Токсичность веры в INDIKA

Начиная проходить INDIKA я всё не мог понять, что с операторской работой с игры. Она будто отдаёт вайбом нулевых, когда камеру ставили просто чтобы персонажей было видно. Но по мере прохождения стало ясно, что у Odd Meter и Дмитрия Светлова есть своё видение.

Версия в формате видео, все таки про кат-сцены порой разговор идёт.

Сегодня я хочу разобрать некоторые визуальные приколюхи INDIKA, пояснить за стилистические решения и в целом сфокусироваться не столько на операторской работе, сколько режиссуре проекта и его главной теме в целом. В отзывах и обзорах юзеры чаще всего интерпретировали историю максимум как повесть о скептицизме, а минимум про сомнение в Боге. Но будто основную тему токсичности веры либо не увидели, либо не осмыслили, либо обходят стороной. Но мне она кажется самой интересной и важной.

Токсичность веры в INDIKA

INDIKA напоминает смесь Линча и Тарковского в путешествии одержимой бесом монахини. Правда, намного проще. Но, хуже INDIKA это не делает. Просто она об одном аспекте в большой теме. Как игра, проект русских разработчиков — это простая адвенчура с головоломками. Самое игровое, что тут есть, это 8-битные эпизоды с платформингом. Да и это решение на самом деле можно обосновать историей. Уровни в стиле классических платформеров являются флэшбеками в юность Индики до того, как отец отправил её в монастырь. Это было теплое и уютное время для девушки, создавая контраст с холодной реальностью. К тому же, ключевое мрачное событие в миловидной пиксель-арт рисовке приобретает чёткий контраст, как один злосчастный роман уничтожил маленький мир девушки.

Токсичность веры в INDIKA

Ключевой темой истории является рассуждение о роли религии в жизни. Разработчик Дмитрий Светлов рассказывал, что идея игры черпает вдохновение из детства. Его сильно верующая мать всегда чтила слово Божие, но у молодого сына вечно возникали вопросы о справедливости, добре, зле и всех возможных нормах религии. Смотря на сюжет INDIKA, можно сделать вывод, что ответы были кроткие и неудовлетворительные.

Отец отправляет молодую Индику в монастырь. Сестры недолюбливают скромную девушку, поскольку в её голове вечно наговаривает гадости бес. Правда, он больше задает вопросы, рассуждает и подвергает сомнению структуру института православия.

Токсичность веры в INDIKA

Разработчиков до выхода игры пугали, что INDIKA может оскорбить чувства верующих. Однако оскорбления и отрицания веры в Бога здесь нет. Путешествие монахини по заснеженной русской хтони — это рассуждение о внутреннем мире, сосуществовании плохого и хорошего в человеке. Религия показана разносторонней. Из действий одного человека она несет деструктив, а вера другого наставляет на верный путь. Это история в первую очередь про личное путешествие, а не Бога.

Просто отмечу, что жемчужиной INDIKA является речь персонажей. Я в шоке от аутентичности русского языка без дикторского пафоса. Мат, ругань и полная слов-паразитов, пауз и недомолвок речь заставляет верить в любого персонажа с первой реплики. Я искренне не могу понять, кто жаловался на голоса героев. Их недомолвки и ужимки приземляют речь, что особенно важно для деревенского антуража.

Соболезновать можно лишь создателям субтитров, которым приходится пробираться через знаки препинания.
Соболезновать можно лишь создателям субтитров, которым приходится пробираться через знаки препинания.

Что касается до визуальных приемов. В начальных диалогах в монастыре мы никогда не наблюдаем Индику с точки зрения собеседников. Исключение операторской восьмерки изолирует героиню, делая диалоги с ней однобокими. Это нарушается только одном только моменте, когда сестры выходят из своего диалога и видят перед собой визуально меньшую Индику.

Такие визуальные решения подчеркивают отношение окружающих к героине.
Такие визуальные решения подчеркивают отношение окружающих к героине.

Отдельно хочется похвалить титры. Часто в кино используют приём, когда открывающая сцена или предсказывает, или резюмирует, или обозначает основные идеи произведения. Это помогает ввести зрителя, в чём главная тема или фишка истории.

Токсичность веры в INDIKA

Здесь по ходу имен авторов мы видим Индику с ворчащей монахиней, возмущенной вопросом девушки по поводу содержания письма. Этот “глухой телефон” наглядно иллюстрирует тему изоляции и токсичности. Как набожному человеку религия стать лучше не помогает, а только ограничивает его от чего-то зловещего, чем считают сестры Индику. Для старухи ворчание словно инструмент для того, чтобы не слушать девушку.

Токсичность веры в INDIKA

Здесь прослеживаются ракурсы не ради красоты, а выдержанные в едином решении. Таким образом, во время сцены домогательства мы видим фишай с широким углом обзора. Во-первых, подобный антураж так никогда не снимали. Зачастую подобная линза нужна для дерзких и современных кадров, но в INDIKA она подчеркивает моменты смятения и дезориентации. Подобным же образом выбивают из стандартного восприятия кадры с закреплением камеры на объектах, будь то повозка или лицо Индики.

Токсичность веры в INDIKA

Тут мы сталкиваемся с основным спутником главной героини - беглецом Ильей. Их контраст взглядов поднимает больше всего вопросов о значении религии в жизни человека. Индика - насильно обращенная в веру, когда Илья - насильник, обратившийся к вере. Ну, насильник для красного словца - человек из мира насилия. Индика чистая душа, напуганная пороком, а Илья - порочный человек, нашедший упокоение в Боге. Один из коротких диалогов наглядно показывает, как вера с разными вводными данными ориентирует человека в мире. После победы над огромной собакой, добродушная Индика печалится о смерти пса. Однако Илья ограничивает себя от вины, считая её грешной и злой. В следующей сцене он обозначает, что у собаки душа есть - она же как-то любит человека. Значит, не только инстинктам следует. Для Ильи вера в душу не только помогает плохих огораживать, но и хороших признавать. Что это буквально инструмент для ориентирования. Таким же образом ему в кружку Бог наказал встать на верный путь, подобно компасу - такому же инструменту.

Токсичность веры в INDIKA

Для сестер в монастыре вера так же помогает оградиться от бесовского, считайте деструктивного. Их радикальный взгляд в силу призвания и возрастает до токсичного отношения к Индике. Они всегда были “правильными”, а значит всё “неправильное” нужно ограничивать на корню. В свою очередь, Индика открывается Илье, поскольку он совмещает в себе плохое и хорошее, прошлое зека и стремление к Богу. Поэтому у них возникает близость во время сушки одежды на рыбной фабрике.

Токсичность веры в INDIKA

Когда Илья падает и теряет сознание, умирая от некроза руки, Индика решается на радикальные меры и отрезает её с помощью секача, чтобы остановить болезнь. Проснувшийся герой отрекается от девушки, но не столько потому что она лишила его руки, сколько потому как она не разделяет его веру. А значит, его компас отворачивается от неё, как от чего-то правильного. Ведь раньше он видел в ней знакомую по себе неоднозначность.

После небольшой прогулки по катакомбам и городу пара воссоединяется, чтобы отправится к чудодейственному кудецу. Илье он поможет очистить душу и пришить руку, а девушке избавиться от беса внутри. Индика признается священнику, что это последний шанс беглеца исцелиться.

Токсичность веры в INDIKA

Однако батюшка сдает парочку не смотря на тайну исповеди, ведь он такой же праведник токсичной веры, как и остальные. После этого Илья сбегает, а Индику арестовывают. По пути в клетку стражник рассказывает историю про Макара Косаря. В контексте истории байка должна была успокоить Индику, но в контексте общего посыла это окончательное размышление о вере устами охранника. Макар убил семеро детей, за что был казнен. Однако в своем понимании Макар после потери ребенка понял, что дети отправляются в рай, не успев нагрешить при жизни. Так что некоторые посчитали его чуть-ли не святым. Фишка в том, что история гласит об интерпретации веры, что и является лейтмотивом INDIKA.

Токсичность веры в INDIKA

В финале мы отправляется в самую хтонь - деревянные трущобы из бараков. Мы встречаем пьяного вдрызг Илью, променявшего кудец на медную трубу. Финальная сцена наглядно иллюстрирует, как отсутствие веры и лишение инструментария в виде неё сказывается на человеке, который несколько часов назад видел единственной своей целью храм и исцеление. Таким образом авторы подчеркивают, что не идут против религии.

INDIKA это рассуждение о токсичности и роли веры в жизни, а не её существовании или отсутствии. Проект Odd Meter иллюстрирует, что в силах морального компаса не только направлять, но и ограничивать. В таком контексте финал истории закономерен. Индика, винившая себя в скептицизме и предательстве отца, стремилась ограничить свои рассуждения и проложить неестественный для себя путь. Оставшись без веры, её моральный компас просто-напросто исчез. Потому в отражении пропадает дьявол, каким она себя считала. Осталась только маленькая, потерянная и давно сломанная девушка.

2121
11
11
11
11
26 комментариев

В общем мы получили игру из платиновых мюслей юного разраба прорабатывающего психотравму от религиозной мамки. Постмодерн во всей красе

13
1
1

Все гении такие, что поделать

Как и Эдмунд Макмиллен :)

Вон Бергман всю жизнь мусолил что его батя хуякой гигантсткой светанул на пляже и что первая тянка под ним обменструировалась и ничего, великий режиссёр кстати.

Да оно и не игра особо. Это скорее интерактивный арт объект. Мне понравилось, хоть что-то интересное со смыслом и на подумать. Такого сейчас мало, игры стали беззубые.

4

Я вот когда анонс увидел, думал будет хоррор годный на религиозную тему. А оказалось игора для альтушек из твиттора. Печаль

4

Какая разница если разраб высрал такой сюжет только потому что его в детстве заставляли в церковь ходить. И он обиделся. С его слов кста.

2