Sharpshooter 3D. Пример хорошего самобытного отечественного инди. Или какими должны быть независимые игры.
В разговоре про хорошее отечественное инди в голову приходит много разных игр — по-хорошему чудаковатый «Мор», интересный алхимический симулятор «Potion Craft», вышедший недавно анимешный «MiSide», ставший популярным во всем мире, и куча других интересных инди-проектов, сделанных у нас. Но есть то, что известно только избранным, то, что можно назвать скрытым гемом игрового андерграунда. То, что может понравиться не из-за геймплея, а из-за смелости разработчиков, которые его делали. И это — Sharpshooter 3D.
О разработчиках Шарпшутера — студии Headhunter Games — известно очень мало. И сами разработчики предпочитают не сильно афишировать свою деятельность и быть публичными; те, кто играл, знают, зачем, а те, кто еще не понимают, постараюсь объяснить в этой статье.
Известно, что игра была сделана группой друзей в 2018 году. Эти друзья были объединены не только идеей сделать игру, но и идеей, основанной на особом видении политической ситуации в неназванной стране. Можно подумать, что эта игра про какие-то конкретные политические идеи — нет, это вообще не так. Скорее, это игра как вызов системе, игра как путешествие по России 90-х на движке Doom 2, игра как представление культурного разнообразия под определенным углом.
Это не «русский Doom».
Итак, многие думают, что Шарпшутер — это какой-то там русский Doom. Это не совсем так, даже несмотря на то, что игра делалась на движке дума. Да-да, не удивляйтесь, игра делалась на форке Doom, и хоть такой выбор при создании новой игры может показаться странным, в случае с SS 3d это добавило игре определенный шарм. Шарм, который был очень необходим в этом путешествии по России лихих девяностых. И несмотря на то, что игра делалась на движке Doom, сам геймплей представляет из себя нечто отличное от Doom. Луцай, например, в своем ролике назвал «Шарпшутер 3D» шутером с элементами иммерсив-симов.
И действительно, в отличие от динамики бумер-шутеров, разработчики из Headhunter Games добавили в свое детище некоторые пути альтернативного прохождения, такие как вентиляции или в некоторых уровнях даже транспорт. И хоть стелса в игре нет, геймплей вообще не обязывает тебя убивать всех подряд — можно спокойно бежать вперед, параллельно смотря в окно, наслаждаясь видами малополигональных хрущевок.
Ко всему еще стоит сказать, что в игре почти нет огнестрельного оружия, а то, что есть, не дает большого преимущества в боях, и рукопашное оружие в игре гораздо эффективнее. Да и в отличие от пистолета и дробовика, ближнее оружие представлено очень разнообразно и включает в себя весь арсенал футбольного фаната. Здесь тебе и бутылки из-под пива и перцовки, заточки и канцелярские ножи, огнетушители и сковородки, и много еще всякого разного.
При этом весь этот арсенал отличается не только уроном, но и анимациями, прочностью, а некоторые, как например, перцовка, имеют запас газов (Юрия Хованского, к сожалению, в игру не добавили). В общем, игра почти обязывает тебя проходить в ближнем бою, что очень сильно контрастирует с Doom-like геймплеем, который заточен под динамичные сражения в дальнем бою и постоянной сменой местоположения, дабы выжить.
Хотя есть и элементы, которые навеивают воспоминания о том самом оригинальном Doom 1993 года. Это огромное количество насилия, кровяки и пиксельной расчлененки. И это, собственно, одна из первых противоречивых и уникальных особенностей «Шарпшутера». Если в 90-е насилие было неотъемлемой частью игр, то сейчас, из-за другой культуры и прочего, если и добавляют насилие, то делают это довольно изысканно, чтобы не получить вагон критики в свой адрес.
Headhunters же вообще не парила реакция потенциальной аудитории — это олдскульный шутер, который ребята делали в первую очередь для себя. И в случае с «Шарпшутером» насилие — это особенность геймплея, значимость которого нельзя преуменьшить. Но стоит понимать, что, так как в игре отсутствует как таковой сюжет (в игре просто нет диалогов), это насилие разработчики никак не стараются оправдать, оно идет с самого начала и до самого конца. И вообще, в этом и заключается главная особенность игры — она не пытается быть для кого-то, она вообще никак не оправдывает поведение главного героя, не оправдывает все убийства, происходящие на экране.
По-настоящему субкультурный шутер.
Хватит лирики, этот субкультурный шутер не просто так называется субкультурным, при этом субкультурного в нем точно больше, чем шутера. Несмотря на то, что все прохождение строится на бесконечных убийствах и насилии, суть игры не в этом, а в локациях и сеттинге — SharpShooter 3D — это карикатурное приключение по России лихих 90-х. И если в качестве противников и мобов являются карикатурные образы различных субкультур, то пиксельные локации переданы очень достоверно и сохраняют дух постсоветского времени, времени нищеты и хрущевок, подпольных качалок и крышующих эти качалки бандитов.
При этом локации не ограничиваются банальными коридорами, здесь есть вполне обширные локации с секретами в виде тайных бассейнов с альтушками того времени, которые, конечно же, охраняются скуфами в попытке до них дотронуться. Все как в реальной жизни. Возвращаясь к разнообразию локаций — здесь у нас есть подъезды наших любимых хрущевок, знаменитые дома культуры с соответствующим интерьером, магазины с все еще советским антуражем, площади с собственными мазволеем, чем-то напоминающим Красную площадь Москвы с чем-то напоминающим Лениным. Но повторюсь, действие игры происходит в вымышленной стране вымышленного времени, поэтому все совпадения случайны.
А вот наличие субкультур и их значение в игре, наверное, самая выделяющаяся из всего остального вещь. Здесь все разнообразие субкультур представлено почти исключительно в виде врагов нашего главного героя. И как видит творец, все они могут быть убиты (или, по задумке, даже должны быть убиты — не знаю). На самом деле, на фоне отсутствия диалогов сложно понять настоящую роль каждой из этих субкультур в игре, но однозначно можно сказать только то, что нашими союзниками являются определенная группировка футбольных фанатов, а все остальные враги (потому что первые нас не атакуют, а все остальные сразу же нападают с характерными звуками).
Из всего разнообразия могу выделить успешных предпринимателей из 90-х или, в простонародье, новых русских; иностранных специалистов, футбольный ультрас, полицейских, хиппи, панков и еще много разных категорий людей. Все это разнообразие культур, как это модно сейчас говорить, репрезентативно представлено в игре и очень хорошо отражает культуру того самого лихого времени. Время бандитизма и полной вседозволенности, время, в котором каждый пытался выжить как мог в кризисное время. Все это пиксельное разнообразие субкультур и атмосфера хрущевок и домов культуры делает хороший экскурсионный тур в то время. И вот я как раз увидел в этой игре в первую очередь именно этот экскурсионный тур по России и только во вторую очередь шутер с ультранасилием.
Не только локациями и атмосферой хорош «Шарпшутер», в игре очень выразительный и динамичный саундтрек, соответствующий бунтарскому духу игры, под который точно не заскучаешь. Более того, под такую музыку самому хочется подняться с кресла и пойти громить улицы. Чего я, конечно, не рекомендую делать и вообще строго осуждаю. Игра вполне способна удовлетворить все эти желания и потребности.
Игра как отсылка.
И хоть сама игра является в какой-то степени одной большой отсылкой к так называемым шарпам — политическому движению из андеграунда, и другой большой отсылкой к России 90-х, здесь также можно найти много интересных отсылок к попкультуре того времени, так и к играм, в частности к Doom и Postal.
Например, в игре есть отдельный эпизод, где нам приходится пройти один уровень из Doom альтернативной вселенной «Шарпшутера», где Doom — это Pain, и не Doom 1993, а Pain 1999.
А вот отсылок на попкультуру и политику еще более чем предостаточно. Здесь и кадры из «Брата», вставленные как PNG в телевизор, и чем-то похожее название известного в России желтого СМИ. Поэтому внимание к деталям — и вы найдете много всяких приколов, но самое важное помнить: все в игре — это юмор, а вот трэшем я все-таки эту игру назвать не осмелюсь.
И очевидно на политику отсылок здесь еще больше, но это вам я советую самим глянуть. Могу только накинуть такой скрин, чтобы вы сами угадали, что находится за этой дверью.
Почему это пример хорошего инди.
К идеям «Шарпшутера» можно относиться по-разному, можно быть несогласным со взглядами разработчиков, радикализмом проявления этих взглядов в своей игре. Но, по моему мнению, «Шарпшутер» — это идеальный пример того, как должна выглядеть по-настоящему независимая игра. Она не делалась ради денег, не делалась ради поиска одобрения у кого-либо. В моем понимании такие игры — это пример панковского искусства, как граффити на кирпичной стенке в богом забытом районе. Как написанный в блокноте политический манифест студентами, недовольными системой.
У таких игр нет издателя, нет начальства, диктующего условия, и цель заработать является вторичной. Именно поэтому, несмотря на градус насилия, весь радикализм игра завоевала популярность в определенных слоях. Потому что играя в него, создается ощущение, что ты прикасаешься к чему-то уникальному, что это не просто какая-то очередная отполированная игра, а запретный плод, сделанный в дерзком стиле.
Я осмелюсь даже провести некое сравнение с «Диско Элизиумом» — да, эти игры очень разные, но в своей концепции они однозначно чем-то похожи. И то, и другое — это изделие бунтарей, которые решили воплотить свои идеи в играх. И хоть «Диско Элизиум» в своем итоге погряз в том, с чем боролся, то никому неизвестные Headhunters продолжают творить и уже сделали еще один самобытный инди-проект «Homeland», который, к сожалению, провалился по определенным причинам.
Вообще, с первого взгляда может показаться, что я все это у себя в голове напридумал, и «SharpShooter 3D» просто лишь шутер с ультранасилием, ничем не примечательный. Но для того чтобы понять эту игру, в нее обязательно нужно поиграть и ощутить этот вайб, эту атмосферу России лихих 90-х с привкусом субкультурщины. Конечно, чувствительным играть, наверное, все-таки не стоит, но если вы не знаете, во что поиграть и хотите чего-то нового, то советую вам потратить пару часов на исследование сего чуда.
Сейчас в разработке находится сиквел «Шарпшутера» уже на новом движке. Остается надеяться, что отсутствие пиксельной графики не скажется на атмосфере игры и мы получим более обширный и уникальный арт-объект, продолжающий бунтарские идеи первой части. Так или иначе, я считаю, что именно таким должны быть независимые игры, потому они и независимые, что кладут на все правила и устои. И если в кино и книгах такого достаточно, то в играх настолько самобытное встречается довольно редко, и «SharpShooter 3D» — идеальный пример такой игры.
P.S. Посматривал на микроинтервью у разработчиков и интересный материал про историю субкультур, которые повлияли на создание шарпшутера. Линки: