трансформеры» снова стали хорошими.
11 лет назад Майкл Бэй подарил нам не столько хороший фильм, сколько мечту о нём. Первые «Трансформеры» своим монтажом и подачей напоминали клип с MTV, но целому поколению запали в душу как тот самый альбом любимой рок-группы. Он сырой, немного неряшливый, но из-за него ты ещё много лет будешь прощать своим кумирам все неудачные эксперименты.
С тех пор обезумевший Бэй выдал ещё почти 13 часов вертолётов в закатных лучах, нарочито искусственных взрывов и упругих модельных задниц во весь экран, так ни разу и не вызвав тех же эмоций, что были у зрителей от первого фильма. И только в 2017 году человечество смогло собрать волю в кулак и сказать «Хватит!», после чего режиссёр со сломанным чувством меры наконец-то хлопнул дверью и пошёл снимать что-то другое.
Именно поэтому на «Бамблби» многие смотрели с осторожностью и лёгкой надеждой одновременно. Страшно обжечься на «Трансформерах» снова, но уж очень хочется посмотреть, как с ними справился другой режиссёр.
Фильм Трэвиса Найта находится в интересном положении. С точки зрения основных атрибутов франшизы — это не перезапуск, а именно спин-офф. Те же продюсеры, та же вселенная, те же голоса в озвучке, тот же жёлтый робот на первом плане. И даже всё тот же Бэй в титрах. Сменился только режиссёр.
Но этот особый статус — одна из тех причин, по которым «Бамблби» производит такое сильное впечатление. Он постепенно исцеляет раны, оставленные предыдущими частями. В открывающей сцене, где зрителям показывают войну на Кибертроне, новый фильм немного похож на очередную работу Бэя, однако стоит Бамблби прилететь на Землю, как у сольника постепенно появляется собственный характер.
В отличие от своего предшественника, Трэвис Найт не заполняет сюжет бесчисленными крикливыми идиотами, которые постоянно впопад и невпопад шутят, а даёт истории дышать. «Бамблби» — лаконичное, уютное кино, местами похожее по настроению на инди вроде «Леди Бёрд».
Основной конфликт тут разворачивается вокруг одной семьи, каноничного полковника с прямоугольной челюстью в исполнении Джона Сины, и трёх роботов. Ровно по этой причине Найту хватает всего двух часов на то, чтобы развернуть полноценную интригу, влюбить зрителя в главных героев и даже показать их в развитии, чего Бэю за десять лет не удалось ни разу.
Как оказалось, ведущий аниматор студии Laika — идеальный кандидат на роль спасителя «Трансформеров». Найт смог превратить Бамблби из спецэффекта в полноценного анимационного персонажа.
Чтобы добиться нужного эффекта, новый режиссёр использует примерно те же приёмы, что и Pixar в «ВАЛЛ-И». Отсутствие голоса у робота компенсируется живой мимикой и комичными жестами. У Бамблби в фильме нет двух дискретных состояний «машина» и «робот». В бою он расширяется и становится выше, а, когда боится, наоборот, сжимается. Иногда, когда ему это необходимо, он трансформируется лишь частично, оставляя торчащую руку или пару колёс. В жёлтого робота здесь впервые действительно вдохнули жизнь, и он легко крадёт у живых актёров лучшую сцену фильма.
С сюжетом Найт мудрить не стал. «Бамблби» — классическое семейное кино о добром пришельце.18-летняя Чарли Уотсон в исполнении Хейли Стейнфилд никак не может отойти от внезапной смерти отца и начать полноценно жить дальше, как вдруг у неё в гараже объявляется инопланетянин, который тоже лишился отцовской фигуры — Оптимуса.
И эту простую формулу Найт отрабатывает со всей академичностью, свойственной аниматорам, у которых любая лишняя сцена — недели или даже месяцы работы впустую. Бамблби и Чарли не только по ходу дела помогают друг другу повзрослеть и раскрепоститься, но и вместе спасают мир. И тот факт, что на Землю пока прилетел только один автобот, приносит фильму немало пользы.
Бамблби здесь в меньшинстве, и поэтому ему по-настоящему нужна помощь людей, а людям — его.
Тяжёлое положение автобота на Земле работает и на интригу. Все прекрасно понимают, что с жёлтым роботом ничего не случится, но Найту всё же удаётся поддерживать постоянное чувство тревоги. Во многом поэтому редкие экшен-сцены в этом фильме не усыпляют, как у Бэя, а, наоборот, заставляют вжаться в кресло. Бамблби намного меньше своих противников, ему приходится использовать окружение, чтобы выжить.
И Найт при этом никогда не мешает смотреть на экшен — наоборот. У него почти нет трясущейся камеры, а аккуратный монтаж позволяет разглядеть все мелочи. Поэтому, в отличие от предыдущих частей «Трансформеров», со спин-оффа выходишь отдохнувшим, а не измученным. Тем более, что фильм идёт меньше двух часов.
Этот фильм и так был бы хорош, но ностальгия по восьмидесятым делает его ещё лучше. За исключением стилизованного под ретро хип-хоп трека от L'One в титрах, в фильме звучит только аутентичная музыка тех времён, а главные герои постоянно вспоминают то «Альфа», то «Клуб „Завтрак“ ». Но восьмидесятые здесь не только в отсылках, но и в самой подаче. Погоня в финале, кажется, напоминает все фильмы Спилберга тех времён разом.
После просмотра «Бамблби» по-настоящему печалит только одно. Фильм заканчивается так, словно это был лишь эксперимент, и у Hasbro и Paramount нет планов продолжать франшизу в таком же формате. Было бы здорово, если бы студия попросту наплевала на все предыдущие части и двинулась дальше в направлении, заданном «Бамблби», а очаровательная Чарли в исполнении Хейли Стейнфилд стала бы новой главной героиней.
Потому что Найту, кажется, удалось невозможное — он воплотил в жизнь мечту, которую нам 11 лет назад подарил Бэй. Он вернул роботам классический вид, наконец-то дал «Трансформерам» сердце, да и просто снял действительно хороший фильм во франшизе, которая уже казалась мёртвой.