Что не так с новым «Доктором Кто»
Одиннадцатый сезон сериала закончился, оставив после себя массу вопросов и целый ворох проблем. И дело тут даже не в социальной повестке.
Новый шоураннер Крис Чибнелл («Бродчёрч») за один сезон умудрился настроить против себя практически всю аудиторию «Доктора». Своими решениями он выдрал из сериала с корнями те устои, которые Расселл Т. Дэвис и Стивен Моффат до него по очереди закладывали на протяжении дюжины лет.
И речь сейчас не о социальной повестке — её в первую очередь активно навязывает и проталкивает «Би-би-си», и это отдельная тема для обсуждения. Речь же сейчас именно о решениях Чибнелла как сценариста — он превратил сериал в абсолютно беззубое рельсовое шоу, неспособное удивить зрителя хоть чем-то.
Бесхребетный сюжет и такой же злодей
В каждом сезоне возрождённого в 2005-м «Доктора» так или иначе присутствовала обособленная сюжетная нить. В первых сезонах под авторством Расселла Т. Дэвиса она подавалась через спутников Доктора: Злой волк Розы Тайлер влиял на сюжет несколько сезонов, неубиваемость Капитана Джека аукалась то тут, то там, а Донна Ноубл по ходу сериала оказалась одной из самых влиятельных спутниц Доктора. Сюжетных линий под руководством Моффата стало ещё больше, и они заворачивались в сложный клубок, который распутывался от серии к серии — будь то события, связанные с Астронавтом, сюжетными линиями Пандорики и Трензалора, нити историй Ривер Сонг или «невозможной» Клары Освальд.
История же одиннадцатого сезона уместилась в небольшую завязку в первой серии сезона и такую же небольшую развязку в последней. И подход к этой развязке вышел абсолютно бездарным: Доктор совершенно случайно ловит сигнал SOS, который совершенно случайно приводит её к злодею из первой серии. Если во всех предыдущих сезонах к финалу были хоть какие-то подводки, то в этот раз сюжет финала оказался абсолютно высосанным из пальца.
Злодей же в лице Тима Шоу на деле оказался, несмотря на россыпь трофейных зубов на лице, таким же беззубым, как и сюжет. Стерильные сериальные условности не оправдывают ту глупость, при которой воитель, фальшивый бог и носитель тысячелетних знаний Стемзы попался на глупейший «гоп-стоп», сложившись и начав кряхтеть после одного выстрела.
Зачем было брать за основу абсолютно нового, не проработанного до конца персонажа, имея под рукой целый пантеон именитых гадов — не очень понятно. По окончании сезона создаётся впечатление, что Чибнелл и его команда решили отречься от всего предыдущего опыта и канонов Доктора, чтобы построить его с нуля. Но получилось откровенно слабо — жидкая сюжетная линия держится на случайностях и не выдерживает никакой критики, а злодей выглядит как обычный шарлатан и не вызывает ни уважения, ни страха, ни даже жалости.
Химия между персонажами абсолютно потеряна
Перед выходом нового сезона было много речей о том, что новый «Доктор» будет в первую очередь о спутниках. Признаться честно, даже довольно спорный десятый сезон на фоне нынешнего в этом плане смотрится выигрышно. Отчасти из-за шуток и едких комментариев Нардола, отчасти из-за того, что Билл как спутница всё-таки была живее и активнее.
Новые же спутники в количестве аж трёх человек, как и злодей, не вызывают у зрителя ровным счётом ничего. Решение путешествовать табором вместе с Доктором ни у кого из них не обосновано ничем: они все просто собрались вместе и полетели куда-то, без цели и мотивации. У Криса Чибнелла была отличная возможность расплести целую паутину отношений: как минимум, в начале сезона были намёки на любовную линию между Райаном и Ясмин, а непростые отношения между Райаном и Грэмом можно было развивать постепенно, от серии к серии. Но и здесь что-то пошло не так.
Спутники Доктора на протяжении всего сезона выглядят, как случайно залетевшие на огонёк персонажи третьего плана, и химия между ними такая же деревянная. Любовную линию просто слили в никуда, оставив без внимания, как это сделали и с самой Яз — после серии «Демоны Пенджаба», рассказывавшей историю её бабушки, сама Ясмин за сезон больше себя никак не проявила, под конец превратившись в статиста с парой реплик.
Развитие же отношений между Райаном и Грэмом — это прыжок из точки А в точку Б, с резкой трансформацией отношений из презрения в любовь и уважение. Только вот десяти серий Чибнеллу не хватило, чтобы эту трансформацию обосновать вменяемо. Презрение Райана к Грэму всего за две серии сменяется любовью и уважением, но из-за нехватки развития событий этот прыжок выглядит настолько надуманным и неуместным, что в него просто не веришь.
Отношения Доктора и спутников — это отдельный предмет обсуждения. Исторически между Доктором и его спутницами или спутниками была очень тонкая химия — отношение предыдущих Докторов к своим спутникам постоянно менялось, трансформируясь под конец в преданную платоническую любовь.
В новом же сезоне химии между Доктором и спутниками попросту нет.Они здесь скорее просто довесок разной степени полезности, и их отношения с Доктором не развиваются никак. Совсем. Это не идёт на руку сериалу, ведь герои не создают впечатление преданных союзников — это просто кучка людей, болтающихся рядом с Доктором, и ничего более.
Сериал держится только на самом Докторе
Как и в случае с Двенадцатым Доктором в исполнении Капальди, первый блин в виде нового сезона вышел слегка комом — старый-новый персонаж только разминается, адаптируется и начинает раскрываться. Это не отменяет того факта, что Джоди Уиттакер — прекрасная актриса, которой роль нелепого и слегка придурковатого Доктора далась очень хорошо. Её актёрская игра — это один из немногих положительных моментов в обновлённом «Докторе Кто».
Как Доктор она предстаёт перед зрителем очень ярким, интересным и самодостаточным персонажем, со своими принципами, идеалами и нелепостями. В такого Доктора определённо веришь. Но одного этого не хватит, чтобы вытащить стремительно идущий на дно сериал.
Что же в итоге? Новый мягкий перезапуск «Доктора Кто» вышел настолько скомканным, рваным и бессвязным, что в него трудно поверить любой аудитории. Новички просто рискуют не понять, что к чему, из-за отсутствия вменяемого сюжета. Старых фанатов сериала может оттолкнуть деревянность и аляповатость происходящего, а также отсутствие старых знакомых — для них это тоже почти что новый сериал.
Крис Чибнелл хотел заново «перезагрузить» Доктора для новой аудитории, отрёкшись от старых канонов, но в итоге пока что получилось лишь загубить то, на чём этот сериал и выстраивался долгие годы. И у него сейчас есть только один путь: учесть все совершённые за этот сезон ошибки, сделать двенадцатый сезон более проработанным по всем аспектам и молиться на благосклонность аудитории.
Потому что в противном случае культовый сериал рискует просто загнуться.