Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Размышления о ситуации с Fallout 76 и The Outer Worlds от Obsidian.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Если человек, далёкий от игровой индустрии, начнёт читать комментарии к трейлеру недавно анонсированной The Outer Worlds на YouTube, его наверняка удивит то, насколько малое количество этих комментариев посвящено самой игре.

Практически ни один из популярных комментариев не имеет к показанному в трейлере вообще никакого отношения — чтобы найти стандартные для таких случаев высказывания о визуальном стиле, сеттинге или возможной дате выхода, нужно приложить усилия. Зато практически в каждом комментарии упоминается абсолютно другая игра в совершенно другом жанре, действие которой происходит в совершенно другой вселенной, и за разработку которой отвечала совершенно другая студия.

Секцию популярных комментариев к трейлеру The Outer Worlds можно исчерпывающе описать одним словом — злорадство. Анонсированная в очень удачный момент RPG будто бы воспринимается аудиторией не как игра, а как некая небесная кара, постигшая компанию Bethesda за ужасную Fallout 76 и прочие грехи перед фанатами легендарной серии. В лучшем случае — как «месть» Obsidian.

Obsidian, скорее всего, добивалась такого эффекта осознанно — хотя бы в какой-то мере. На фоне того, что сейчас происходит с Fallout 76, во фразе «от создателей оригинального Fallout» невозможно не увидеть некую горделивую насмешку и желание дистанцироваться от «неправильных» Fallout от Bethesda.

Подтекст последовавшей за ней надписи «от разработчиков Fallout: New Vegas» тоже очевиден: именно New Vegas для многих остаётся пиком, после которого серия окончательно пошла по наклонной. В неё играло молодое поколение, её ценят любители «классики», и именно это название чаще всего всплывает при разговоре о недостатках Fallout от Bethesda.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Все эти люди в комментариях — настоящие фанаты вселенной Fallout. И именно они превратили анонс The Outer Worlds в весёлые похороны своей любимой франшизы.

Братство Стали, супермутанты, Анклав, Волт-бой, система S.P.E.C.I.A.L., война, которая никогда не меняется — все эти предметы, явления, организации, исторические события, элементы лора, торговые марки, столь дорогие их сердцу, оставались в распоряжении Bethesda. Компании, которая методично убирает из серии Fallout элементы RPG.

Компании, которая запросто меняет лор под свои текущие нужды, потому что «не хочет быть связанной по рукам и ногам тем, что кто-то там написал 20 лет назад». Компании, которая заставила легендарный бренд ассоциироваться с одним из самых жутких провалов в истории современной игровой индустрии.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Но фанатов, которые провели последние несколько лет, постоянно жалуясь на то, что происходит с франшизой, всё это, кажется, уже не заботит. Ведь теперь у них появилась RPG о далёком космосе и жадных корпорациях, которую с легендарной франшизой о постапокалиптических пустошах объединяют разве что имена создателей. Это кажется немного странным.

Разгадка проста. На самом деле, никто и никогда не любил франшизу Fallout саму по себе. Мы любили лишь то, что за ней стояло.

Тот Fallout, который «уже не тот» — это вовсе не Пустоши, S.P.E.C.I.A.L. и Волт-бой. Если бы это было так, никто бы не предъявлял претензий к Fallout 4.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Fallout, о котором тоскуют любители классики — это свобода действий, обилие возможностей, яркие персонажи, остроумные диалоги. Возможно, определённое настроение. Возможно, талант, творческий запал и искреннее стремление авторов создать нечто очень интересное. Всё это вещи, которые, к счастью для нас, невозможно купить и объявить своей интеллектуальной собственностью.

Вы можете считать, что любите именно Fallout и только Fallout, c его Волт-боем и Нюка-колой, и вам хочется до скончания дней играть только в игры по этой вселенной. Но мне кажется, что дело обстоит немного иначе. Волт-бой и Нюка-кола — лишь элементы, из которых складывается очень обаятельная вселенная. Мы любим их не за то, чем они являются сами по себе, а за ту атмосферу, которую они создают в совокупности.

На самом деле, нам нужны не Волт-бой и супермутанты, а игры с такой же великолепной атмосферой, как в Fallout. Но мы убедили себя в том, что жить не можем без конкретного Братства Стали и конкретной Нюка-колы, и скорее продолжим жаловаться на то, что Bethesda неправильно распоряжается своей интеллектуальной собственностью, чем отправимся искать нужную нам игру среди незнакомых брендов.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Как показала реакция на анонс The Outer Worlds, природа злости и обиды фанатов классических Fallout на Bethesda была вызвана не тем, что компания делает «неправильные» «Фоллауты». Она была вызвана тем, что «правильных» Fallout'ов не делает никто — а Bethesda просто была самым подходящим объектом для вымещения этой обиды. Зачем-то купила права на франшизу, сама «правильных» игр не делает, и другим не даёт.

А теперь на горизонте вдруг показалась The Outer Worlds, и неожиданно выяснилось, что для того, чтобы делать «правильную» Fallout, совершенно не обязательно обладать лицензией на вселенную.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

На мой взгляд, точно такая же подсознательная эмоция кроется и за всеми остальными случаями, когда фанаты той или иной франшизы обижаются на обладателей прав на неё. Например, многие, включая меня, крайне негативно относятся к тому, в каком направлении идут новые «Звёздные войны» от Disney. Если начать изливать душу и эмоционально их критиковать, многие недоумённо скажут: «Да какая тебе разница? Их франшиза, что хотят, то и делают. Старые фильмы-то у тебя никто не отнимал. Не нравится — не смотри».

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Но дело не в самих «Звёздных войнах» — несмотря на мою ностальгическую привязанность к этой франшизе, мне, по большому счёту, всё равно, что конкретно с ней делает Disney — «не нравится, не смотри», всё верно. Я не испытываю никаких особенных чувств к дизайну персонажей, названиям планет, звукам световых мечей и выстрелов из бластера, — на каждый из этих элементов у Disney есть патент, и было бы действительно глупо расстраиваться из-за того, что они собирают из них то, что тебе не нравится.

Но «Звёздные войны» — это не совокупность названий и запатентованных звуков. Это незабываемая атмосфера космического приключения, богатый лор, яркие персонажи, становящиеся феноменами массовой культуры. Это талантливые люди, горящие желанием рассказать захватывающую и масштабную историю.

Я просто хочу увидеть ещё один такой фильм, и мне неважно, в какой вселенной он будет происходить, какие именно звуки будут производить местные роботы и как будут называться планеты.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Но новых «Звёздных войн» на горизонте не появляется, а обладатели прав на старые, располагая бюджетами и находясь в крайне выгодной позиции для того, чтобы снимать такие фильмы, как хотелось бы мне, этого не делают. Поэтому мне, как и многим другим «фанатам», ничего не остаётся, кроме как критиковать Disney и продолжать задаваться риторическим вопросом — «почему же они не дадут бюджет тем людям, которые снимали те самые трейлеры для The Old Republic».

Пусть кто-то другой даст мне что-нибудь, что заменит в моём сердце «Звёздные войны», и я с удовольствием забуду о Disney — пусть делают со своей интеллектуальной собственностью, что захотят. Пусть хоть Star Wars Resistance снимают.

Star Wars: Resistance

«Гарри Поттер» — это прекрасная сказка для детей и взрослых, живой магический мир и интригующие детективные сюжеты. Сериал «Игра престолов» — до мелочей продуманная фэнтезийная вселенная, комплексные персонажи и сложные интриги. «Пираты Карибского моря» — морская романтика, обаятельные герои и изобретательный экшен. Ни на что из этого нельзя наложить копирайт.

Злость на обладателей прав на эти франшизы за то, что они делают с ними сейчас — это, по сути, злость на то, что таких произведений слишком мало.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

В последнее время мы чуть ли не еженедельно читаем о том, что THQ Nordic приобрела права на какую-нибудь очередную игровую франшизу — почти каждое такое приобретение вызывает восторг у публики, поскольку означает надежду на возрождение любимой многими игровой серии.

Но задайтесь вопросом: точно ли необходимо обладать лицензией на Kingdoms of Amalur, чтобы сделать «новую Kingdoms of Amalur»? Точно ли новая Jagged Alliance непременно должна носить название «Jagged Alliance»? Точно ли то, за что вы любили эти игры, можно «продать» или «выкупить»?

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Возможно, мы уделяем чересчур много внимания брендам и франшизам. The Outer Worlds — громкий анонс с громкими фразами в трейлере, и он вряд ли пройдёт мимо кого-то из тех, кто всерьёз интересуется Fallout.

Но если бы она была игрой поменьше, и если бы у неё не было возможности напирать на фразу «от создателей оригинального Fallout» — скорее всего, многие проигнорировали бы её, и продолжили бы безнадёжно ждать «правильный» Fallout от Bethesda. И в бессмысленной ярости ругать компанию и нравы современной молодёжи, в угоду которой комплексная RPG превратилась в постапокалиптического конкурента Minecraft.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

К сожалению, The Outer Worlds, какой бы прекрасной она ни вышла, вряд ли ждёт коммерческий успех, сопоставимый с успехом Fallout 4. Phoenix Point от создателя оригинальной XCOM вряд ли удастся встать на одну доску с XCOM от Firaxis, потому что что это вообще такое — Phoenix Point?

Гениальный фильм о космических приключениях в оригинальной вселенной, скорее всего, провалится, а очередной посредственный фильм по «Звёздным войнам», скорее всего, окупится. Ваша инновационная коллекционная карточная игра, шедевр геймдизайнерской мысли, никому не будет нужна, пока в других играх есть карточки с персонажами Warcraft, «Ведьмака», The Elder Scrolls и Dota 2. Всё так, и это положение дел вряд ли когда-нибудь существенно изменится.

Я лишь хочу сказать, что если вам безумно хочется увидеть продолжение своей любимой франшизы, возможно, вам не нужно ждать, пока права на неё выкупит THQ Nordic или Netflix, а стоит просто оглядеться по сторонам. Может быть, нужное вам произведение уже существует, просто под другим брендом. Или есть кто-то, кто хочет и может создать такое произведение, и нуждается в вашей поддержке. Или вы можете создать такое произведение сами.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

Bethesda «не хочет быть связанной по рукам и ногам тем, что кто-то там написал 20 лет назад». Так давайте и мы перестанем так серьёзно относиться к сделкам, которые кто-то там заключил 20 лет назад. В какой-то момент одни бизнесмены купили у других слово Fallout, супермутантов и Волт-боя — так пусть извлекают из всего этого прибыль так, как считают нужным. Почему спустя столько лет нас продолжает волновать судьба франшизы, если из неё пропало то, за что мы её любили?

Bethesda может сделать ещё десяток плохих игр, но она никогда не отнимет у нас Fallout. Disney может сколько угодно вкладывать деньги и усилия в никому не нужные проекты, но она не отнимет у нас «Звёздные войны». Fox может закрыть «Светлячка» после первого сезона и десятилетиями держаться за права на эту вселенную, но ей не отнять у нас небо.

Мнение: нам стоит перестать держаться за франшизы

С какого-то момента любая франшиза или вымышленная вселенная становится лишь «интеллектуальной собственностью» — строчкой в договоре. Если начать относиться к этому именно так, можно будет сэкономить кучу душевных сил, если с вашей любимой франшизой начнёт происходить что-то нехорошее.

Отпустите свою любимую вселенную и начните поиски в другом месте — от этого будет лучше и вам, и множеству творцов, на которых никто не обращает внимания из-за того, что за ними не стоит мощного бренда.

726726
415 комментариев

3 и 4 у меня вызывали такой эффект, насчёт 76 я уже спокоен, франшизу давно похоронил)

Fox может закрыть «Светлячка» после первого сезона и десятилетиями держаться за права на эту вселенную, но ей не отнять у нас небо.

156

Take my love, take my land.
Take me where I cannot stand.
I don’t care, I’m still free.
You can’t take the sky from me.

36

Ну, это лучше чем продавать права какому-нибудь диснею, в любом случае)

2

Как говорится,раньше фоллыч делали "от геймеров для геймеров",а сейчас беседка делает "от дебилов для дебилов".

99