Носферату 2024: пример удачного ремейка

Я всегда с определенным скепсисом относился к такому явлению, как ремейки. Мне, неисправимому консерватору, казалось, что они означают лишь творческий кризис создателей. Но, как оказалось, это не всегда соответствует действительности. Некоторые вещи вполне способны заиграть иными красками, если их пишет рука подлинного мастера. Именно такая ситуация сложилась с фильмом «Носферату», который вышел в декабре прошлого года.

Осторожно, будут спойлеры!

Пару слов об оригинальной ленте

«Носферату» 2024 года - ремейк одноименного немецкого немого фильма 1922 года. В свою очередь, лента является неофициальной экранизацией культового романа Брэма Стокера «Дракула». В свое время выход «Носферату» ознаменовался скандалом с родственниками умершего на тот момент писателя. Ибо даже несмотря на измененные имена, время действия, локации и внешний вид главгада, сюжет остался почти неизменным. К жутковатого вида аристократу приезжает молодой клерк для заключения сделки по продаже недвижимости в крупном городе. Хозяин замка видит у гостя портрет его невесты и желает её. Дальше, как говорится, события развиваются с утомительной неизбежностью.

Макс Шрэк в роли графа Орлока
Макс Шрэк в роли графа Орлока

Вдова Стокера таких приколов не оценила и немедленно подала в суд на любителей пива с сосисками. Немецкие творцы суд проиграли и потому - должны были уничтожить все копии своего детища. Но, к счастью для потомков, пара штук все же уцелела благодаря тевтонской изворотливости. И между прочим, это подлинное сокровище. Шутка ли - это первый фильм про вампиров в истории, который дошел до наших дней, в отличие от других экранизаций. Например, лента «Смерть Дракулы» 1921 не сохранилась и считается утерянной.

Особо останавливаться на оригинальной ленте я не вижу смысла. Что вообще можно хотеть от немого кино? Сейчас они выглядят комично, спору нет. Однако можно только гадать, какой фурор подобные фильмы производили в свое время…

Тем не менее, пару моментов я бы все же хотел отметить.

Во-первых, образ Орлока. Он гораздо ближе к внешнему виду вампиров из легенд - высохший крысоподобный монстр, буквально живой труп. И он действительно наводит жути, я не на шутку испугался в детстве, когда случайно наткнулся на картинку этой твари. Именно этот образ чаще всего теперь берут кино- и игроделы, когда хотят показать вампира неким переходным звеном между человеком и летучей мышью.

Во-вторых, сюжетный ход, что солнечный свет для вампира смертелен. Да, эта деталь отсутствовала в романе Стокера. Там граф спокойно ходил по Лондону при свете дня, но судя по всему, не мог сполна использовать свои способности. И убивать его пришлось «вручную», холодным оружием, в отличие от немецкой версии.

Цитата из романа:

«На мои расспросы сторож сказал, что днем посетителей было совсем мало, лишь один худой мужчина с седой бородой и красными, налитыми кровью глазами долго стоял перед клеткой и даже просунул руку через решетку, чтобы погладить самого старого и злого волка. Казалось, он вовсе не боялся его. Этот самый волк и исчез...»

Так что клише, которое мы 100 раз видели в самых разных картинах про кровопийц, впервые засветилось именно в немецкой экранизации.

Гэри Олдман в роли Дракулы из фильма 1992 года (обратите внимание, вампир стоит посреди Лондона днем)
Гэри Олдман в роли Дракулы из фильма 1992 года (обратите внимание, вампир стоит посреди Лондона днем)

В-третьих, обвинение в антисемитизме. Да, звучит немного странно и попахивает конспирологией. Но, если вспомнить, что творилось в Германии того времени и сопоставить черты графа Орлока с карикатурными изображениями евреев…Уже не так притянуто за уши, да? И как вишенка на торте - восточноевропейское происхождение кровопийцы. Мораль думайте сами, но, как говорится, на всякий случай осуждаю.

Ремейк/перезапуск 1976 года

К 1970-м права на Дракулу как персонажа перестали быть собственностью Стокеров и перешли в общественное достояние. Этим немедленно воспользовался именитый в наши дни немейкий режиссер Вернер Херцог (снявший культовый фильм «Агирре, гнев Божий») и создал новую версию уже известной истории. К этому моменту на экраны вышло уже больше десятка фильмов про знаменитого вампира, в том числе всемирно известная лента с Белой Лугоши 1931 года. Некоторые из этих творений, включая вышеупомянутую картину с венгерским актером, получили горячую любовь публики и дополнили образ вампира ещё несколькими характерными штрихами. Например зализанные назад волосы (преимущественно черные) и высокий воротник. Ни то, ни другое в романе не встречалось, но публику уже не переубедить…

Бела Лугоши в роли Дракулы (1931)
Бела Лугоши в роли Дракулы (1931)

Но вернемся к фильму Херцога. В этот раз имена персонажей соответствуют Стокеровским, разве что имена главной героини и её подруги поменяли местами. Однако лента всё также носит название «Носферату», основные сюжетные ходы прежние, действие происходит в Германии вместо Англии и внешний вид главного злодея ближе к Орлоку, нежели к книжному Дракуле (хотя он уже менее монструозен). Режиссер сделал это сознательно, поскольку считал ленту 1922 года едва ли не лучшим фильмом в истории Германии и мечтал создать именно новую версию «Носферату», а не экранизировать роман.

Cкандальный Клаус Кински в роли Дракулы (1976)
Cкандальный Клаус Кински в роли Дракулы (1976)

Но Херцог не был бы самим собой, если бы не добавил толику драматизма в картину. Во-первых, в его версии «Носферату» нет хэппи энда. Главный герой в конце фильма окончательно становится вампиром. Это исключительно нововведение германского режиссера, практически во всех остальных экранизациях «Дракулы» Харкер/Хуттер остается человеком.

Во-вторых, Дракула в этом фильме напоминает не монстра, а уставшего от жизни старика, который искренне хочет, чтобы его любили. В его жестах, мимике и повадках прослеживается скорее нерешительность, а не жестокость и жажда крови. Есть что-то трагичное в этом бледном, изможденном изгое. А пронзительный взгляд Клауса Кински лишь добавляет ему отчаяния. Все говорит о том, что вампир здесь - отвергнутая фигура, который мечтает почувствовать то, что подвластно лишь людям.

Носферату 2024: пример удачного ремейка

Проще говоря «Носферату» 1976 года - первый крупный проект, где режиссер пытается вызвать у зрителя сочувствие к вампиру. На пару лет раньше подобная тема проскальзывала в британской ТВ-версии «Дракулы» с Джеком Пэлансом, но этот сериал не был известен широкой публике.

До пика же идею вампира-трагичного злодея довел маэстро Фрэнсис Форд Кополла, который в своей адаптации 1992 года выкрутил её на максимум. Американский режиссер создал уже полноценную и фактически взаимную любовную линию, которая по сюжету ещё и тянется через века. Его Дракула в исполнении блистательного Гэри Олдмана не просто вожделеет невесту главного героя. Граф очаровывает её настолько, что девушка оказывается связана с ним ментально. В сцене, где Мина Харкер пробует кровь Дракулы, уже нет намёка на изнасилование, как было в книге. Нет, героиня Вайноны Райдер явно идет на это добровольно. Да-да, дорогие читатели, корни «Сумерек» надо искать именно в этих двух лентах, ибо всё новое - хорошо забытое старое!

Примечательно, что Ф. Кополла сохранил верность первоисточнику не только в том, что Дракула способен гулять при свете. В фильме 1992 года вампир молодеет после каждой «выпитой» жертвы. В большинстве других фильмов это упускается.
Примечательно, что Ф. Кополла сохранил верность первоисточнику не только в том, что Дракула способен гулять при свете. В фильме 1992 года вампир молодеет после каждой «выпитой» жертвы. В большинстве других фильмов это упускается.

Носферату 2024 года

На этот фильм я шел, признаться честно, не без опасений. Слишком уж много за последнее время вышло ремейков. В лучшем случае это были непримечательные кальки, как «Дом у Дороги». В худшем - полная бездарщина и спекуляция на имени оригинала, как «Ворон» (получается, бедный Билл Скарсгаард играет уже в третьем ремейке за свою карьеру). К тому же, одну из главных ролей сыграла Лили-Роуз Депп, которую, несмотря на выдающихся родителей сложно назвать интересной актрисой.

Но любопытство все же пересилило. Все же это был не очередной «Дракула», а обращение к «золотой классике». Плюс, в режиссерском кресле сидел творец «Маяка» и «Варяга» Роберт Эггерс. Наконец, главные роли были отданы талантливому Николасу Холту (»Безумный Макс», «Люди Икс», «Фаворитка»), упомянутому выше Биллу Скарсгаарду («Оно», «Взрывная Блондинка») и аж самому Уиллему Дефо ( «Взвод», «Американский психопат», «Человек-Паук»). Поэтому, билет был куплен, а взор устремлен в экран.

Почему «Носферату» 2024 года - лучший фильм про вампиров за последнее время

С первых же минут все мои опасения развеялись. Я наслаждался каждой минутой фильма, абсолютно не жалея, что рискнул своим временем. Эггерс не просто переснял немое кино. Режиссер вдохнул в него новую жизнь и, что самое удивительное, сделал поистине уникальный образ вампира. Но обо всем по порядку.

Носферату 2024: пример удачного ремейка

Красавица и Чудовище

Фильм начинается с ночного кошмара главной героини, в котором ещё юная и незамужняя Элен умоляет, чтобы хоть кто-нибудь избавил её от одиночества и подарил любовь. Неожиданно, на неё нападает чудовищно изуродованная фигура, в которой сразу угадывается главный антагонист картины.

И это, признаться честно, неординарный ход, демонстрирующий фантазию режиссера, который не пожелал идти по протоптанной дороге и полностью повторять сюжет прошлых картин. В оригинальном романе и обоих «Носферату» прошлого века вампир возжелал девушку, просто увидев её на фотографии в медальоне. Звучит банально, но в целом - показывает жадную и испорченную натуру злодея. В «Дракуле» же 1992 года невеста главного героя внешне была полной копией невесты самого графа, когда тот был ещё человеком. Безусловно, красивая история про любовь сквозь столетия. Если отбросить тот факт, что вампир, желая заполучить себе Мину, сожрал, по меньшей мере полтора десятка людей и склонил её к измене своему жениху. Романтизация злодея налицо, что я снова категорически осуждаю.

Здесь же мы видим, что девушка сама навлекла на себя проклятие неосторожными мольбами и сама впустила злодея к себе в душу. Намеренно или нет, но Эггерс здесь следует канонам христианства, показывая недобрую сторону как оккультизма, так и добрачных связей (девочки, будьте осторожны, общаясь с незнакомцами в сети. Вашим «ангелом-хранителем» может оказаться старый страшный румын-педофил). Довольно необычный и смелый сценарный ход в наш век.

Носферату 2024: пример удачного ремейка

Хочу отметить, что вопреки моим опасениям, Лили-Роуз Депп оказалась идеальной кандидаткой на подобную роль. Её бледное лицо, контрастирующее с черными волосами, её пугающая меланхолия, внезапно переходящая в жуткие приступы…Потрясающий образ для подобного кино. Вполне вероятно, что здесь Эггерс ориентировался не на оригинал 1922 года, не на книгу Стокера, и даже не фильм Кополлы. В черно-белой картине Элен была жизнерадостной хохотушкой, что видно с первых кадров. В романе и американском «Дракуле» Мина (так звали объект страсти Дракулы в оригинале) она уже не улыбается во весь рот каждую секунду, но все также эмоциональна в положительном ключе. Новая же версия Элен Хуттер очень схожа с героиней Изабель Аджани из «Носферату» 1976 года - бледная, черноволосая девушка c безумным взглядом, страдающая от ночных кошмаров.

Изабель Аджани в роли Люси Харкер в фильме 1976 года
Изабель Аджани в роли Люси Харкер в фильме 1976 года

Образ графа Орлока

Это, пожалуй, главное достоинство фильма. Внешний вид вампира держался в секрете до самой премьеры. Его не показывали ни на промо, ни в тизере. Я был крайне заинтригован, полагая, что мы получим очередную вариацию уже виденных ранее монстров. Однако здесь Эггерс превзошел сам себя, внезапно создав полностью КАНОНИЧНОГО и АУТЕНТИЧНОГО вампира. Таким, каким должен быть оживший мертвец из Восточной/Южной Европы. Его Орлок представляет собой двухметрового полуразложившегося венгерского дворянина 15 века, хрипящего, как нечто среднее между Генералом Гривусом и человеком на ИВЛ. Который щеголяет не в вычурном готическом прикиде, а в меховом кунтуше и шапке-магерке. Но что самое удивилтельное - вампир носит огромные усы и прическу - чуб.У многих зрителей, привыкших к смазливым гладковыбритым вампирам, это вызвало недоумение. А между тем, именно такой образ выглядит наиболее аутентичным. Кровопийцы, которых мы регулярно видим в массовой культуре, пришли туда из сербского, хорватского, болгарского, греческого и румынского фольклора. И персоналии этого региона уж точно не выглядели как Дракула Белы Лугоши с его зализаными до блеска волосами.

Концепт-арт Графа Орлока для «Носферату» 2024 года. Выглядит очень близко к тому, что получилось на экране
Концепт-арт Графа Орлока для «Носферату» 2024 года. Выглядит очень близко к тому, что получилось на экране
Носферату 2024: пример удачного ремейка

В самом романе Брэма Стокера усы, кстати, тоже были. Цитата:

Потом раздался звук гремящих цепей, шум отодвигаемых массивных засовов, и большая дверь медленно распахнулась. В дверях стоял высокий старик с чисто выбритым подбородком и длинными седыми усами; одет он был с головы до ног во все черное. В руке старик держал старинную серебряную лампу, в которой пламя свободно горело без какого бы то ни было стекла или трубы и бросало длинные, трепещущие тени от сквозного ветра.

Но эта деталь, как впрочем и ряд других моментов, во всех экранизациях опускается. Так что Эггерс и здесь оказался первопроходцем.

Однако не одними усами едины. Орлок в новом фильме - настоящее неупокоенное зло во плоти. В нем нет ни намека на таинственность, загадочность или трагичность. Это безжалостная тёмная сила, которая ни перед чем не остановится, чтобы получить желаемое. Привыкли, что вампиры в большинстве фильмов кусают жертв с неким изяществом, будто даря им последний поцелуй? Ну уж нет. Здешний граф-кровосос буквально вгрызается тело жертвы, оставляя на её несчастном теле звериные укусы и чумные нарывы. Как и в двух прошлых версиях «Носферату» спутники злодея - не изящные нетопыри и свирепые волки. Орлок руководит ордой ненасытных мерзких крыс, которые с его прибытием начинают разносить заразу по городу. Это ещё раз подчеркивает, что сама смерть выбралась из могилы и явилась за несчастными жителями Визборга.

Носферату 2024: пример удачного ремейка

Взаимодействие монстра и девушки также приятно удивило. Эггерс остался верен как канону романа, так и сюжету немецких экранизаций и воздержался от взаимной симпатии между Эллен и вампиром, как сделал Кополла. Девушка искренне стыдится того, что у нее возникла связь со столь отвратительным созданием и всем сердцем ненавидит Орлока. Но при этом, осознавая, что сама навлекла проклятие на своих близких, фрау Хуттер вынуждена пожертвовать собой, дабы уничтожить монстра, которого сама вытащила из мира мертвых. Такой поступок делает главного женского персонажа не damsel in distress, а подлинной героиней своей истории.

Разумеется, в сравнении с «Дракулой» и американской экранизацией подобная концовка смотрится гораздо более драматичной. Но это лишило зрителя сразу двух вещей: хэппи-энда и экшн-составляющей. В романе и фильме 1992 года девушка остается жива. Вампира же не поймали в ловушку с солнечным светом, а уничтожили в рукопашной схватке, сначала отрубив голову, а затем пронзили сердце ножом ( в фильме действия были в обратном порядке, но не суть).

финальный бой из фильма 1992 года
финальный бой из фильма 1992 года

Визуальный ряд

В демонстрации ужасов и насилия, которые сопровождают Орлока на его кровавом пути, Эггерс постарался на славу. Фирменный почерк режиссера «Ведьмы» и «Варяга» в этих моментах проявляется особенно ярко, показывая зрителю неумолимость порождения тьмы. Но Эггерс также славится своим визуалом преимущественно серых тонов, что идеально подходит для репрезентации северной Германии первой половины XIX-го столетия. Величественный, несколько чопорный Визборг с его каменными мостовыми и высокими шпилями поначалу предстает перед нами несколько меланхоличным, несмотря на канун Рождества. Такой образ города, соответствующий первым двум «Носферату», сильно конрастирует с Лондоном у Стокера и Кополлы. Эти два творца изобразили столицу Империи мегаполистом с переполненными улицами, на которых прятался зловещий граф.

Визборг из фильма 2024 года
Визборг из фильма 2024 года
Лондон из фильма 1992 года
Лондон из фильма 1992 года

Стремясь обеспечить плавность картинки и взаимосвязанность происходящего на экране, Эггерс использует прием, когда одно предыдущее изображение симметрично накладывается на последующее и исчезает в нём. Особенно символично это выглядит в сцене, где фигура Элен Хуттер медленно растворяется в тёмном силуэте графа Орлока, стоящего в аналогичной позе.

Отдельно хочется выделить и то, как был показан Карпатский регион. Если в двух предыдущих версиях «Носферату» малый хронометраж не позволил полноценно раскрыть эту часть повествования, а Кополла попросту не стал заострять на путешествии Джонатана особое внимание, то в новой версии всё иначе. Эггерс с дотошностью воссоздал аутентичную деревушку, будто бы сошедшую со страниц повестей Гоголя и уделил немало внимания убранству домов и местной православной церкви.

Более того, режиссер дал достаточно экранного времени колоритным местным жителям, которые выглядят как аутентичные цыгане и разговаривают на чистейшем румынском. Им в фильме отведена важная сюжетная роль. Именно развеселые ромалэ совершают ритуал, который демонстрирует главному герою сущность таинственного графа. Любопытно, что в романе было с точностью наоборот - цыгане выступали как приспешники Дракулы и активно пытались помешать главным героям убить своего господина.

Носферату 2024: пример удачного ремейка

Актерский состав

Про Лили-Роуз Депп и Билла Скарсгаарда я расписал довольно много, но как и говорилось в самом начале - на этом список звездных персоналий Носферату не ограничивается. Отлично справились со своими ролями и остальные актеры. Несколько изящный Николас Холт, ранее примерявший на себя образы из похожей эпохи, прекрасно смотрится в роли молодого человека, который из просвещенной Европы неожиданно попадает в обитель колдовского кошмара. На протяжении всего фильма его актерская игра держит в напряжении - справится ли Томас со свалившейся бедой или же безумие овладеет им?

Носферату 2024: пример удачного ремейка

Иного ждешь от персонажа Аарона Тейлора-Джонсона. Фридрих Хартинг, выглядящий как заправский ковбой, который случайно примерил модный сюртук, на деле сразу оказывается слабохарактерным и неспособным сопротивляться тьме. Не сумев поверить в то, что Визборг оказался во власти сверъестественной сущности, Хартинг впадает в отчаяние и выбывает из борьбы с Орлоком.

Носферату 2024: пример удачного ремейка

Ну и конечно же каждую секунду экранного времени блещет монументальный Уиллем Дефо. Профессор фон Франц, местный аналог Ван Хельсинга в его исполнении, поначалу предстает перед нами безумным ученым, который мало отличается от главного приспешника Орлока, оккультиста фон Кнокка. Тем не менее, его помешательство на деле оказывается лишь эксцентричностью. Фон Франц - великолепный знаток тёмных ритуалов, который мгновенно распознает присутствие в Визборге вампира. При этом, его душа не канула в бездну дьявольской магии, герр Альбрехт остается крайне верующим человеком. Более того, он не просто книжный червь, а отчаянный боец, который не боится лично встретиться с Орлоком.

И если всё остальное является полным соответствием книжной версии, то эсцентричность фон Франца(отрывистые движения,резкие приступы хохота и улыбка сущего психопата) явно списана с Ван Хельсинга из фильма Кополлы, где этого персонажа сыграл маэстро Энтони Хопкинс.

Носферату 2024: пример удачного ремейка

Итог

На данный момент я готов провозгласить этот фильм лучшим произведением про вампиров за последние 50 лет. Эггерс, обращаясь к классике, сумел сохранить общую канву повествования и, сдобрив её своими фирменными фишками, преподнес нам подлинный шедевр с абсолютно уникальным образом вампира. Режиссер умело позаимствовал все лучшие моменты из прошлых экранизаций и грамотно соединил их в своей ленте. Так что тем, кто желает снять ремейк уже известной истории, стоит ориентироваться именно на Носферату.

17
1
37 комментариев

Мне понравился Дракула 2014 года. На этом всё 😎

2

Он своеобразный, но по своему интересный, соглашусь. Любопытное слияние мистики и истории в одном повествовании. Причем не самое плохое, надо сказать

Отличная рецензия к шикарному фильму)

1

благодарю!

1

нифига тут текста много 🤯🤯🤯

1

Фильм очень хорош. Ждём экранизацию Бладборна, Ван Хельсинга, Dishonored и ещё многих историй с похожим сеттингом от данного режиссёра.

1

как раз видел новость, что Эггерс собрался что-то про оборотней снимать