Sharpshooter 3D. Пример хорошего самобытного отечественного инди. Или какими должны быть независимые игры.

В разговоре про хорошее отечественное инди в голову приходит много разных игр — по-хорошему чудаковатый «Мор», интересный алхимический симулятор «Potion Craft», вышедший недавно анимешный «MiSide», ставший популярным во всем мире, и куча других интересных инди-проектов, сделанных у нас. Но есть то, что известно только избранным, то, что можно назвать скрытым гемом игрового андерграунда. То, что может понравиться не из-за геймплея, а из-за смелости разработчиков, которые его делали. И это — Sharpshooter 3D.

Sharpshooter 3D. Пример хорошего самобытного отечественного инди. Или какими должны быть независимые игры.

О разработчиках Шарпшутера — студии Headhunter Games — известно очень мало. И сами разработчики предпочитают не сильно афишировать свою деятельность и быть публичными; те, кто играл, знают, зачем, а те, кто еще не понимают, постараюсь объяснить в этой статье.

Говорящий логотип.
Говорящий логотип.

Известно, что игра была сделана группой друзей в 2018 году. Эти друзья были объединены не только идеей сделать игру, но и идеей, основанной на особом видении политической ситуации в неназванной стране. Можно подумать, что эта игра про какие-то конкретные политические идеи — нет, это вообще не так. Скорее, это игра как вызов системе, игра как путешествие по России 90-х на движке Doom 2, игра как представление культурного разнообразия под определенным углом.

Так, в своем микроинтервью, авторы говорят почему решили сделать такую интересную игру. Ссылку на это интервью оставлю в конце.
Так, в своем микроинтервью, авторы говорят почему решили сделать такую интересную игру. Ссылку на это интервью оставлю в конце.

Это не «русский Doom».

Итак, многие думают, что Шарпшутер — это какой-то там русский Doom. Это не совсем так, даже несмотря на то, что игра делалась на движке дума. Да-да, не удивляйтесь, игра делалась на форке Doom, и хоть такой выбор при создании новой игры может показаться странным, в случае с SS 3d это добавило игре определенный шарм. Шарм, который был очень необходим в этом путешествии по России лихих девяностых. И несмотря на то, что игра делалась на движке Doom, сам геймплей представляет из себя нечто отличное от Doom. Луцай, например, в своем ролике назвал «Шарпшутер 3D» шутером с элементами иммерсив-симов.

Sharpshooter 3D. Пример хорошего самобытного отечественного инди. Или какими должны быть независимые игры.

И действительно, в отличие от динамики бумер-шутеров, разработчики из Headhunter Games добавили в свое детище некоторые пути альтернативного прохождения, такие как вентиляции или в некоторых уровнях даже транспорт. И хоть стелса в игре нет, геймплей вообще не обязывает тебя убивать всех подряд — можно спокойно бежать вперед, параллельно смотря в окно, наслаждаясь видами малополигональных хрущевок.

Его видение аугментированно.
Его видение аугментированно.

Ко всему еще стоит сказать, что в игре почти нет огнестрельного оружия, а то, что есть, не дает большого преимущества в боях, и рукопашное оружие в игре гораздо эффективнее. Да и в отличие от пистолета и дробовика, ближнее оружие представлено очень разнообразно и включает в себя весь арсенал футбольного фаната. Здесь тебе и бутылки из-под пива и перцовки, заточки и канцелярские ножи, огнетушители и сковородки, и много еще всякого разного.

Арсенал нашего главного героя. 

При этом весь этот арсенал отличается не только уроном, но и анимациями, прочностью, а некоторые, как например, перцовка, имеют запас газов (Юрия Хованского, к сожалению, в игру не добавили). В общем, игра почти обязывает тебя проходить в ближнем бою, что очень сильно контрастирует с Doom-like геймплеем, который заточен под динамичные сражения в дальнем бою и постоянной сменой местоположения, дабы выжить.

Пьянству - бой!
Пьянству - бой!

Хотя есть и элементы, которые навеивают воспоминания о том самом оригинальном Doom 1993 года. Это огромное количество насилия, кровяки и пиксельной расчлененки. И это, собственно, одна из первых противоречивых и уникальных особенностей «Шарпшутера». Если в 90-е насилие было неотъемлемой частью игр, то сейчас, из-за другой культуры и прочего, если и добавляют насилие, то делают это довольно изысканно, чтобы не получить вагон критики в свой адрес.

Эту мы не трогаем.
Эту мы не трогаем.

Headhunters же вообще не парила реакция потенциальной аудитории — это олдскульный шутер, который ребята делали в первую очередь для себя. И в случае с «Шарпшутером» насилие — это особенность геймплея, значимость которого нельзя преуменьшить. Но стоит понимать, что, так как в игре отсутствует как таковой сюжет (в игре просто нет диалогов), это насилие разработчики никак не стараются оправдать, оно идет с самого начала и до самого конца. И вообще, в этом и заключается главная особенность игры — она не пытается быть для кого-то, она вообще никак не оправдывает поведение главного героя, не оправдывает все убийства, происходящие на экране.

Sharpshooter 3D. Пример хорошего самобытного отечественного инди. Или какими должны быть независимые игры.

По-настоящему субкультурный шутер.

Хватит лирики, этот субкультурный шутер не просто так называется субкультурным, при этом субкультурного в нем точно больше, чем шутера. Несмотря на то, что все прохождение строится на бесконечных убийствах и насилии, суть игры не в этом, а в локациях и сеттинге — SharpShooter 3D — это карикатурное приключение по России лихих 90-х. И если в качестве противников и мобов являются карикатурные образы различных субкультур, то пиксельные локации переданы очень достоверно и сохраняют дух постсоветского времени, времени нищеты и хрущевок, подпольных качалок и крышующих эти качалки бандитов.

Home, sweet home.
Home, sweet home.

При этом локации не ограничиваются банальными коридорами, здесь есть вполне обширные локации с секретами в виде тайных бассейнов с альтушками того времени, которые, конечно же, охраняются скуфами в попытке до них дотронуться. Все как в реальной жизни. Возвращаясь к разнообразию локаций — здесь у нас есть подъезды наших любимых хрущевок, знаменитые дома культуры с соответствующим интерьером, магазины с все еще советским антуражем, площади с собственными мазволеем, чем-то напоминающим Красную площадь Москвы с чем-то напоминающим Лениным. Но повторюсь, действие игры происходит в вымышленной стране вымышленного времени, поэтому все совпадения случайны.

Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить!
Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить!

А вот наличие субкультур и их значение в игре, наверное, самая выделяющаяся из всего остального вещь. Здесь все разнообразие субкультур представлено почти исключительно в виде врагов нашего главного героя. И как видит творец, все они могут быть убиты (или, по задумке, даже должны быть убиты — не знаю). На самом деле, на фоне отсутствия диалогов сложно понять настоящую роль каждой из этих субкультур в игре, но однозначно можно сказать только то, что нашими союзниками являются определенная группировка футбольных фанатов, а все остальные враги (потому что первые нас не атакуют, а все остальные сразу же нападают с характерными звуками).

Это наши лучшие друзья, здесь так и написано.
Это наши лучшие друзья, здесь так и написано.
А это наши заклятые враги, фанаты другой футбольной команды. Так бывает среди футбольных фанатов.
А это наши заклятые враги, фанаты другой футбольной команды. Так бывает среди футбольных фанатов.

Из всего разнообразия могу выделить успешных предпринимателей из 90-х или, в простонародье, новых русских; иностранных специалистов, футбольный ультрас, полицейских, хиппи, панков и еще много разных категорий людей. Все это разнообразие культур, как это модно сейчас говорить, репрезентативно представлено в игре и очень хорошо отражает культуру того самого лихого времени. Время бандитизма и полной вседозволенности, время, в котором каждый пытался выжить как мог в кризисное время. Все это пиксельное разнообразие субкультур и атмосфера хрущевок и домов культуры делает хороший экскурсионный тур в то время. И вот я как раз увидел в этой игре в первую очередь именно этот экскурсионный тур по России и только во вторую очередь шутер с ультранасилием.

Самая вечная субкультура.
Самая вечная субкультура.
А это самая симпатичная субкультура. Но не наша, мужики.
А это самая симпатичная субкультура. Но не наша, мужики.

Не только локациями и атмосферой хорош «Шарпшутер», в игре очень выразительный и динамичный саундтрек, соответствующий бунтарскому духу игры, под который точно не заскучаешь. Более того, под такую музыку самому хочется подняться с кресла и пойти громить улицы. Чего я, конечно, не рекомендую делать и вообще строго осуждаю. Игра вполне способна удовлетворить все эти желания и потребности.

Игра как отсылка.

И хоть сама игра является в какой-то степени одной большой отсылкой к так называемым шарпам — политическому движению из андеграунда, и другой большой отсылкой к России 90-х, здесь также можно найти много интересных отсылок к попкультуре того времени, так и к играм, в частности к Doom и Postal.

Sharpshooter 3D. Пример хорошего самобытного отечественного инди. Или какими должны быть независимые игры.

Например, в игре есть отдельный эпизод, где нам приходится пройти один уровень из Doom альтернативной вселенной «Шарпшутера», где Doom — это Pain, и не Doom 1993, а Pain 1999.

Дум внутри русского дума. Точнее Pain 1999 внутри русского дума.
Дум внутри русского дума. Точнее Pain 1999 внутри русского дума.

А вот отсылок на попкультуру и политику еще более чем предостаточно. Здесь и кадры из «Брата», вставленные как PNG в телевизор, и чем-то похожее название известного в России желтого СМИ. Поэтому внимание к деталям — и вы найдете много всяких приколов, но самое важное помнить: все в игре — это юмор, а вот трэшем я все-таки эту игру назвать не осмелюсь.

Не брат ты мне, гнида
Не брат ты мне, гнида
Чем то напоминает одно когда то известное сми.
Чем то напоминает одно когда то известное сми.

И очевидно на политику отсылок здесь еще больше, но это вам я советую самим глянуть. Могу только накинуть такой скрин, чтобы вы сами угадали, что находится за этой дверью.

Какие-то клоны. Интересно, что за клоны находятся за этой дверью. Наверное, клоны из звездных войн.
Какие-то клоны. Интересно, что за клоны находятся за этой дверью. Наверное, клоны из звездных войн.

Почему это пример хорошего инди.

К идеям «Шарпшутера» можно относиться по-разному, можно быть несогласным со взглядами разработчиков, радикализмом проявления этих взглядов в своей игре. Но, по моему мнению, «Шарпшутер» — это идеальный пример того, как должна выглядеть по-настоящему независимая игра. Она не делалась ради денег, не делалась ради поиска одобрения у кого-либо. В моем понимании такие игры — это пример панковского искусства, как граффити на кирпичной стенке в богом забытом районе. Как написанный в блокноте политический манифест студентами, недовольными системой.

Такой вот вайб у игры.
Такой вот вайб у игры.

У таких игр нет издателя, нет начальства, диктующего условия, и цель заработать является вторичной. Именно поэтому, несмотря на градус насилия, весь радикализм игра завоевала популярность в определенных слоях. Потому что играя в него, создается ощущение, что ты прикасаешься к чему-то уникальному, что это не просто какая-то очередная отполированная игра, а запретный плод, сделанный в дерзком стиле.

Cамая лучшая инди за всю историю. Change my mind.
Cамая лучшая инди за всю историю. Change my mind.

Я осмелюсь даже провести некое сравнение с «Диско Элизиумом» — да, эти игры очень разные, но в своей концепции они однозначно чем-то похожи. И то, и другое — это изделие бунтарей, которые решили воплотить свои идеи в играх. И хоть «Диско Элизиум» в своем итоге погряз в том, с чем боролся, то никому неизвестные Headhunters продолжают творить и уже сделали еще один самобытный инди-проект «Homeland», который, к сожалению, провалился по определенным причинам.

Sharpshooter 3D. Пример хорошего самобытного отечественного инди. Или какими должны быть независимые игры.

Вообще, с первого взгляда может показаться, что я все это у себя в голове напридумал, и «SharpShooter 3D» просто лишь шутер с ультранасилием, ничем не примечательный. Но для того чтобы понять эту игру, в нее обязательно нужно поиграть и ощутить этот вайб, эту атмосферу России лихих 90-х с привкусом субкультурщины. Конечно, чувствительным играть, наверное, все-таки не стоит, но если вы не знаете, во что поиграть и хотите чего-то нового, то советую вам потратить пару часов на исследование сего чуда.

Sharpshooter 3D. Пример хорошего самобытного отечественного инди. Или какими должны быть независимые игры.

Сейчас в разработке находится сиквел «Шарпшутера» уже на новом движке. Остается надеяться, что отсутствие пиксельной графики не скажется на атмосфере игры и мы получим более обширный и уникальный арт-объект, продолжающий бунтарские идеи первой части. Так или иначе, я считаю, что именно таким должны быть независимые игры, потому они и независимые, что кладут на все правила и устои. И если в кино и книгах такого достаточно, то в играх настолько самобытное встречается довольно редко, и «SharpShooter 3D» — идеальный пример такой игры.

Sharpshooter 3D 2. Теперь в настоящем 3D.
Sharpshooter 3D 2. Теперь в настоящем 3D.

P.S. Посматривал на микроинтервью у разработчиков и интересный материал про историю субкультур, которые повлияли на создание шарпшутера. Линки:

2626
28 комментариев

интересный алхимический симулятор «Potion Craft»Когда уже перестанут нахваливать этот мусор и ставить в один ряд с хорошими играми.
В ней имеется хорошая задумка, но не реализация. Если поиграл в неё 20-30 минут, то можешь закрывать и удалять, потому что уже увидел всю игру, а геймплей сам по себе слишком слабый для удержания интереса. Сам играл в неё в раннем доступе, думал, что на релизе они что-то сделают с этим, но потом периодически читал отзывы о ней и, никаких попыток что-то сделать разрабы так и не предприняли.
Она так-то классная, но ставить на 30минутную поделку, пусть даже визуально очень приятную, ценник в 710р - а совесть где? Стоила бы она рублей 150 - это был бы уже другой разговор.

4

Ну я тут особо то и не выражал своего мнения о данной игре, скорее констатация факта популярности данного творения. Насчет ценника соглашусь, ставить такой прайс на такие простецкие игры - прогрев гоев.

3

вот ещё игра сделанная на чёто-тамДум. Не русская конечно, но тоже славная.
https://store.steampowered.com/app/1988750/Project_Crypt/

1

Продвигаем андерграунд

1

Выглядит интересно, несмотря на устаревшую графику. Хотя лично меня такое никак не отталкивает. Может быть, даже поиграю чисто колорита ради.

1

Обязательно поиграйте, игрушка по сути на вечерок, но приятное необычное послевкусие все равно остается. А графика здесь, по моему мнению, даже наоборот подходящая, сделай такое на юнити или анриле шарм пропадет как будто, ну мне так кажется.

1