Кому поклоняешься ты?
Кому поклоняешься ты?

#шлëпапост

1313
33
22
11

При Григории IV в западно-христианском мире внезапно появилась страсть к мощам, быстро достигшая степени полного неис­товства. Кладби­щенским и катаком­бным сторожам приходилось проводить целые ночи в тревоге, как будто в ожидании нападения гиен на тамошние засохшие трупы. Отовсюду прокра­дывались к ним воры, прибегавшие ко всяким хитростям, чтобы достигнуть своей цели. Ни один паломник не хотел уезжать из Рима без кусочка «священного» трупа. Возникла поэтому целая индустрия под­дельных мощей. До нас дошла эпиграмма того времени, описываю­щая, как священники, смеясь в душе, под­делывали святых. Лучшим доказатель­ством истинности мощей являлись, конечно, проделываемые ими чудеса, и такие чудеса организо­вывались или, в худшем случае, к мощам прилагались документы, удо­стоверя­ющие произ­водимые ими чудеса.

Сами понтифексы, чтобы упрочить свое влияние, давали лицензии на вывоз особо знаменитых мумий. Эти мумии отправлялись из Рима на богато разукрашен­ных колесницах в сопровож­дении священ­ников, распевавших молитвы. Всюду, где показывалась колесница, навстречу ей стремился народ, моливший об исцелении своих больных. Ее прибытие в назначенный город Германии. Франции или Англии превращалось в празднество, длившееся несколько дней.

Но сушеные трупы мужчин, женщин и даже детей вывозились тогда не из одного Рима, но также и с Востока и тоже нередко под видом похищения. Так в 828 году из Александрии в Венецию была привезена мумия якобы апостола Марка, и с той поры Марк сделался патроном Венеции. В 840 г. в Беневент были доставлены мощи и другого апостола, Варфоломея.

В особо фанатических формах погоня за мумиями проявилась при дворе последних ломбард­ских властителей Италии. Подобно тому, как в XV—XVI веках папы и светские властители со страстью собирали припи­сываемые древности рукописи и произведения изящных искусств, так и в IX веке Сикард рассылал своих агентов по всем островам и берегам разыскивать и собирать для него не только целые засохшие тела, но и их кости, черепа и другие останки. Все эти находки склады­вались в церкви Беневента, так что она превратилась в музей священных ископаемых.

Историки не дают, по существу, никаких внятных объяснений этой вспышке трупо­поклонства в западно-христиан­ском мире. С точки же зрения Морозова ответ предельно прост: поклонение мумиям-мощам всегда было неотъемлемой чертой египетской версии христианского культа. Оно, по-видимому, продол­жалось и после того, как в VIII веке Египет обратился к мусуль­манству (которое в то время еще не отошло от христианства; см. гл. 15), но с развитием мусульманско-исламской идеологии, оно постепенно пришло с ней в противоречие. Надо думать, что где-то около 825 года мумие­поклонники были вынуждены покинуть Египет. Явившись в Рим, они принесли с собой свой культ.